Словарь русского языка XVIII века

МАЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Майков Василий Иванович [1730, Москва – 17 (28) VI1778, так же; похоронен в Донском м-ре]. Родился в семье капитан-поручика Семеновского полка (в 1749–1751 – командир полка) И. С. Майкова. 10 марта 1740 был принят в Акад. гимназию (СПбФ АРАН, ф. 3, оп. 1, № 796, л. 203) и в 1742 записан в Семеновский полк. В янв. 1743 на основании указа 1742, разрешавшего дворянам первоначальное обучение дома, возвратился в ярославское поместье. Достаточного образования, по-видимому, так и не получил (ИРЛИ, ф. 322, № 26, л. 122 об.). По свидетельству современников, М. не знал иностранных языков и позднее, обращаясь к стихотворным переложениям произведений иноязычных авторов, пользовался подстрочными переводами, сделанными для него друзьями.В 1747 М. приезжает на службу в полк. В столице получили развитие его литературные и театральные интересы. К 1750-м гг. относится знакомство М. сА. П. Сумароковым,И. П. Елагиным, И. И. Мелиссино. Сближение с актерамиФ. Г. ВолковымиИ. А. Дмитревскимсостоялось еще в Ярославле: отец М. лично знал Волкова и поддерживал его домашний театр, а М. посещал имение отца во время неоднократных отпусков. О близком характере дальнейших отношений М. и Волкова свидетельствуют его «Стихи на смерть Ф. Г. Волкова» (1762).25 дек. 1761 М. в чине капитана вышел в отставку и поселился в Москве. Он устанавливает связи с поэтами, группировавшимися вокруг журналов «Полезное увеселение» (1762), «Своб. часы» (1763), которыеМ. М. Херасковиздавал при Моск. ун-те, и публикует там свои первые поэтические опыты: эклогу «Цитемель», басню «Собака на сене», духовную оду «На Страшный Суд», а также «Превращения Овидиевы» (стихотворное переложение из «Метаморфоз»). В эти же годы М. издает отдельно ряд торжественных од, посвященныхЕкатерине II; одну из них в мае 1763, во время посещения Екатериной II Ростова и Ярославля, он от имени ярославского дворянства подносит императрице Ежемес. соч. 1764. Ч. 1. С. 65).Первый литературный успех пришел к М. после выхода в свет его ироикомической поэмы «Игрок ломбера» (1763; 4-е изд.1788), пародировавшей высокий стиль эпохи классицизма. Поэма высмеивала распространившуюся среди рус. дворянства страсть к карточной игре. Возможно, замысел возник под влиянием «Мастерской игры в ломбер» К.-Ф. Гоммеля («Das Veisterstück in Lomber, ein Heldengedicht», 1742). М. выпускает затем сборник «Нравоучительные басни» (1765. Ч. 1–2), где, следуя примеру Сумарокова, широко использует народные сказки и анекдоты в качестве сюжетных источников и обильно вводит в текст пословицы и поговорки. С баснями Сумарокова басни М. сближает также подчеркнутая ориентация на просторечную фразеологию. В 1767 М. издает свободное переложение стихами сочинения Фридриха II «Военная наука. Из книги “Беспечный философ…”», которое прозой с фр. языка перевел для него А. И. Бибиков.В 1766–1768 М. занимал должность товарища московского губернатора; в 1768 переселился в Петербург и принял участие в работе Комиссии нового Уложения. К придворным празднествам в окт. 1768 по случаю успешного оспопрививания императрице и вел. князю Павлу Петровичу М. сочинил драматический пролог «Торжествующий Парнас», разыгранный на сцене Придворного театра. Успех помог М. обеспечить постановку на той же сцене своей первой трагедии «Агриопа» (сочинена, вероятно, еще в Москве; пост. 13 окт. 1769; изд. 1775). К этому же времени относится создание М. трагедии «Фемист и Иеронима» (изд. 1775), источником которой послужила повесть «История о княжне Иерониме…» (пер. с фр. языка И. Шишкина; 2-е изд. 1765). М. использовал общую сюжетную схему повести, сохранил имена главных действующих лиц, но полностью изменил ее смысл. Сыграло свою роль то, что пьеса создавалась в обстановке начавшейся в 1768 рус.