Словарь постмодернизма

КРИТИК

(KRITIK) (нем.; фр. critique; русск. критика; англ. criticism - от греч. kritike - искусство судить) - 1) в классической философии - понятие, фиксирующее в своем содержании аналитическое рассмотрение социально (культурно) артикулированного объекта (концепции), фундированное эксплицитным рассмотрением его исходных социокультурных оснований, органично предполагающим постановку под сомнение их истинности или правомерности. Эпоха классической философии, реализующей атрибутивно присущую ей функцию экспликации мировоззренческих оснований культуры, была рефлексивно осмыслена этой философией как "подлинный век критики" (И.Кант). В этом отношении К. как таковая генетически восходит именно к основаниям классической культуры, будучи фундированной идеей гетерономизма и презумпциями метафизики (см. Метафизика), как было отмечено И.Кантом, суду К. "должно подчиняться все": "я разумею под этим... решение вопроса о возможности и невозможности метафизики вообще /курсив мой - ММ/"; 2) в философии модернизма (см. Модернизм) в осмыслении феномена К. акцент сделан не только (и не столько) на процедуре экспликации метафизических оснований предмета К., сколько на процедуре их фундаментальной семантико-аксиологической релятивизации. Классическим примером модернистской К. может служить марксистская программа "критики критической критики" (см. Марксизм), чей методологический пафос (диалектика, по Марксу, "ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна") объективно может быть распространен и на ее собственные аксиологические основания. В этой перспективе "снимающей критики" ("опровергнуть... не значит отбросить... заменить другой, односторонней противоположностью, а включить в нечто более высокое" у Ленина) мировоззренческие основоположения марксизма также могут быть (и были - см. Неомарксизм) подвергнуты К. и плюральной релятивизации; 3) в философии постмодернизма - термин, обозначающий традиционно-классический способ отношения к тексту, заключающийся в интерпретации последнего, исходя из избранной системы внешних критериев (взгляд извне), и противопоставленный в контексте постмодернистской текстологии имманентному подходу к тексту (взгляд изнутри). Данная трактовка понятия "К." восходит к таким работам Р.Барта, как "Две критики" (1963), "Что такое критика" (1963), "Критика и истина" (1966), "От науки к литературе" (1967), "С чего начать?" (1970) и др. Согласно бартовской интерпретации, в рамках современной культуры могут быть выделены две активно практикуемые формы К.: так называемая "университетская" и так называемая "интерпретативная" (или "идеологическая") К. Специфика "университетской" К. заключается в том, что она "в основном пользуется... позитивистским методом", а в сферу ее анализа входят "проблема источников" и так называемых "обстоятельств" литературного творчества, реальный анализ которой сводится фактически к аналитике более ранних по отношению к исследуемому произведений либо обстоятельств биографии его автора (см. Автор). По оценке Р.Барта, именно в этом и заключается "одна из самых серьезных ошибок, в которых повинна университетская критика: сосредоточив внимание на генезисе частных деталей, она рискует упустить из виду их подлинный, то есть функциональный, смысл". Прежде всего вне фокуса внимания остается такой важнейший момент творчества, как его исторический фон и социокультурные предпосылки ("Разве Расин писал из тех же побуждений, что и Пруст?"), - между тем "все взаимосвязано: самая мелкая, самая малозначительная литературная проблема может обрести разгадку в духовном контексте эпохи, причем этот контекст отличается от нашего нынешнего". - Согласно выражаемой Р.Бартом позиции современного постмодернизма, в поисках "смысла произведения" следует двигаться "не вглубь, а вширь; связь между автором и его произведением, конечно, существует (кто станет это отрицать?.. Одна лишь позитивистская критика до сих пор еще верит в Музу), но это не мозаичное соотношение, возникающее как сумма частных... "глубинных" сходств, а, напротив, отношение между автором как целым и произведением как целым, то есть отношение отношений, зависимость гомологическая, а не аналогическая". В силу этого критик "университетского" направления вынужден признать, что "неподатливым и ускользающим является сам объект его изучения (в своей наиболее общей форме) - литература как таковая, а не биографическая "тайна" писателя". Но и в этой сфере, т.е. при анализе субъектной стороны проблемы творчества, позитивистский метод оказывается неадекватным: "увы, стоит нам коснуться интенционального аспекта человеческого бытия (а как без этого говорить о литературе?) - и позитивистская психология оказывается недостаточной". Другая форма К. ориентирована не на поиск "объяснений" литературных "фактов", но на ту или иную семантико-аксиологическую интерпретацию литературного произведения (см. Интерпретация), в силу чего получает название "интерпретативной К.". По иронично мягкой оценке Р.Барта, ее представители "сильно отличаются друг от друга": Г.Башляр, Ж.Пуле, Р.Жирар, Ж.-П.Ришар, Ж.Старобинский, Ж.-П.Вебер и др.), - "общее у них то, что их подход к литературе соотносится (в большей или меньшей степени, но во всяком случае осознанно) с одним из основных идеологических течений наших дней (будь то экзистенциализм, марксизм, психоанализ или феноменология)"; в силу этого данный тип К. "можно назвать критикой идеологической - в отличие от первой, которая отвергает всякую идеологию и объявляет себя сторонницей чисто объективного метода". В зависимости от избранных "идеологических" приоритетов в общем пространстве интерпретативной К. могут быть выделены экзистенциалистически ориентированная К. (Ж.-П.Сартр), марксистски ориентированная К. (Л.Гольдман), психоаналитически ориентированная К. (Ш.Морон), структуралистски ориентированная К. (К.Леви-Стросс, Якобсон) и т.д. Несмотря на реально наблюдаемые "разногласия философско-методологи-ческого порядка" между данными видами К. и практическое "соперничество" конституирующих их парадигм, фактически обе они идеологичны в широком смысле этого слова (поскольку, несмотря на декларируемую нейтральность, позитивистская парадигма не менее идеологична, чем любая другая), и отношения между ними могут быть рассмотрены как конкурирующее противоборство "двух идеологий". В этом контексте Р.Барт отмечает, что "худшее из прегрешений критики - не идеологичность, а ее замалчивание", и якобы внеаксиологичный подход к литературному произведению есть не что иное, как "самообман", если не "преступное умолчание" об имеющей место идеологической ангажированности. Исходя из этого единства природы обеих форм К. (в равной мере идеологически артикулированных), Р.Барт делает вывод о том, что фактически "ничто не мешает взаимному признанию и сотрудничеству двух критик": "университетская" ("позитивистская") К. занимается "установлением и открытием "фактов" (коль скоро именно этого она и требует)", оставляя критикам интерпретативного направления "свободу их интерпретировать, точнее "приписывать им значение" в соответствии с той или иной открыто заявленной идеологической системой". Точно также и различные направления интерпретативной критики, несмотря на различную "идеологическую" ориентацию, могут вполне благополучно сосуществовать в параллельном режиме (по выражению Р.Барта, "оказываются возможными одновременно"). Согласно Р.Барту, из этого следует важный вывод о том, что "идеологический выбор не составляет существа критики и оправдание свое она находит не в "истине". - Таким образом, К. - это "нечто иное, нежели вынесение верных суждений во имя "истинных" принципов": собственно, "К. - не таблица результатов и не совокупность оценок, по своей сути она есть деятельность, то есть последовательность мыслительных актов... Разве деятельность может быть "истинной"?". Вместе с тем, наличные формы К. претендуют на истинность своего результата, тем самым имплицитно полагая себя в качестве своего рода когнитивной процедуры. Между тем, согласно Р.Барту, такое полагание отнюдь не является правомерным, ибо предметом К. выступает "не "мир", но слово, слово другого; критика - это слово о слове, это вторичный язык... который накладывается на язык первичный (язык-объект)". К., таким образом, должна "учитывать два рода отношения - отношение языка критика к языку изучаемого автора и отношение этого языка-объекта к миру". Собственно, в постмодернистском контексте "определяющим для критики и является взаимное "трение" этих двух языков, чем она... сближается с... логикой, которая также всецело зиждется на различении языка-объекта и метаязыка" (Р.Барт), и - более того - фактически К. и представляет собой не что иное, как "лишь метаязык" (см. Метаязык). Однако коль скоро это так, то определение истинности чего бы то ни было отнюдь не входит в прерогативы К.: "дело ее - устанавливать вовсе не "истины", а только "валидности" (подобно тому, как и "в логическом уравнении испытывается валидность того или иного умозаключения и не высказывается никакого суждения об "истинности" используемых в нем посылок", и точно так же, как "лингвист занимается не расшифровкой смысла фразы, а установлением ее формальной структуры, обеспечивающей передачу этого смысла"), ибо "язык сам по себе не бывает истинным или ложным, он может только быть (или не быть) валидным, то есть образовывать связную знаковую систему" (Р.