Словарь религий, обрядов и верований

ФИНИКИЯ

28.0. Народы равнин Сирии и Аравии в течение тысячелетий беспрерывно мигрировали. Народ, говоривший на семитском языке, появился в Палестине около 3000 г. до н.э., этот период именуется эпохой «древней бронзы». Около 2000 г. до н.э. нашествия аморитов повлекли за собой новые изменения социокультурных структур; ситуация повторилась и в конце второго тысячелетия в связи с приходом израильтян. На побережье Средиземного моря божества земледельческих культов смешались с небесным пантеоном пастухов-кочевников. Помимо святилищ и фигурок, найденных во время археологических раскопок, источники наших знаний о религиозных традициях прибрежных народов долгое время сводились к фрагментарным и весьма спорным сведениям, почерпнутым из Ветхого Завета, немногих клинописных табличек из Мари и Тель-Эль-Амарна и нескольких отрывков эллинистических и римских авторов. В 1929 г, раскопки в Рас-Шамре привели к открытию древнего города Угарит, представлявшего ханаанскую цивилизацию конца века бронзы (ок. 1365–1175 гт. до н.э.). Расположенный на Сирийском побережье, порт Угарит существовал с начала второго тысячелетия. Около 1350 г. до н.э. появилось клинописное письмо: знаки выжимались на сырой глине. Прежде чем нашествие приморских народов, начавшееся ок. 1175 г. до н.э., разрушило цивилизацию Угарита, многие тексты были записаны и тем самым сохранены для истории; среди них имеются записи об исполнении обетов, заговоры, молитвы, списки богов, а, главное, древние мифы, возраст которых не поддается определению. 28.1. Во главе Угаритского пантеона стоит бог Эл, творец мира и отец богов, трансцендентальный и благостный, но равнодушный и бессильный, когда речь заходит о делах людских, где его заменил неумолимый бог грозы Баал, сын Дагана, напоминающий месопотамское божество Адад. Согласно текстам и народной традиции, существуют не один Эл и не один Баал, и имена их соответственно означают понятия «бог» и «владыка». Некие Элим и Баалим, возможно, имели различные святилища для отправления своих культов, другие божества отличались друг от друга особыми свойствами, которыми их наделяли. Баал — это Всемогущий, Возвышенный, Скачущий на Облаке, Князь84, Повелитель Земли. В мифологических текстах врагами его являются Йамму («Море»), «хищные» чудовища и Мот («Смерть»), одерживающий над ним временную победу. Супруга Эла — богиня-владычица Асират (Ашера), наделенная властью над морем. Более деятельной является Анат, сестра или супруга Баала, могущественная богиня любви и войны, иногда изображаемая сидящей на спине льва. Слившись в образе Астар-ва-Анат, обе богини позднее превратились в сирийское божество Атаргатис — владычицу моря и богиню плодородия, чей культ просуществовал до начала христианства. Среди других угаритских богов имеется Арц-ва-Шамем (Земля-и-Небо), лунарные бог и богиня, несколько дочерей богов: утренняя звезда и вечерняя звезда (Венера); кузнец Кусар; Рашап-губитель и другие заимствованные боги. Предки, особенно принадлежавшие к королевскому роду, обожествлялись и становились объектами культов наравне с целым рядом божков, рангом пониже и не имеющих индивидуальных имен. 28.2. Ханаанская религия, в том виде, в каком ее можно восстановить по фигуркам из металла и терракоты, была сосредоточена вокруг двух божественных пар: Эла и Асират, повелителей потустороннего мира, и Баала и Анат — владык земного мира. В Угарите, к примеру, обнаружены храмы Баала и Дагана, но, возможно, некоторые из них были посвящены другим божествам. От больших храмов, располагавших загонами для скота и складами для вина и масла, сохранилось больше следов, нежели от маленьких культовых святилищ. При отправлении государственного культа царь и царица руководили церемонией и активно принимали участие в ритуалах, праздниках и молениях, дабы заручиться для города покровительством богов. Жрецы (кхнм, что тождественно еврейскому коханим) и служители культа, называвшиеся кдшм85, состояли при храмах; в их обязанности входило принимать пожертвования, совершать жертвоприношения и обряд очищения, ухаживать за статуей божества. Отдельные служители исполняли обряды культа мертвых, кульминационным моментом которого была оргиастическая церемония. Все похороны сопровождались пиршеством, призванным умиротворить мертвецов. Были жрецы, занимавшиеся предсказаниями с помощью глиняных фигурок, подобных тем, что были найдены в Мари, в Месопотамии. Жители города иногда прибегали к магии и к умилостивительным заклинаниям. 28.3. Угаритская мифология вся проникнута борьбой за власть между Элом и Баалом и между Баалом и его противниками. Среди многочисленных столкновений наиболее известна битва Баала и божества морской пучины Йамму, представляемого то в виде человека, то в виде морского чудовища. Подбадриваемый своим отцом Элом, Йамму решает прогнать Баала с царства, но тот с помощью волшебного оружия, выкованного божественным кузнецом Кусаром, выходит из поединка победителем. Сражение это очень напоминает битву морского чудовища Тиамат с месопотамским божеством Мардуком, о победе которого рассказывается в четвертой клинописной таблице вавилонской космогонической поэмы Энума Элиш86, а также подвиги Яхве на море в некоторых Псалмах и в книге Иова (26:12–13). Когда могущественная богиня Анат вмешивается в сражение, Баал посылает ей приглашение заключить мир, и, как в Энума Элиш, сообщает ей о своем желании иметь храм, чтобы ему в нем поклонялись. Анат получает разрешение Эла, и для Баала строят большой храм. Во второй битве Баал встречается с Мотом, Смертью, еще одним противником, ведущим род от Эла. Для природы царство Баала означает плодородие и изобилие, тогда как царство смерти означает засуху и голод. После обмена посланцами, посетившими Мота в его убежище из ила и грязи, Баал соглашается спуститься в нижний мир в сопровождении своей свиты — дождя, ветра и облаков. Далее в повествовании имеется лакуна. Когда же рассказ возобновляется, Баал уже мертв, а Эл и Анат очень опечалены его смертью, ибо ни один из сыновей Эла не может занять опустевший трон. Похоронив Баала, Анат встречает Мота и буквально стирает его в порошок: она разрубает его на куски, размалывает, жарит и дробит их, а затем разбрасывает по полям, чтобы их съели птицы. Связь между этими эпизодами не совсем ясна, однако только после устранения Мота Эл начинает желать, чтобы Баал, а с ним и процветание, вновь вернулись в страну, что затем и происходит. Но Мот окончательно не уничтожен, и спустя семь лет Баал одерживает над ним решающую победу, после которой царство дается ему уже навсегда. Угаритские тексты содержат также истории о Керете (Карату) и Акхате. Обе они начинаются с эпизодов о праведном царе, опечаленном своим бесплодием, — этот сюжет повторяется в Ветхом Завете. Боги помогают им устранить причину печали и начинают вмешиваться в судьбы людей. Анат решает умертвить Акхата, желанного сына своего отца, ибо тот оскорбил ее, отказавшись отдать ей свой волшебный лук. Керет в сражении завоевывает себе супругу, но забывает об обещании, данном богине Асират87, и заболевает. Через некоторое время один из сыновей обвиняет его в том, что он несправедлив и не выполняет свои обязанности царя. Несмотря на многочисленные лакуны, тексты угаритской литературы позволяют нам получить представление об истории, мифологии и религии этой цивилизации, место которой в скором времени было занято израильтянами: они восприняли элементы ее культуры и донесли их до западноевропейской цивилизации. 28.4. Библиография. Eliade. H. 1/48–52; А.М.Cooper, Canaanite Religion: An Overview, in ER 3, 35–45; M.D.Coogan, The Literature, in ER 3, 45–68. Тексты в переводе Андре Како (Andre Caquot) и др. опубликованы в сборнике Textes ougaritiques, Paris 1974; критический обзор литературы дан в работе: Roland de Vaux, Histoire ancienne d-Israel, des origines a l-installation en Canaan, Paris 1971; P.Carelli, Le Proche-Orient asiatique des origines aux invasions des Peuples de la Mer, Paris 1969; G.Saade, Ougarit: Metropol cananeen, Beyrouth 1979; J.M.Tarragon, Le Culte a Ugarit, Paris 1980.

  1. финикияДеян. . В широком смысле слова этим названием обозначалась узкая прибрежная полоса вдоль всего восточного побережья Средиземного моря от Антиохии до Египта но собственно...Библейский энциклопедический словарь
  2. финикияФиникия Деян. Деян. Деян. древняя страна на восточном берегу Средиземного моря с главными городами Тир и Сидон. Ее жители происходили от Ханаана Быт. и потому Финики...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  3. финикияЕзд. Мак. Мак. Деян. Деян. и др. область Сирийского царства в которой Тир и Сидон были главными городами. В сущности Финикия была узкая полоса территории тянущаяся вдол...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. финикияФИНИКИЯ древняя страна на вост. побережье Средиземного м. береговая полоса совр. Ливана и Сирии. Населяли Ф. финикийцы. По преданию они пришли сюда от берегов Эритрейског...Большая советская энциклопедия
  5. финикиядревняя страна на восточном побережье Средиземного моря береговая полоса современного Ливана и Сирии. Населяли Ф. финикийцы. По преданию они пришли сюда от берегов Эритре...Большая Советская энциклопедия II
  6. финикияист.Phnizien Phnikien n s страна...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. финикияимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. финикиядревняя страна на восточном побережье Средиземного м.Городагосударства Финикия Библ Тир Сидон и др. вели активную морскуюи сухопутную торговлю основали ряд колоний в Сред...Большой энциклопедический словарь II
  9. финикияФИНИКИЯ древняя страна на восточном побережье Средиземного м. Городагосударства Финикия Библ Тир Сидон и др. вели активную морскую и сухопутную торговлю основали ряд коло...Большой энциклопедический словарь III
  10. финикияФИНИКИЯ древняя страна на восточном побережье Средиземного м. Городагосударства Финикия Библ Тир Сидон и др. вели активную морскую и сухопутную торговлю основали ряд кол...Большой Энциклопедический словарь V
  11. финикиядрев. страна на вост. побережье Средиземного м. у подножия Ливанских гор береговая полоса совр. Ливана и сев.зап. Сирии. Население страны финикийцы или финикияне относящ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  12. финикиядрев. страна на вост. побережье Средиземного м. у подножия Ливанских гор береговая полоса совр. Ливана и сев.зап. Сирии. Население страны финикийцы или финикияне относящ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  13. финикиядревняя страна на восточном побережье Средиземного моря. Городагосударства Финикии Библ Тир Сидон и др. на территории современного Ливана и Сирии вели активную морскую и ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. финикияФиникия древняя страна на восточном побережье Средиземного моря. Городагосударства Финикии вели активную морскую и сухопутную торговлю среди них наиболее известные Библ ...Исторический словарь
  15. финикиястрана в Азии на берегу Средиземного моря между Сирией и Палестиной. В древности она славилась торговлей. Финикияне считались изобретателями азбуки стекла пурпурной краск...Краткий словарь античности
  16. финикияФиникияЕзд. Мак. Мак. Деян. Деян. и др. область Сирийского царства в которой Тир и Сидон были главными городами. В сущности Финикия была узкая полоса территории тянущая...Полная популярная библейская энциклопедия
  17. финикияPhoenica или Phoence названная так или от пальмовых деревьев или скорее от красилен у моря в которых материи окрашивались в пурпуровый цвет от слова красный как кровь...Реальный словарь классических древностей
  18. финикияФнкя...Русско-белорусский словарь
  19. финикияист.i Фнкя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  20. финикияFenike...Русско-крымскотатарский словарь
  21. финикияФенике...Русско-крымскотатарский словарь II
  22. финикияPhnizien ист....Русско-немецкий словарь по искусству
  23. финикияFenicie...Русско-чешский словарь
  24. финикиягреч.em Phoinike страна именуемая поместному Канаан Ханаан оба назв. означают видимо пурпуровая страна. Часть сирийского побережья у подножия гор Носсар Гора Баргия засел...Словарь античности
  25. финикиядревняя страна на восточном побережье Средиземного моря. Городагосударства Ф. Библ Тир Сидон и другие вели активную морскую и сухопутную торговлю основали ряд колоний в...Словарь исторических терминов
  26. финикияфиникия сущ. колво синонимов страна Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы страна...Словарь синонимов II
  27. финикиядревняя страна на вост. побережье Средиземного м. у подножия Ливанских гор береговая полоса совр. Ливана и сев.зап. Сирии. Население страны финикийцы или финикияне относ...Советская историческая энциклопедия
  28. финикияФИНИКИЯ древняя страна на восточном побережье Средиземного моря. Городагосударства Финикии Библ Тир Сидон и др. на территории современного Ливана и Сирии вели активную мо...Современная энциклопедия
  29. финикияФИНИКИЯ древняя страна на восточном побережье Средиземного м. Городагосударства Финикия Библ Тир Сидон и др. вели активную морскую и сухопутную торговлю основали ряд коло...Современный энциклопедический словарь
  30. финикияPhoenicia древн. страна на вост. побережье Средиземного моря на месте современных Ливана и прибрежной части Сирии. Состояла из нескольких городовгосударств включая Тир и ...Страны и города мира. Словарь
  31. финикияФиникия греческое наименование древней страны на восточном побережье Средиземного моря ныне береговая полоса территории Ливана и СевероЗападной Сирии. Местное название др...Художественная энциклопедия
  32. финикияФИНИКИЯ древняя страна на восточном побережье Средиземного м. Городагосударства Финикия Библ Тир Сидон и др. вели активную морскую и сухопутную торговлю основали ряд кол...Энциклопедический словарь естествознания
  33. финикиягреческое название части полосы на восточном берегу Средиземного моря. Самое правдоподобное его объяснение страна красного солнечного божества Финика появлявшегося с во...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  34. финикияФиникияPhoenicia . Страна в Азии на берегу Средиземного моря между Сирией в узком смысле и Палестиной. В древности она славилась торговлей. Финикияне считались изобретат...Энциклопедия мифологии