-тур. войны: положительными героями трагедии стали греки, восставшие против тур. поработителей. В 1773 трагедия была намечена к постановке на сцене Придворного театра, но из-за внезапной смерти актрисы Т. М. Троепольской представлена не была. Обе трагедии М. были высоко оценены в «Опыте словаря» (1772)Н. И. Новикова, в журнале которого «Трутень» М. поместил «Стихи А. А. Беклешеву на смерть брата его…» и «Стихи пример-майору Ю. Б. г. Бибикову».С марта 1770 М. занимает должность прокурора Военной коллегии, где служит под начальством гр. З. Г. Чернышева (РГАДА, ф. 286, кн. 561, л. 106). Одновременно он избирается в состав распорядительного комитета Вольного экон. о-ва. Членство в обществе совпало с попыткой М. завести в 1771 в Москве полотняную мануфактуру, оказавшейся безрезультатной из-за чумной эпидемии.Период петербургской жизни М. отмечен наибольшей творческой активностью. В литературной полемике кон. 1760-х-нач. 1770-х гг. М. неизменно выступал на стороне поэтов сумароковского направления, проявив себя мастером стихотворной пародии и талантливым сатириком. Блестящим образцом бурлескной сатиры нового типа явилась поэма М. «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771). Следование традициям бурлескных поэм П. Скаррона сочетается в ней с использованием элементов травестийной поэзии, представленной поэмой Н. Буало «Налой» («Lе Lutrin»; автограф незавершенного стихотворного переложения М. последней песни «Налоя» см.: РНБ, ф. 454, № 4). Поэма М. была полемически направлена против поэта-одописцаВ. П. Петроваи пародировала выпущенный им в 1770 перевод первых шести песен «Энеиды» Вергилия. Рассказ о фантастических похождениях ямщика Елисея в сочетании с травестированным изображением древнегреч. богов пародийно соотносится с отдельными эпизодами «Энеиды», одновременно заключая в себе довольно прозрачные едкие насмешки над особенностями поэтического стиля Петрова. Отражение в поэме литературной борьбы 1760-х гг. сочетается с острой социальной сатирой, направленной против винных откупов, которые приносили вред экономической жизни России. То, что мстителем откупщикам в поэме является ямщик, представитель социальных низов, способствовало активному насыщению поэмы материалами национального фольклора. «Елисей» положил начало традиции рус. ироикомической поэмы и имел огромный успех у современников (переизд. 1788).В нач. 1770-х гг. М. осуществляет стихотворное переложение (по подстрочнику В. И. Бибикова) трагедии Вольтера «Меропа» (опубл. 1775), которое сыграло определенную роль в формировании традиции рус. тираноборческой драматургии. Примерно к этому же периоду относится попытка М. создать крупное эпическое произведение – историческую поэму «Освобожденная Москва» на сюжет из эпохи Смутного времени. Замысел завершен не был, сохранилось только вступление и начало песни 1. Интерес М. к истории объясняется, по-видимому, его творческими связями с Сумароковым, посвятившим тем же событиям трагедию «Димитрий Самозванец» (1771). Центральной идеей поэмы М. должно было стать утверждение на рус. престоле династии Романовых.В Петербурге М. продолжает поддерживать связи с кружком Хераскова, публикуя в журнале «Вечера» (1772) свои басни, загадки и продолжение стихотворных переложений из «Метаморфоз» Овидия. Комическая опера М. «Любовник колдун» (опубл. анонимно, 1779; безосновательно приписываласьН. П. Николеву) шла на сцене в Петербурге в 1772 и имела успех (Драм. словарь (1787). С. 75). Музыкальное оформление оперы строилось на использовании мотивов рус. народных песен. В 1773 М. выпускает сборник «Разные стихотворения» (Ч. 1–2). Ч. 1 составили «Оды духовные»; ч. 2 – «Оды торжественные» (см.: СПб. вед. 1773. № 99).Сохранились известия об особом интересе к творчеству М., который проявил Д. Дидро во время своего пребывания в Петербурге (сент. 1773 – май 1774): в числе приобретенных им в России и вывезенных во Францию изданий было четыре книги М. В мемуарной литературе содержатся сведения о том, что Дидро просил петербургских литераторов, в частности А. И. Бибикова, перевести ему отрывки из произведений М., как наиболее самобытного из рус. поэтов: незнание иностранных языков спасало М., по мнению Дидро, от необходимости подражать европ. авторам.Возвышение при дворе Г. А. Потемкина привело к отстранению от дел покровителя М. – З. Г. Чернышева. М. пришлось оставить службу и летом 1775 вновь переехать в Москву. Здесь 22 июня 1775 он избирается членом Вольного Рос. собрания при Моск. ун-те и участвует в издававшихся собранием «Трудах…». Пребывание в Москве двора по случаю заключения мира между Россией и Турцией было отмечено устройством народных празднеств и фейерверков. М. было поручено составить в стихах и прозе описание «разных увеселительных зрелищ» и «увеселительных огней» на Ходынке 16 июля 1775; ему же принадлежит ряд надписей к торжественным иллюминациям. Все эти сочинения, написанные по официальному заказу, были тогда же напечатаны отдельной брошюрой (перепеч.: Собр. новостей. 1775. № 10).15 сент. 1775 по именному указу М. был пожалован чином бригадира и получил должность главного члена в Конторе Мастерской и Оружейной палаты. Это назначение носило характер почетной награды и не было связано со сколько-нибудь значительными служебными обязанностями. В Москве устанавливаются дружеские отношения М. с молодыми писателямиМ. Н. Муравьевыми Д. И. Хвостовым, возобновляется тесное личное общение с Сумароковым, которому М. посвятил два программных стихотворения – «Ода о суете мира» (1775) и «Ода о вкусе» (1776). В последнем М. открыто объявляет себя последователем творческих установок Сумарокова, называя его своим учителем. В то же время в понимании общественной природы человека М. расходился с Сумароковым. Он был сторонником теологического в своей основе объяснения духовного бытия человека, видя в успехах человеческого разума подтверждение концепции гомоцентризма. Известен факт спора М. с Сумароковым по этим вопросам в сер. 1770-х гг. (см.: XVIII век. М.; Л., 1958. Сб . 5. С. 475–479). На смерть Сумарокова М. сочинил надгробную надпись (1777).Особый эпизод в биографии М составляет его увлечение масонством, которому способствовало общение с Херасковым и его окружением. Масонские идеи отразились на творческих поисках М., о чем свидетельствуют его переложения псалмов 41 («Им же образом желает…») и 135 («На реках Вавилонских…») (Вечера. 1772. Ч. 1). Известно о посещении М. в 1773–1774 масонской ложи «Урания». Об авторитете М. в кругах рус. масонов свидетельствует тот факт, что в 1775 он исполнял обязанности секретаря Великой Провинциальной ложи. В 1776 М. вступает в масонскую ложу, организованную кн. Н. Н. Трубецким; тогда же он вводит в ложу И. Е. Шварца. Тесное сближение с масонами приводит М. к сотрудничеству в журнале Новикова «Утренний свет» (1777). Сочинения М., печатавшиеся в этом журнале (оды «Счастие», «Ищущим премудрости» и др.), разрабатывают темы нравственного самосовершенствования, братской любви, основанной на масонском понимании религии.Последний этап творчества М. отмечен своеобразным индифферентизмом его идеологической позиции. Написанная им в 1777 комическая опера «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (тогда же пост. в Москве) содержит идиллическую картину взаимной любви и согласия помещиков и крестьян. Не лишено вероятности предположение П. Н. Беркова о том, что опера явилась переработкой более ранней пьесы М. «Аркас и Ириса», написанной на открытие московского публичного воксала в 1776 (автор музыки – И. И. Керцелли; см.: Берков. История комедии (1977). С. 196). К 1777 относится и создание М. одноактной «драмы с музыкою» «Пигмалион или Сила любви» (опубл. 1779; возможно, образцом послужила одноименная пьеса Ж.-Ж. Руссо, которая была представлена на сцене Моск. театра уже после смерти М. Сохраняя дружеские отношения с Н. И. Новиковым, М. сотрудничает в его журнале «СПб. учен. вед.» (четыре стихотворных надписи к портретам рус. писателей и художников XVIII в. – 1777. Май).В нач. 1778 М. вызвали в Петербург, где ему была предложена должность герольдмейстера. М. принял предложение, но, вернувшись по делам в Москву, заболел и скоропостижно умер. После смерти М. остались вдова (Татьяна Васильевна, урожд. Мельгунова) и дети: два сына и четыре дочери.В отзывах современников постоянно подчеркивалась оригинальность творчества М., которого Н. И. Новиков причислял к «числу лучших наших стихотворцев» (Новиков. Опыт словаря (1772). С. 134). Позднее, защищая М. от критических нападок А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, достоинствами его ироикомической поэмы «Елисей, или Раздраженный Вакх» восхищался А. С. Пушкин.Часть рукописного наследия М. хранится в РНБ (ф. 454), отдельные документы и материалы – в ИРЛИ (ф. 234, оп. 8, № 59; р. 1, оп. 17, № 190), служебные документы – в РГАДА (ф. 286, оп. 1).Лит.:Майков Л. Н.О жизни и соч. В. И. Майкова // Майков В. И. Соч. и пер. СПб., 1867;Золотарев С. А.Писатели-ярославцы. Ярославль, 1920. Вып. 2;Томашевский Б. В.В. И. Майков // Ироикомическая поэма. Л., 1933 (Б-ка поэта; Большая сер.);Западов А. В.Журн. М. Д. Чулкова «И то и сьо» и его лит. окружение // XVIII век М.; Л., 1940. Сб. 2;Алексеев М. П.Д. Дидро и рус. писатели его времени // XVIII век. М.; Л., 1958. Сб. 3;Гуревич М. М.Неизв. произв. В. Майкова // Там же.

Ю. В. Стенник

  1. майков василий ивановичМайков Василий Иванович даровитый поэт сын помещика. Служил в Семеновском полку позже занимал разные гражданские должности. Получил весьма ограниченное домашнее образ...Биографический словарь
  2. майков, василий ивановичдаровитый поэт сын ярославского помещика служил в Семеновском полку позже был товарищем московского губернатора прокурором Военной коллегии главным членом конторы мастерс...Большая биографическая энциклопедия
  3. майков василий ивановичМайковstrong Василий Иванович [ . Москва] русский поэт. Сын ярославского помещика. Служил в Семновском полку в Петербурге где сблизился с А. П. Сумароковым. С в Москв...Большая Советская энциклопедия II
  4. майков василий ивановичдаровитый поэт сын помещика. Служил в Семеновском полку позже занимал разные гражданские должности. Получил весьма ограниченное домашнее образование не знал ни одного ...Большой российский биографический словарь
  5. майков василий ивановичМАЙКОВ Василий Иванович русский поэт. Ироикомические поэмы Игрок ломбера Елисей или Раздраженный Вакх Нравоучительные басни ....Большой Энциклопедический словарь V
  6. майков василий ивановичМАЙКОВ Василий Иванович русский поэт. Ироикомич. поэмы Игрок ломбера Елисей или Раздраженный Вакх . Сб. Нравоучительные басни ч. . Оды переложения псалмов сб. Разные с...Литературный энциклопедический словарь
  7. майков василий ивановичМайков Василий Иванович Ярославль Москва поэт драматург создатель в отечественной словесности жанра сатирикопародийной ироикомической поэмы. Сын помещика Майков учился...Москва (энциклопедия)
  8. майков, василий иванович. Поэт автор поэмы Елисей. Пушкин находил что его Елисей истинно смешон Бестужеву ....Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  9. майков василий ивановичМайков Василий Иванович июля М. поэтПсевдонимыi В. М.u В. М.u М. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  10. майков, василий ивановичМайков Василий Иванович даровитый поэт сын ярославского помещика служил в Семеновском полку позже был товарищем московского губернатора прокурором Военной коллегии глав...Энциклопедический словарь
  11. майков василий ивановичдаровитый поэт сын ярославского помещика служил в Семеновском полку позже был товарищем московского губернатора прокурором Военной коллегии главным членом конторы мастерс...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона