Словарь практического психолога

ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ

система методов и средств обучения, основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения проблемы. Организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе коего он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. В деятельности совместной с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания, как постижение и понимание научных фактов, принципов, способов или условий действия; как личностную ценность, обусловливающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию предмета. Усвоение новых знаний при этом происходит как их самостоятельное открытие учащимися с помощью учителя. Для этого необходимо действие двух факторов: 1) возникновение познавательной потребности, локализуемой в определенном учебном материале; 2) овладение новыми обобщенными знаниями, нужными для выполнения определенных задач. В обучении проблемном путем создания ситуации проблемной моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления творческого. Компонентами этой ситуации являются объект и субъект познания и их мыслительное взаимодействие, особенности коего зависят от учебного материала и дидактических приемов организации познания. Средством управления мышлением учащихся служат проблемные и информационные вопросы. Проблемные вопросы указывают на существо проблемы учебной и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Оптимальный материал для моделирования ситуаций проблемных предоставляет история науки и техники. В обучении проблемном принцип проблемности реализуется: 1) в содержании учебного предмета - это достигается разработкой системы проблем, отражающих основное содержание учебной дисциплины; 2) в ходе развертывания этого содержания в процессе учебном - это достигается построением обучения проблемного по диалогическому типу, где и преподаватель, и учащиеся проявляют интеллектуальную активность и инициативу, заинтересованы в обмене суждениями, обсуждают альтернативные варианты решений. В таком обучении с помощью системы проблем учебных и обусловленных ими ситуаций проблемных моделируются исследовательская деятельность, взаимодействие социальное и диалогическое общение ее участников. Так создаются условия для продуктивного мышления, для развития личности учащегося и его социальных отношений. Система обучения проблемного содержит этапы обучения: 1) информационные - не требующие творческой активности личности; 2) тренировочные - включающие повторение действия и контроль за успешностью выполнения. Различаются три формы обучения проблемного: 1) изложение проблемное - когда учитель сам ставит и решает проблему; 2) обучение совместное - при коем учитель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися; 3) обучение творческое - при коем учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение.

  1. обучение проблемноесистема методов и средств обучения основой коего выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания ситуации проблемной и управления поиском решения ...Большая психологическая энциклопедия
  2. обучение проблемноеорганизация учебных занятий предполагающая поиск и постановку проблем создание под руководством преподавателей проблемных задач и ситуаций и активную самостоятельную деят...Военная педагогика
  3. обучение проблемноесистема целей содержания методов и средств обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний формирования творческого мышления и п...Методическое обеспечение по учебной дисциплине «Педагогические технологии»
  4. обучение проблемноеорганизованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения в ходе которого они приобщаются к объективным противоречи...Педагогическая психология
  5. обучение проблемноеактивное развивающее обучение основанное на организации поисковой деятельности обучаемых на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундам...Педагогический словарь
  6. обучение проблемноеактивное развивающее обучение основанное на организации поисковой деятельности обучаемых на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундам...Педагогический терминологический словарь
  7. обучение проблемноеСловообразование. Происходит от греч. problema задача. Категория. Форма обучения. Специфика. Система методов и средств обучения основой которого выступает моделирование ...Психологический словарь II
  8. обучение проблемноеодин из видов обучения основанных на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций котор...Словарь по педагогической психологии
  9. обучение проблемноеорганизованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения в ходе которого он приобщается к объективным проти...Современный образовательный процесс
  10. обучение проблемноеактивное развивающее обучение основанное на организации поисковой деятельности обучаемых на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундам...Творчество. Краткий педагогический словарь
  11. обучение проблемноеобучение при котором используется система дидактических методов активизации познавательной деятельности направленная на развитие у обучающегося творческой активности и по...Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования