Словарь-справочник по психоанализу

НАРЦИССИЗМ

– любовь к собственному образу, к самому себе, болезненная самовлюбленность. Понятие «нарциссизм» было введено в научную литературу английским ученым Х. Эллисом, который в работе «Аутоэротизм: психологическое исследование» (1898) описал одну из форм извращенного поведения, соотнесенную им с мифом о Нарциссе. Согласно этому мифу, отличавшийся необычной красотой юноша Нарцисс отвергал всех женщин, добивавшихся его расположения и любви. Когда одна из отвергнутых им (нимфа Эхо) умерла от разбитого сердца, богиня правосудия Немезида решила наказать Нарцисса: увидев свое отражение в воде озера, юноша настолько влюбился в него, что, будучи не в состоянии оторваться от созерцания собственного образа, умер от любви к себе. В психоанализе термин «нарциссизм» был использован З. Фрейдом в 1910 году для характеристики процессов либидо, направленных не на другие сексуальные объекты, а на собственное Я. По словам основателя психоанализа, понятие нарциссизма было заимствовано им из описанного П. Некке в 1899 году извращения, при котором взрослый человек дарит собственному телу все нежности, обычно проявляемые по отношению к другому сексуальному объекту (данное понятие использовалось П. Некке при рассмотрении представлений Х. Эллиса о соответствующем извращении). К тому времени в психоанализе возникли представления, связанные с отсутствием привязанности либидо к сексуальным объектам в случае шизофрении. В 1908 году после обмена мнениями с З. Фрейдом немецкий психоаналитик К. Абрахам высказал идею, в соответствии с которой либидо слабоумных отворачивается от объектов и обращается на Я, что может стать источником бреда величия при шизофрении. Отталкиваясь от фиксации либидо на собственной личности больных, З. Фрейд стал использовать термин «нарциссизм» не только для характеристики болезненного отношения человека к своему собственному телу как сексуальному объекту, но и в более широком плане, имеющем отношение к его нормальному сексуальному развитию. Ранее в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он показал, что инфантильные сексуальные влечения сначала удовлетворяются на собственном теле, то есть аутоэротически, и что способность к аутоэротизму является характерной чертой проявления детской сексуальности. Впоследствии с введением в научный оборот термина «нарциссизм» З. Фрейд пришел к мысли, что «аутоэротизм был сексуальным проявлением нарциссической стадии размещения либидо». В работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) основатель психоанализа отметил, что развитие психоанализа привело к необходимости разложить стадию аутоэротизма на две, одну из которых можно назвать «стадией нарциссизма». По этому поводу он писал: «Хотя мы еще не имеем возможности дать вполне точную характеристику этой нарциссической стадии, в которой диссоциированные до того сексуальные влечения сливаются в одно целое и сосредоточиваются на Я как на объекте, мы все же начинаем понимать, что нарциссическая организация уже никогда не исчезает полностью. В известной степени человек остается нарциссичным даже после того, как нашел внешний объект для своего либидо; найденный им объект представляет собой как бы эманацию оставшегося при Я либидо, и возможно обратное возвращение к последнему». Наряду с рассмотрением стадии нарциссизма З. Фрейд предпринял попытку привести в связь с нарциссизмом обнаруженную у примитивных людей и невротиков высокую оценку психических актов. По его мнению, в обоих случаях психическим следствием чрезмерной оценки оказывается всемогущество мыслей или «интеллектуальный нарциссизм». Если во всемогуществе мыслей психоаналитик в состоянии видеть доказательство нарциссизма у примитивных народов, то он может решиться на смелую попытку провести параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидозного развития отдельного индивида. Предприняв такую попытку, основатель психоанализа выдвинул положение, согласно которому «анимистическая фаза соответствует в таком случае нарциссизму», религиозная форма – ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза – состоянию зрелости индивида, отказывающегося от принципа удовольствия, ищущего свой объект во внешнем мире и приспосабливающегося к реальности. В работе «О нарциссизме» (1914) З. Фрейд не только выдвинул предположение, что проявления либидо, заслуживающие названия нарциссизма, имеют место в нормальном сексуальном развитии человека, но и высказал соображение, в соответствии с которым нарциссизм не является перверсией и может быть рассмотрен в качестве либидозного дополнения к эгоизму инстинкта самосохранения. Тем самым в психоанализе был поднят вопрос о необходимости признания того, что З. Фрейдом было названо «первичным нормальным нарциссизмом». С этой точки зрения в классическом психоанализе признавались две формы нарциссизма: первичный нарциссизм, связанный с проявлением сексуальности ребенка, направленной на самого себя, и вторичный нарциссизм, соотнесенный с направленностью сексуальности взрослого человека на собственное Я. При этом он исходил из того, что первичный (первоначальный) нарциссизм ребенка имеет решающее значение для понимания развития его характера и исключает допущение у него примитивного чувства малоценности. Наряду с таким пониманием нарциссизма Фрейд различал «Я-либидо» (нарциссическое либидо) и «объект-либидо», считая, что первоначально оба вида энергии слиты воедино, находятся в состоянии нарциссизма и только с наступлением привязанности к объектам появляется возможность отделения сексуальных влечений и влечений Я. Обращаясь к рассмотрению нарциссизма, Фрейд провел различие между этим явлением и эгоизмом. Для него нарциссизм – это либидозное дополнение эгоизма. Если эгоизм чаще всего выступает в качестве постоянного элемента развития человека, то нарциссизм представляет собой переменный элемент. В отличие от эгоизма, который не включает в себя либидо, нарциссизм имеет либидозную окраску, независимо от того, направлена ли сексуальность на объекты или на собственное Я. Фрейд исходил из того, что переход объект-либидо в Я-либидо можно рассматривать в качестве нормального явления, как это имеет место, например, во время сна. После завершения сна Я-либидо совершенно безболезненно переходит в объект-либидо. Но если в результате действия какого-либо энергичного процесса сексуальность как бы насильно отнимается у объекта, то, оказавшись нарциссическим, либидо может не найти обратную дорогу к объекту. Возможно нарушение подвижности либидо, в результате чего оно может стать патогенным. Фиксация либидо, ведущая к образованию симптома, оказывается на более ранних стадиях психосексуального развития, чем это обычно имеет место при истерии и неврозе навязчивых состояний. Можно было бы сказать, что фиксация либидо происходит на стадии примитивного нарциссизма. Конфликт разыгрывается между сексуальными влечениями и влечениями Я, но на ином уровне. И в этом случае можно говорить о нарциссическом неврозе. С различением объект-либидо и Я-либидо, с уделением внимания влечениям Я психоанализу открылся путь к изучению нарциссических неврозов. Это предполагало развертывание психоаналитической работы в двух направлениях. С одной стороны, появилась возможность более глубокого понимания динамики развития психических процессов, ведущих к образованию нарциссических неврозов, и исследования различных форм нарциссических заболеваний, включая манию величия и бред преследования. С другой стороны, появилось осознание того, что психология Я недостаточно изучена с точки зрения психоанализа и, следовательно, необходимо заполнить ту брешь, которая образовалась в результате большего крена исследования в сферу вытесненного бессознательного. Все это позволило внести новые концептуальные разработки, будь то понятие «нарциссической идентификации» (объект влечения воздвигнут в самом Я, как бы спроецирован на него) или представление о различных составляющих частях Я. Выявление процесса нарциссической идентификации с неизбежностью привело к постановке вопроса об изучении того, как и каким образом в самом Я возникает объект, на который направляется либидо, почему и в силу каких причин Я становится объектом агрессии, ненависти, мстительности. Так, исследование меланхолии показало, что ожесточение против сексуального объекта переносится на собственное Я человека, в результате чего он может истязать самого себя вопросами, в чем виноват, что сделал неправильно, какие грехи совершил. И хотя в этом случае нарциссизм человека менее заметен, в отличие от нарциссизма тщеславного человека, тем не менее он лежит в основе меланхолии, физической или моральной ипохондрии. Подобный тип нарциссизма, характеризующийся чувствами собственной недостаточности и самообвинениями, был назван К. Абрахамом «негативным нарциссизмом». При негативном нарциссизме человек, как правило, недооценивает все то, что исходит от него. Представление З. Фрейда о различных частях Я привело не только к топическому взгляду на психику с определением местоположения сознания, предсознательного и вытесненного бессознательного, но и к структурному пониманию психики, когда в поле зрения аналитика оказываются такие бессознательные процессы и конфликты, которые связаны с деятельностью некой наблюдающей инстанции в Я, функционирующей в качестве Я-идеала, совести. С точки зрения З. Фрейда, нарциссизм оказывается перенесенным именно на идеальное Я: человек «не хочет поступиться нарциссическим совершенством своего детства, и когда со временем и с возрастом ставит перед самим собой его как идеал, то это есть только возмещение утерянного нарциссизма детства, когда он сам был собственным идеалом». З. Фрейд уделял значительное внимание изучению неврозов перенесения, на основе которых оттачивалась психоаналитическая техника их лечения. Полагая, что «нарциссические неврозы едва ли проницаемы для той техники, которой мы пользовались при изучении неврозов перенесения», он считал необходимым внести необходимые изменения в технические методы с целью аналитического лечения нарциссических заболеваний. В дальнейшем, по мере развития теории и практики психоанализа некоторые психоаналитики, в частности О. Кернберг, Х. Кохут и другие, стали уделять большее внимание, чем З. Фрейд, изучению и лечению нарциссических неврозов. Наряду с разработкой техники лечения нарциссических заболеваний были пересмотрены также и фрейдовские представления о нарциссизме. Так, признавая заслуги З. Фрейда в привлечении внимания аналитиков к проблеме нарциссизма, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) выдвинул свое понимание нарциссизма, выходящее за рамки рассмотрения этого явления через призму сексуального влечения человека, как это имело место у основателя психоанализа. В его представлении нарциссический человек не обязательно должен делать предметом своего нарциссизма всю личность: часто нарциссическую окраску приобретают отдельные аспекты личности, включая физические способности, интеллигентность, остроумие, честь; иногда нарциссизм относится к таким качествам, которыми нормальный человек не гордится, например, боязливость. «Для нарциссического человека каждое из этих частных свойств, образующих его самость, может быть объектом нарциссизма». В работе «Душа человека» (1964) Э. Фромм исходил из того, что, подобно половому инстинкту и инстинкту самосохранения, нарциссизм выполняет важную биологическую функцию. Вместе с тем нарциссизм делает человека асоциальным, а в экстремальных случаях ведет к душевному заболеванию. Получается своего рода парадокс: нарциссизм необходим для сохранения жизни и одновременно представляет собой угрозу ее сохранения. Решение этого парадокса представляется Э. Фромму двояким образом. «С одной стороны, выживанию служит оптимальный, а не максимальный нарциссизм. То есть в биологически необходимой степени нарциссизм может быть совместим с социальным сотрудничеством. С другой стороны, индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой, и тогда род, нация, религия, раса и тому подобное заступают на место индивида и становятся объектом нарциссической страсти. Таким образом, нарциссическая энергия остается, но она применяется в интересах сохранения группы вместо сохранения жизни отдельного человека». Особым объектом рассмотрения Э. Фромма стала патология нарциссизма, связанная с потерей человеком рационального суждения (все, что принадлежит ему, переоценивается, все, что находится вне его самого, недооценивается), эмоциональной реакцией на критику объекта нарциссизма (озлобленность, взрывная ярость или депрессия), одержимостью манией величия (потребность переделывать мир под себя таким образом, чтобы он соответствовал собственному нарциссиму). В нарциссизме он различал две формы – доброкачественную (объектом нарциссизма является результат собственных усилий) и злокачественную (предметом нарциссизма служит не то, что человек делает или производит, а то, что он имеет, например, собственное тело, внешний вид, богатство). В доброкачественой форме нарциссизма присутствует элемент коррекции, в злокачественной – он отсутствует. Проводя различие между индивидуальным и общественным (групповым) нарциссизмом, Э. Фромм рассмотрел социологические функции последнего, связанные с доброкачественными и злокачественными