Словарь практического психолога

ТАТ

состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную перверсию, доминирование-подчинение, сексуальные и семейные конфликты и пр. Часть таблиц предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц. Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера. Начинать работу рекомендуется с некоей простой методики проективной - рисования на заданную тему и пр. Об испытуемом должны быть известны основные сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Таблицы обычно предъявляются с 1-й по 10-ю - в первый день, и с 11-й по 20-ю - во второй. При первом сеансе дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации соответственно культурному уровню и возрасту испытуемого. Согласно инструкции, следует придумать рассказ по каждой картине: что происходит, какие события привели к этой ситуации, каким будет ее исход, каковы чувства и мысли персонажей. Во втором сеансе содержание инструкции напоминается и дается указание, что теперь рассказы должны быть более драматичными - нужно дать волю фантазии. В числе таблиц есть и пустая: требуется вообразить и описать в деталях какую угодно картину, а после придумать по ней рассказ. При исследовании замечается время - как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, аграмматизмы, своеобычные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции и пр. После исследования производится опрос, основная цель коего - получение дополнительных сведений об испытуемом и об источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и пр. Анализ результатов ведется соответственно названным задачам ТАТ. Анализ начинается с нахождения "героя" сюжета, с коим испытуемый в некоей мере идентифицирует себя. Следующий этап состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответственных давлений. При анализе создается своеобразный портрет героя: каковы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при взаимодействиях с миром, возможно ли удовлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или склонен к фрустрации; имеются ли антисоциальные поступки; каковы его ценности, что составляет его мировоззрение, и пр. Следует учитывать, что рассказы испытуемого всегда, исключая случаи грубой патологии, оказываются смесью фантазийной продукции и сюжетов-клише - продуктов механизмов защитных. Как клише может выступать все, что реально не переживалось индивидом и не является его аффективным опытом: литературные и кинематографические сюжеты и пр. К тому же некогда реально пережитое со временем теряет значимость и аффективную окрашенность и становится едва отличным от клише. Напротив, некие литературные сюжеты или жизненные перипетии других людей настолько затрагивают чувства испытуемого, что перестают быть просто усвоенными клише. Все это требует особой чувствительности экспериментатора к любым проявлениям индивидуального стиля испытуемого. Для диагностики особенно информативны, по-видимому, отклонения от клише, где особенно отчетливо проявляются реальные или воображенные отношения, чувства и поступки, чрезвычайно значимые для испытуемого. Но и в них личностно значимая информация может маскироваться механизмами защитными. Выявить ее помогает анализ формальных характеристик построения рассказа, а также индивидуальные особенности речи и экспрессии, необычные темы или даже едва заметные модификации клише. Формальные характеристики содержания рассказа представляют собой некую абстракцию от текста и отвечают на вопрос, что исследователь ищет в рассказе, каким образованиям личности релевантно содержание рассказа. Выделяются следующие категории: 1) эмоциональный фон - чувства и переживания, возникающие у испытуемого; здесь возможна не только идентификация с персонажем, но и солидаризация, оппозиция и пр.; 2) персонажи - ими могут быть либо представители самого испытуемого, либо значимые другие; 3) стремления и установки - динамические тенденции, показатели основных мотивов личности, определяемые по характеристике персонажей, с коими идентифицирует себя испытуемый; 4) препятствия или барьеры - обнаруживаются в виде мыслей и чувств основного персонажа или окружающих, в виде реальных действий других людей или норм социальных, препятствующих реализации стремлений. Формальные показатели таковы: 1) формальное следование инструкции - это может выражать уход от тем, связанных с конфликтными переживаниями; 2) строго ригидное соблюдение инструкции - свидетельство повышенной ригидности испытуемого; 3) излишняя детализация рассказа - может указывать на повышенную тревожность, встречается у истероидов; 4) опускание некоих пунктов инструкции: в случае отсутствия "прошлого" или "будущего" это может быть признаком существования конфликтных переживаний в прошлом или ожидания неблагополучия в будущем; 5) отказ - в начале эксперимента свидетельствует о непонятости инструкции либо об отсутствии контакта с психологом, отказ от определенных картин - об особой значимости провоцируемых ими