Словарь русского языка XVIII века

ЛЕВАНДА ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

Леванда Иван Васильевич [III 1734, Киев – 25 VI (7 VII) 1814]. Рано осиротевший сын сапожника Василия Секачки. С 1748 по 1760 учился в Киевской дух. академии, куда поступил при поддержке местного священника И. Леванды, приняв его фамилию. По окончании академии два года преподавал в низших ее классах. В 1762 женился на дочери киевского мещанина Евфимии Скребицкой. С 1763 – священник, с 1783 – протоиерей Киево-Подольского собора, а с 1786 до конца жизни – кафедральный протоиерей Киево-Софийского собора. Ревностно выполнял свои «пастырские» обязанности, даже во время чумной эпидемии в Киеве (1770–1772) и грандиозного пожара 1811. Особенно популярны были проповеди Л.: они широко расходились в рукописях по всей России, некоторые из них публиковались в журнале «Сын отеч.», посмертно в «Маяке», «Христианском чтении» и др., издавались отдельно в Москве и Киеве.Несколько проповедей и письма Л. вошли в 1878 в «Тр. Киевской дух. академии» (Ч. 3–4). Полное собрание «Слов и речей» Л. было издано «иждивением содержателя театральной типографии А. Пехорского» (СПб., 1821. Ч. 1–3). Проповеди Л. при его жизни постоянно включались в церемониал различных празднеств, коронаций, принося автору известность и награды, о них восторженно отзывались литературные деятели, писатели – В. В. Измайлов,И. М. Долгорукий, Ф. Ф. Вигель и др.В. В. Капнистпостоянно поддерживал дружеские отношения с Л. и вел с ним переписку.По тематике и направленности проповеди Л. были традиционны. Из них только серия проповедей «На моровую язву» (1770–1772) и «Слово на Наполеона» (1812) касались непосредственно событий современности. В то же время проповеди Л. свидетельствовали о его богатой литературной эрудиции и, очевидно, недюжинном актерском даровании: они носили характер горячих, взволнованных монологов, сопровождались выразительными жестами и даже слезами, вызывая у слушателей соответствующий эмоциональный отклик.В «Словах и речах» Л. ощущались традиции красноречия, характерные для Киево-Могилянской академии: барочная усложненность стиля, метафоричность образов. Л. постоянно ссылался на авторитет античных писателей, философов, обращался к легендам и мифам, «осовременивал» и опрощал библейские образы, прибегал к экзотическим параллелям из мира природы. Поздние проповеди стали несколько строже в отборе материала, но сохранили стремление к занимательности, украшенности, словесной игре, ритмизации речи, подчеркнутой анафорой. Л. охотно обращался к передаче различных эмоций, душевных состояний в духе сентиментализма, особенно в письмах, предназначенных для увещания и утешения.Мн. тексты проповедей и письма Л. хранятся в ЦНБ АН Украины и ИРЛИ.Лит.: Евгений. Словарь исторический. Т. 1 (1827);Аскоченский В.Киев с древнейшим его училищем Академиею. Киев, 1856. Ч. 2;Максимович И.Воспоминания об И. Леванде // Киевские епарх. вед. 1869. № 10. Отд. 2;Терновский Ф., Голубев С.Киево-Софийский протоиерей Иоанн Васильевич Леванда // Тр. Киевской дух. академии. 1878. Т. 3–4;Порфирьев И.История рус. словесности. Казань, 1884. Ч. 2.

Е. Н. Кононко

  1. леванда, иван васильевиччлен Императорск. Российск. акад. знаменитый проповедник.Половцов...Большая биографическая энциклопедия