формами его. Потребность осуществлять созидательные действия заставляет выйти за пределы узкого круга интересов группы, что сопровождается развитием доброкачественного нарциссизма. Если же объектом группового нарциссизма является сама группа (ее блеск, слава, прежние достижения), то постоянное возрастание нарциссического ориентирования ведет к развитию злокачественной формы: «групповой нарциссизм «белых» или «арийцев» может быть столь же злокачественным, как и экстремальный нарциссизм отдельного человека». Как и при индивидуальном нарциссизме, симптомом патологии общественного нарциссизма является, по мнению Э. Фромма, недостаток объективности и способности к разумному суждению. В истории имеются многочисленные примеры, когда поношение символов группового нарциссизма вызывало принципы ярости, граничащие с безумием, а оскорбление вождя, проигранная война или потеря территории, вызывали чувство мести, ведущее к новым войнам. Э. Фромм считал, что если в биологическом и социальном отношении нарциссизм в его доброкачественной форме необходим для выживания человека, то с точки зрения ценностей (духовно-этической позиции) он приходит в столкновение с разумом и любовью. В понятиях психоанализа человек достигает полной зрелости, когда он освобождается как от индивидуального, так и от общественного нарциссизма. Но поскольку существует, используя терминологию З. Фрейда, первичный нарциссизм, то возникает вопрос: возможно ли преодоление человеком его «нарциссического ядра» и есть ли надежда на то, что нарциссическое безумие не приведет к гибели человека? Отвечая на данный вопрос, Э. Фромм полагал, что если нельзя уменьшить нарциссическую энергию в каждом человеке, то можно изменить объект, на который она направлена. «Если предметом группового нарциссизма станет человечество, вся человеческая семья, а не отдельный народ, отдельная раса или отдельная политическая система, вероятно, можно многого достичь». Если бы человек смог относиться к себе как к гражданину мира и гордился бы человечеством и его успехами, то предметом его нарциссизма стало бы человечество, а не его отдельные, противоречивые компоненты, что, в понимании Э. Фромма, нередко ведет к патологии нарциссизма. На современные психоаналитические представления о нарциссизме, нарциссических пациентах и методах их лечения заметное влияние оказали идеи, содержащиеся в работах О. Кернберга, Х. Кохута и других психоаналитиков. В статьях О. Кернберга «Пограничная организация личности» (1967) и «Факторы в психоаналитическом лечении нар-циссических личностей» (1970) рассматривались специфические проявления того типа пациентов, главной проблемой которых являлось нарушение самооценки в результате нарушения объектных отношений. Такие пациенты относятся к «нарциссическим личностям» и они характеризуются проявлением сильной потребности в любви и восхищении со стороны других людей, высоким мнением о самих себе и необычной потребностью в уважении со стороны других, стремлением идеализировать одних людей (от которых ожидают поддержку для своего нарциссизма) и презирать других (от которых ничего не ждут). Анализ таких нарциссических пациентов показывает, что их высокомерие, напыщенность, холодность и жестокость в действительности являются защитой от «паранойальных черт, образующихся в результате проекции орального гнева – основного фундамента их психопатологии». В статьях Х. Кохута «Формы и трансформации нарциссизма» (1966), «Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: опыт систематического подхода» (1968) и в его работах «Анализ Самости» (1971), «Восстановление Самости» (1977) излагались взгляды на нарушение первоначального нарциссического равновесия ребенка, возникновение у него «грандиозной Самости» и идеализированного образа родителей, появление в процессе лечения нарциссических переносов (идеализирующего и зеркального), возможности и принципы лечения нарциссических расстройств. Х. Кохут исходил из того, что по ходу лечения у пациентов могут активизироваться допсихологические фрагменты Самости, которые способны соединяться с нарциссически воспринятым представлением об аналитике и порождать идеализирующий и зеркальный перенос. Все это требует тщательной проработки, поскольку в анализе нарциссических личностей нарушения равновесия в рамках переноса занимают «центральную позицию стратегической важности, соответствующую месту структурного конфликта в обычном неврозе переноса».

  1. нарциссизмнарцизм согласно З. Фрейду состояние и направленность либидо на Я. Нормальная стадия полового развития. Одна из отличительных черт невротиков задержка на этой стадии п...Словарь практического психолога
  2. нарциссизмПонимался Фрейдом как либидозная привязанность Эго любовь к самому себе. Фрейд различал первичный и вторичный нарциссизм первый он характеризовал как раннее состояние в к...Базисное руководство по психотерапии
  3. нарциссизмнарцизм согласно З. Фрейду состояние и направленность либидо на Я. Нормальная стадия полового развития. Одна из отличительных черт невротиков задержка на этой стадии п...Большая психологическая энциклопедия
  4. нарциссизмnarcissism термин производится от имени мифического Нарцисса зачахшего от любви к самому себе . стадия психосексуального развития и патологического психического состояни...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. нарциссизмnarcissismus греч. Narkissos Нарцисс мифологический юноша влюбившийся в свое отражение в воде син. аутомоносексуализм аутофилия аутоэротизм форма полового извращения при ...Большой медицинский словарь
  6. нарциссизмНАРЦИССИЗМ англ. narcissism по имени героя древнегреч. мифологии влечение к самому себе предпочтение собственного тела в качестве сексуального объекта. Син. аутоэротизм ...Большой психологический словарь
  7. нарциссизмnarcissism стадия психосексуального развития и патологического психического состояния выделенная некоторыми социальными теоретиками для описания западной культуры конца ...Большой толковый социологический словарь
  8. нарциссизмот греч. Narkissos имени мифологического юношикрасавца влюбившегося в свое отражение в воде англ. narcissism нем. Narzissmus. . Самовлюбленность направленность интересо...Большой толковый социологический словарь II
  9. нарциссизмNarcissism. В качестве одного из основных видов психической патологии Фромм выделяет злокачественный нарциссизм проявляющийся в том что индивид игнорирует все не имеющее ...Глоссарий личности и личностного роста
  10. нарциссизмДанное понятие до настоящего времени является едва ли не самым туманным в психоаналитической психологии. Мнения исследователей расходятся как относительно категории грани...Глоссарий терминов динамической психиатрии
  11. нарциссизмчрезмерное восхищение собственной персоной. Античная легенда рассказывает что Нарцисс заметил в воде источника свое собственное отражение что привело его в состояние экст...Евразийская мудрость от А до Я
  12. нарциссизмНАРЦИССИЗМ а м. narcissisme m. strong. Восхищение исключительно самим собойem. А вчера еще тирания догматического мышления возведенный в ранг государственной религии идео...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. нарциссизмот мифа о Нарциссе юноше влюбившемся в себя чрезмерное самолюбование самовлюбленность и вследствие этого желание восхищения со стороны других. Типичная реакция презрени...Краткий психолого-филологический словарь
  14. нарциссизмnarcissism Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ при которой предпочитаемый субъектом объект его собственное тело в этом значении термин впервые употребили Хавелок Эллис и Нэкке. В боле...Критический словарь психоанализа
  15. нарциссизмNarcissism чрезмерная самовлюбленность а также ощущение собственной чрезмерной важности. При первом рассмотрении Фрейдом нарциссизма он склонен был использовать это понят...Материалы к курсу «Психология личности»
  16. нарциссизмnarcissismus греч. Narkissos Нарцисс мифологический юноша влюбившийся в свое отражение в воде син. аутомоносексуализм аутофилия аутоэротизмформа полового извращения при к...Медицинская энциклопедия
  17. нарциссизмкорень НАРЦИСС суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова НАРЦИССИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный НАРЦИСС ИЗМ Слово Нарциссизм содержит следующие...Морфемный разбор слова по составу
  18. нарциссизмНачальная форма Нарциссизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  19. нарциссизмпривязанность либидо к собственному Я как к внешнему объекту. В психоанализе различаются первичный и вторичный Н. Первичный Н. заключается в любви к себе в предоставлении...Новая философская энциклопедия
  20. нарциссизмНАРЦИССИЗМ греч. Narciss Нарцисс Наркисс в наиболее распространенном значении самовлюбленность любая форма любви к себе. Представление о Н. и соответствующее понятие в...Новейший философский словарь
  21. нарциссизмгреч. Narciss Нарцисс Наркисс в наиболее распространенном значении самовлюбленность любая форма любви к себе. Представление о Н. и соответствующее понятие восходят к д...Новейший философский словарь II
  22. нарциссизмнарциссизм м. Употр. как символ самолюбования самовлюбленности....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  23. нарциссизмчрезмерное восхищение собственной персоной. Античная легенда рассказывает что Нарцисс заметил в воде источника свое собственное отражение что привело его в состояние экст...Новый философский словарь
  24. нарциссизмnarcissism чрезмерная самовлюбленность а также ощущение собственной чрезмерной важности. В терминах Фрейда нарциссизм это состояние при котором собственное эго выбирается...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  25. нарциссизмЭтот термин происходит из греческого мифа о несчастной эмоциональной увлеченности молодого человека своим собственным отражением. В наиболее общем смысле этот термин испо...Оксфордский толковый словарь по психологии
  26. нарциссизмЭтот термин происходит из греческого мифа о несчастной эмоциональной увлеченности молодого человека своим собственным отражением. В наиболее общем смысле этот термин испо...Оксфордский толковый словарь по психологии
  27. нарциссизмнарциссизм нарциссизм а...Орфографический словарь
  28. нарциссизмu м автомоносексуализм аутомоносексуализм аутоэрастия аутоэротизм извращение самовлюбленность самолюбование самообожание...Орфографический словарь русского языка
  29. нарциссизмпо имени Нарцисса мифологического юноши влюбившегося в свое изображение в воде. Син. Аутофилия. Восхищение собой любовь к самому себе. Постоянное самолюбование удовольст...Полный толковый словарь по неврологии
  30. нарциссизмОрфографическая запись слова нарциссизм Ударение в слове нарциссизм Деление слова на слоги перенос слова нарциссизм Фонетическая транскрипция слова нарциссизм [нрсизм] Х...Полный фонетический разбор слов
  31. нарциссизмлюбовь влюбленное отношение к своему собственному Я. Слово это связано с древнегреческим мифом о Нарциссе лат. Narcissus прекрасном юноше который глядя на свое изображен...Профессиональное образование
  32. нарциссизмNARCISSISM В первоначальной концепции Фрейда нарциссизм определялся как либидное вложение Эго себя взятого за объект либидного влечения. Теперь это понятие приобрело допо...Психоаналитические теории развития
  33. нарциссизмНарциссизм половая перверсия. Характеризуется эротическим влечением к своему собственному телу. При этом основой достижение сексуального удовлетворения выступает любова...Психологический словарь
  34. нарциссизмСловообразование. Происходит от имени героя древнегреческой мифологии Нарцисса влюбившегося в свое отражение в воде. Категория. Форма половой перверсии. Специфика. Характ...Психологический словарь II
  35. нарциссизмсогласно . Фрейду направленность либидо на собственное Я. Термин восходит к греческому мифу о Нарциссе который влюбился в свое отражение в воде. В классическом психоанали...Психология развития словарь
  36. нарциссизмнарциссизм аСинонимы автомоносексуализм аутомоносексуализм аутоэрастия аутоэротизм извращение самовлюбленность самолюбование самообожание...Русский орфографический словарь
  37. нарциссизмм. психиатр.em narcissism autophilia...Русско-английский медицинский словарь
  38. нарциссизмм. психоан. самолюбованиеem narcissism ego eroticism autoeroticism autophilia вторичный нарциссизм злокачественный нарциссизм первичный нарциссизм...Русско-английский психологический словарь
  39. нарциссизмautoerotismo narcisismo...Русско-итальянский медицинский словарь
  40. нарциссизмнарциссизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  41. нарциссизмпсих. gotropie половое извращение narcissisme псих. syndrome narcissique...Русско-французский медицинский словарь
  42. нарциссизмчрезмерное восхищение собственной персоной. Античная легенда рассказывает что Нарцисс заметил в воде источника свое собственное отражение что привело его в состояние экст...Сверхкраткий философский словарь
  43. нарциссизмгреч. Narkissos Нарцисс мифологический юноша влюбившийся в сво отражение в воде синонимы аутофилия аутоэротизм половое возбуждение при котором сексуальное удовлетворени...Сексологическая энциклопедия
  44. нарциссизмнарциссизм а мн.em нет м.em фр.em narcissisme ltem Narcisse см.em Нарцисс.Любование своей красотой обычно применительно к мужчине.em Ср.em автофилия. Толковый словарь ин...Словарь иностранных слов русского языка
  45. нарциссизмсамолюбование сосредоточение любовных переживаний на себе самом. Термин связан с именем Нарцисса героя греческой мифологии. Этот прекрасный юноша отверг любовь нимфы Эхо ...Словарь конфликтолога
  46. нарциссизмнарциссизм narcissismus греч. Narkissos Нарцисс мифологический юноша влюбившийся в свое отражение в воде син. аутомоносексуализм аутофилия аутоэротизм форма полового изв...Словарь медицинских терминов
  47. нарциссизмNarcissism Narzissmus психоаналитический термин означающий в узкоклиническом смысле сексуальную перверзию при которой предпочитаемым субъектом объектом выступает его же ...Словарь по аналитической психологии
  48. нарциссизмНем. Narzissmus. Франц. narcissisme. Англ. narcissism. Исп. narcisismo. Итал. narcisismo. Португ. narcisismo. Согласно мифу о Нарциссе любовь к собственному образу....Словарь по психоанализу
  49. нарциссизмполовое извращение при котором сексуальное влечение направлено на самого себя влечение к любованию собственным телом сопровождающееся половым возбуждением. Наибольшее зна...Словарь по сексологии
  50. нарциссизмполовое извращение при котором сексуальное влечение направлено на самого себя влечение к любованию собственным телом сопровождающееся половым возбуждением. Наибольшее зна...Словарь по сексологии II
  51. нарциссизмнарциссизм самолюбование автомоносексуализм самовлюбленность самообожание аутоэрастия Словарь русских синонимов. нарциссизм см. самовлюблнность Словарь синонимов русского...Словарь синонимов II
  52. нарциссизмнарциссизм самолюбование автомоносексуализм самовлюбленность самообожание аутоэрастия...Словарь синонимов
  53. нарциссизмгреч. Narciss Нарцисс Наркисс в наиболее распространенном эначении самовлюбленность любая форма любви к себе. Представление о Н. и соответствующее понятие восходят к древ...Социологическая энциклопедия
  54. нарциссизмNARCISSISM Данный термин происхождение которого непосредственно связано с античным мифом о Нарциссе обозначает тип личности как утверждается широко распространенный в сов...Социологический словарь
  55. нарциссизмсогласно мифу о Нарциссе любовь к собственному образу. Сексуальная перверсия при которой предпочитаемый субъектом объект его собственное тело спец. В более широком смысл...Теория и практика детского психоанализа
  56. нарциссизмв греч. мифологии Нарцисс увидя свое отражение в воде влюбился в самого себя . Разновидность сексуальной перверсии при которой человек относится к собственному телу как о...Толковый словарь психиатрических терминов II
  57. нарциссизмв греч. мифологии Нарцисс увидя свое отражение в воде влюбился в самого себя . Разновидность сексуальной перверсии при которой человек относится к собственному телу как о...Толковый словарь психиатрических терминов
  58. нарциссизмНАРЦИССИЗМ м. Употр. как символ самолюбования самовлюбленности....Толковый словарь русского языка
  59. нарциссизмУдарение в слове нарциссизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове нарциссизм...Ударение и правописание
  60. нарциссизмRzeczownik нарциссизм m narcyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  61. нарциссизмНАРЦИССИЗМ любовь влюбленное отношение к своему собственному Я. Слово это связано с греч. легендой о Нарциссе лат. Narcissus прекрасном юноше который глядя на свое изобр...Философская энциклопедия
  62. нарциссизмлюбовь влюбленное отношение к своему собственному Я. Слово это связано с греч. легендой о Нарциссе лат. Narcissus прекрасном юноше который глядя на свое изображение в вод...Философский энциклопедический словарь II
  63. нарциссизмСани Сан Самс Саз Рицин Рисс Рис Рин Риман Рим Ризница Риза Риа Расин Расизм Рамс Рами Рам Раис Разин Раз Ниц Нии Низ Нацизм Наци Нарциссизм Нарцисс Наз Мраз Мисс Мис Мир...Электронный словарь анаграмм русского языка
  64. нарциссизмот греч. Narkissos имени мифологического юношикрасавца влюбившегося в свое отражение в воде англ. narcissism нем. Narzissmus. . Самовлюбленность направленность интересо...Энциклопедия социологии
  65. нарциссизмпо имени Нарцисса персонажа древнегреческой мифологии прекрасного юноши который отвергнув любовь нимфы Эхо был наказан Афродитой влюбившись в собственное отражение в вод...Эпонимический словарь