сюжетов; 6) неупоминание отдельных частей или деталей картины - обычно указывает, что ассоциации, вызываемые этими деталями, вызывают тревогу; 7) введение дополнительных деталей или персонажей - почти всегда говорит об особой значимости и близости данной темы; 8) перцептивные искажения - неправильное или искаженное восприятие каких-то деталей картины, - как правило, следствие глубоких конфликтов; 9) восприятие картины как рисунка, фотографии, кадра из фильма - иногда может рассматриваться как своеобразное отстранение от травмирующей тематики рассказа. Существует около двух десятков схем интерпретации, различающихся категориями анализа рассказов и параметрами личности, исследуемыми с помощью ТАТ. Лишь некие из них применяются в клинико-диагностических целях, а не в экспериментальных; бывает и так, что психологами-практиками заимствуются разные пункты из разных систем. 1. С. Томкинс развил подход, широко используемый в самых разных психологических системах. Он ввел ряд новых категорий, как будто повышающих эффективность методики: 1) вектор - характеризует психологическую направленность поведения, влечений и прочего; Томкинс рассматривает десять векторов, соответственных основным предлогам английского языка; 2) уровень - характеризует "плоскость", в коей разворачивается действие рассказа: описание объекта, события или поведения персонажа; воображение; память; чувства, и пр.; 3) условия - любые психические или физические состояния разной валентности, сами по себе не выражающие никакого желания или побуждения; например, герой беден (-) или счастлив (+); 4) квалификаторы - применяются для указания на временные, пространственные или силовые характеристики названных категорий. Здесь, по сравнению со схемой X. Меррея, существенно новыми являются категории уровня и квалификаторы. Уровневый анализ позволяет определить преобладающий тип активности каждого героя. Рассматриваются последовательность, частота и вариативность различных уровней. Большое внимание уделяется психологическому смыслу квалификатора "отдаленности". Степень отдаленности во времени или пространстве характеризует степень подавления потребности: чем фантастичнее рассказ и чем более отдалено от реальности время и место действия, тем сильнее данная потребность подавляется со стороны Свepx-Я. Среди других методологических приемов выделяется требование целостного контекстуального анализа протоколов тестирования: из всей совокупности рассказов выделяются некие инвариантные формальные структуры. Особое внимание уделяется анализу материалов, относящихся к переживаниям раннего детства. 2. М. Арнольд строит свою систему на отказе от некоих постулатов "психологии глубинной", например, элиминируются постулаты об идентификации и о нереализованном глубинном мышлении как об основном содержании рассказов. Считается, что материал рассказов отражает не столько эти тенденции, сколько личностные установки социальные, которые и определяют сюжет и исход рассказа, или его значение - как бы "мораль" рассказа, где обнаруживаются привычные ценности, мотивы и способы достижения целей. В результате анализа значений выводится так называемый индекс мотивационный, положительный либо отрицательный: адекватные жизненные установки, конструктивный подход к решению проблем, сотрудничество с другими людьми дают положительный индекс; склонность к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действиям - отрицательный. В зависимости от знака индекса мотивационного прогнозируется возможность успеха на том или ином поприще. Подход М. Арнольд, несмотря на несколько упрощенное понимание условий преуспеяния человека, содержит ряд моментов, упущенных другими авторами, и потому указывает путь для более адекватной разработки подхода к анализу и интерпретации ТАТ: 1) требование контекстуального анализа рассказов: рассказы рассматриваются не как некий набор, а как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не выявляемый при анализе отдельных рассказов; 2) подчеркивается роль установок социальных в формировании текста рассказов. Как и другие методики проективные, наибольшее применение ТАТ находит в клинике неврозов и состояний пограничных. Для клинициста особый интерес представляют такие диагностируемые особенности аффективной сферы личности и мотиваций: 1) ведущие мотивы, отношения, ценности; 2) аффективные конфликты, их сферы; 3) способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и пр.; 4) индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность / подконтрольность, эмоциональная устойчивость / лабильность, эмоциональная зрелость / инфантильность; 5) самооценка - соотношение представлений о Я реальном и Я идеальном, степень принятия самого себя. Следует подчеркнуть, что выявляемые посредством ТАТ закономерности и явления - не более чем тенденции, установки личности, прямой перенос данных тестирования на характеристику личности и ее поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого неправомерен.

  1. татсостоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица по замыслу авторов предполагает актуализацию переживаний определен...Большая психологическая энциклопедия
  2. татМюрреяМоргана тематический апперцептивный тест см....Большая энциклопедия по психиатрии
  3. татдив.i тати....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  4. татТат сз. Вдь да вдь. А ти двча двчаточко не лакомся на ня тат я духовна особа не пойдет ти за ня. Гол. III. . Словарь укрансько мови в х тт. За ред. Б. Грнченка. К. . Т....Грінченко. Словарь української мови
  5. татI ржавчина коррозия орамала тат тип алан на платке следы ржавчины тат басан асы ржавая ложка аруларды тат басып кеткен оружие покрылось ржавчиной геол. накипь перен. отпе...Казахско-русский словарь
  6. татржавчина...Казахско-русский словарь для учащихся и студентов
  7. татср. таты отведывать пробовать на вкус вкушать тамактын даамын татып кр попробуй пищу на вкус или отведай кушанье аштын тузун таткан билет погов. вкус пищи знает тот кто п...Киргизско-русский словарь
  8. таткрымский татарин выходец из горной части Крыма...Крымскотатарско-русский словарь II
  9. таткорень ТАТ нулевое окончаниеОснова слова ТАТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ТАТ Слово Тат содержит следующие морфемы или части приставк...Морфемный разбор слова по составу
  10. таттат м. см. таты ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  11. татСм. Тематический апперцепционный тест....Оксфордский толковый словарь по психологии
  12. татСм. Тематический апперцепционный тест....Оксфордский толковый словарь по психологии
  13. таттат менник чоловчого роду стота представник народност...Орфографічний словник української мови
  14. таттат таты тата татов тату татам тата татов татом татами тате татах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  15. татЕгип. Египетский символ вертикальная круглая стойка суживающаяся кверху с четырьмя поперечинами наверху. Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет соб...Религиозные термины
  16. татТат...Русско-белорусский словарь
  17. татэтногр.i тат род.i тата муж.i...Русско-белорусский словарь II
  18. татtats...Русско-латышский словарь
  19. таттат тата смem. татыСинонимы еврей...Русское словесное ударение
  20. татм. устар.жулик вор...Сербско-русский словарь
  21. татАбориген Дагестана...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  22. татУ египтян это позвоночник Озириса мировая ось Северный полюс стабильность прочность неизменность сохранение.Синонимы еврей...Словарь символов
  23. таттат сущ. колво синонимов еврей Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы еврей...Словарь синонимов II
  24. татТАТ див. тати. Словник укрансько мови в тт. АН УРСР. нститут мовознавства за ред. . К. Блодда. К. Наукова думка . Т. . С. ....Словник української мови в 11 томах
  25. татТАТstrong див. тати...Словник української мови у 20 томах
  26. татсущ вкус сладость...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  27. татСм. МюрреяМорган тематический апперцептивный тест....Толковый словарь психиатрических терминов II
  28. татСм. МюрреяМорган тематический апперцептивный тест ....Толковый словарь психиатрических терминов
  29. татдив. тати....Толковый словарь украинского языка
  30. таттат таты тата татов тату татам тата татов татом татами тате татах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы еврей...Формы слова
  31. "тат"Логотип авиакомпании ТАТ Transport Arien Transrgional авиакомпания Франции. Осуществляет перевозки на внутренних авиалиниях а также в некоторые страны Европы. Основана в...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  32. татТАТ Transport Arien Transrgional авиакомпания Франции. Осуществляет перевозки на внутренних авиалиниях а также в некоторые страны Европы. Основана в . В перевезла млн....Энциклопедия техники
  33. татмн. таты иранская народность в Азербайджане и Дагестане. Из др.тюрк. tаt иноплеменник иранец Габайн Altturk. Gr. см. Брокельман KSz Малов ОЛЯ Корш ЖСт. вып. стр. ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  34. таттат мн. таты иранская народность в Азербайджане и Дагестане. Из др.тюрк. tаt иноплеменник иранец Габайн Alttrk. Gr. см. Брокельман KSz Малов ОЛЯ Корш ЖСт. вып. стр...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)