Барт). Таким образом, "законы, которым подчиняется язык литературы, касаются не его согласования с реальностью (как бы ни притязали на это реалистические школы), а всего лишь с той знаковой системой, которую определил себе автор", и, в соответствии с этим, в функции К. входит не решение вопроса об истинности текста ("критика не должна решить, написал ли Пруст "правду"): ее задачей является лишь создание такого метаязыка, который мог бы "в силу своей связности, логичности, одним словом, систематичности... вобрать в себя или, еще точнее, "интегрировать" (в математическом смысле) как можно больше из языка Пруста". Иными словами, процессуальность К., локализуется вне пространства проблемы истинности или ложности. Таким образом, постмодернистский подход к процессу соприкосновения критика с литературным произведением фундирован глубинным сомнением в непреложности якобы лежащей в его основе субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм, Украденный объект, "Смерть субъекта"). Бытие языка выводится постмодернизмом как из-под давления требований так называемой объективности ("как, в самом деле, поверить, будто литературное произведение есть объект?" у Р.Барта), так и из-под давления доминанты субъективности (отказ от презумпции классической К., "будто критик обладает по отношению к нему /произведению -M.M./ как бы экстерриториальностью"). Бытие языка рассматривается как самодостаточная процессуальная реальность (см. Эротика текста). Данная презумпция постмодернизма делает его альтернативным по отношению как к "университетской", так и "интерпретативной" разновидностям классической К., в равной степени фундированных имплицитным отказом от признания произведения самодостаточным феноменом, а стало быть, и вытекающим отсюда отказом от анализа его имманентных характеристик. Именно поэтому, будучи оппозиционной по отношению к "интерпретативной" К., К. "университетская", тем не менее, на практике безболезненно принимает практически любые предлагаемые ею методики: "все можно принять, лишь бы произведение соотносилось с чем-то иным, нежели оно само, с чем-то таким, что не есть литература; все, что стоит за произведением - история (даже в ее марксистском варианте), психология (даже в форме психоанализа) - мало-помалу получает признание; не получает его лишь работа внутри произведения" (Р.Барт). В рамках этого неприятия имманентно анализа текста традиционной К. отвергаются и феноменологический подход к произведению, ибо он "эксплицирует произведение, вместо того, чтобы его объяснять", и тематический подход, ибо его методология "прослеживает внутренние метафоры произведения" (см. Метафора), и подход структурный, ибо в его рамках произведение рассматривается "как система функций". Иначе говоря, классической К. отвергается "имманентный подход" к произведению, т.е. та "работа внутри произведения", которая и составляет сущность К. в постмодернистском ее понимании. Подобный (имманентный) подход к произведению должен, согласно Р.Барту, быть фундирован той презумпцией, что к анализу отношений произведения "с внешним миром" допустимо переходить лишь после того, как оно будет полностью проанализировано "изнутри", т.е. с точки зрения имманентно присущих ему структуры и функций. Задаваясь вопросом о том, "чем вызвано такое неприятие имманентности", Р.Барт находит ответ в том, что "дело в упорной приверженности к идеологии детерминизма" в классических ее образцах, в том, что К. "опирается на совершенно устаревшую философию детерминизма", в рамках которой "произведение - "продукт" некоторой "причины", а внешние причины "причиннее всех других" (см. Неодетерминизм, "Смерть Бога"). (В этом аспекте феномен К. в очередной раз демонстрирует свою генетическую укорененность в основания классической культуры и, соответственно, метафизическую ориентацию, идущую вразрез с общекультурными постметафизическими установками современного мышления - см. Постметафизическое мышление.) Согласно Р.Барту, в "наш век (последние сто лет)" адекватные поиски ответа на то, что есть литература, "ведутся не извне, а внутри самой литературы, точнее, на самой ее грани, в той зоне, где она словно стремится к нулю, разрушаясь как объект-язык и сохраняясь лишь в качестве метаязыка, где сами поиски метаязыка становятся новым языком-объектом". Таким образом, цель постмодернистски понятой К. носит "чисто формальный характер": она "не в том, чтобы "раскрыть" в исследуемом произведении или писателе нечто "скрытое", "глубинное", "тайное"... а только в том, чтобы приладить - как опытный столяр "умелыми руками" пригонит друг к другу две сложные деревянные детали - язык, данный нам нашей эпохой (экзистенциализм, марксизм, психоанализ), к другому языку, то есть формальной системе логических ограничений, которую выработал автор в соответствии с собственной эпохой". Согласно постмодернистской парадигме, если и возможно говорить о неком критерии адекватности (успешности, или, по Р.Барту, "доказательности") К., то таковым может являться не способность "раскрыть вопрошаемое произведение", но, напротив, способность "как можно полнее покрыть его своим собственным языком". (В этом отношении К. решительно дистанцирована от чтения, ибо "читать - значит желать произведение, жаждать превратиться в него; это значит отказаться от всякой попытки продублировать произведение на любом другом языке, помимо языка самого произведения", в то время как "перейти от чтения к критике - значит переменить самый объект вожделения, значит возжелать не произведение, а свой собственный язык".) Важнейшим моментом К. выступает, таким образом, то, что в ее процессуальности "может завязаться диалог двух исторических эпох и двух субъективностей - автора и критика" (Р.Барт). Более того, именно формальный характер такой К. позволяет ей охватить те аспекты языковой сферы, которые оставались за пределами самой неформальной традиционной К.: признав себя "не более чем языком (точнее, метаязыком)", К., понятая в постмодернистском ключе, реально "может совместить в себе... субъективность и объективность, историчность и экзистенциальность, тоталитаризм и либерализм", ибо конституируемый К. язык (метаязык) "является продуктом исторического вызревания знаний, идей, духовных устремлений, он есть необходимость, с другой же стороны, критик сам выбрал себе этот необходимый язык согласно своему экзистенциальному строю, выбрал как осуществление некоторой своей неотъемлемой интеллектуальной функции, когда он полностью использует всю свою глубину, весь свой опыт выборов, удовольствий, отталкиваний и пристрастий" (Р.Барт). В этом отношении "критик в свою очередь становится писателем", но ведь "писатель - это человек, которому язык является как проблема и который ощущает глубину языка, а вовсе не его инструментальность и красоту". В силу этого "на свет появились критические работы, требующие тех же самых способов прочтения, что и собственно литературные произведения, несмотря на то, что их авторы являются критиками, а отнюдь не писателями". Именно в этом контексте, по оценке Р.Барта, можно говорить о формировании "новой критики", сущность которой усматривается постмодернизмом "в самом одиночестве критического акта, который, - отметая алиби, предоставляемые наукой или социальными институтами, - утверждает себя именно как акт письма во всей его полноте" (см. Письмо, Скриптор, Фонологизм). Для постмодернистской философии существенно важно, что если "произведение в силу самой своей структуры обладает множественным смыслом", то это значит, что возможно "существование двух различных видов дискурса" по отношению к нему, т.е. двух различных видов К.: К. как "наука о литературе" или "комментарий", который избирает в качестве своего предмета "лишь... какой-нибудь один из этих смыслов", и "литературная критика" или "новая критика", которая ставит своей задачей "нацелиться разом на все смыслы, которые оно /произведение - M.M.I объемлет, на тот полый смысл /см. Пустой знак - M.M./, который всем им служит опорой", которая фактически "открыто, на свой страх и риск, возлагает на себя задачу наделить произведение тем или иным смыслом" (Р.Барт). Таким образом, согласно постмодернистскому видению ситуации, "критика не есть наука", ибо "наука изучает смыслы, критика их производит". К. занимает, по оценке Р.Барта, промежуточное положение между "наукой о литературе" и чтением (см. Чтение): "ту речь в чистом виде, каковой является акт чтения, она снабжает языком, а тот мифический язык, на котором написано произведение и который изучается наукой, она снабжает особым (наряду с прочими) типом речи". В этом отношении К. выступает своего рода связующим звеном между различными стратегиями отношения к тексту, которые как в теоретической перспективе, так и в наличной тенденции должны быть объединены (сняты) в процессуальности письма как способа бытия языка в качестве самодостаточной реальности (см. Письмо). Следовательно, "моральной целью" К. должна стать "не расшифровка смысла исследуемого произведения, а воссоздание правил и условий выработки этого смысла", для чего К., прежде всего, должна признать произведение "семантической системой, призванной вносить в мир "осмысленность (du sens), a не какой-то определенный смысл (un sens)". В этом отношении фактически "перед лицом книги критик находится в той же речевой ситуации, что и писатель - перед лицом мира", а "отношение критики к произведению есть отношение смысла к форме" (Р.Барт). И если для традиционной К. произведение всегда выступает в качестве заданного поля интерпретативных усилий, должных завершиться финальным (правильным) его пониманием (см. Комфортабельное чтение, Текст-удовольствие), то предметом постмодернистской К. выступает не произведение, но конструкция. Взаимодействие с последней есть перманентное нон-финальное означивание (см. Конструкция, Текст-наслаждение), релятивные правила которого конституируются одновременно как со смыслопорождением, так и со становлением самого субъекта этой процедуры, отличного от традиционно понятого социально и психологически артикулированного субъекта, бытие которого признается как независимое от данной процедуры и предшествующее ей (см. "Смерть субъекта", Анти-психологизм, Скриптор). В рамках подобного подхода "новая критика" перестает быть К. в привычном (традиционно-классическом) смысле этого слова (в этом контексте Р.Барт говорит о "кризисе комментария" как такового), тесно смыкаясь с "исполнением" произведения, понятым в качестве означивания (см. Означивание), в то время как традиционная К. "исполняла" произведение, "как палач исполняет приговор" (Р.Барт). В этих условиях К. обретает новый, не характерный для классической формы ее существования, культурный статус: в современном ее качестве "критика располагает собственной публикой", поскольку "общество стало потреблять критические комментарии совершенно так же, как оно потребляет кинематографическую, романическую или песенную продукцию" (Р.Барт). Как видим, эта открываемая "новой критикой" возможность смысла оплачивается утратой его определенности, и в этом отношении постмодернистская трактовка феномена К. завершает заложенную классикой и развитую модернизмом интенцию на размывание однозначности оснований подвергаемого К. феномена: в контексте современной культуры К. обретает сугубо и только языковую природу, конституируясь в качестве плюрально вариативного метаязыка, а "все, к чему только прикасается язык, - философия, гуманитарные науки, литература - в определенном смысле оказывается заново поставлено под вопрос" (Р.Барт). В свою очередь, согласно постмодернистскому видению ситуации, вполне реально, что в современной культуре "Критики Разума, которые дала нам философия, будут дополнены Критикой Языка, и этой критикой окажется сама литература" (Р.Барт). (См. также Метаязык, Язык-объект.) М.А. Можейко

  1. критикм. critico литературный критик critico letterario Итальянорусский словарь. Синонимы аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья те...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. критиккритикKritikerСинонимы аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. критикмKritiker m аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. критиккритик м Kritiker m dСинонимы аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. критикм.criticador mem crtico mem профессиональныйрный театраuльный криuтик crtico literario teatral...Большой русско-испанский словарь
  6. критиксущ. муж. рода одуш.критикот словаem критика сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. критикм. critique m литературный критик critique littraire...Большой русско-французский словарь
  8. критикмен. чол. роду жив.критиквд словаem критикакогочогомен. жн. родукритика нищвна критика сокрушительная критика спрямовувати критику направлять критику пдданий гострй к...Большой украинско-русский словарь
  9. критикм.critique mлитературный критик critique littraire аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель цени...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. критика ч.i Той хто аналзу оцню лтературн мистецьк та науков твори. Лтературний критикi. Театральний критикi. Людина що аналзу розгляда рзн життв явища да кому чомунебудь оцнк...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  11. критиккритик а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. критикКРИТИК а м. critique m. нем. Kritik ampLTлат. criticus ampLTгр. strong. Тот кто занимается критикойem. Сл. . Судьи кои в состоянии и доброте книг судят критиками называю...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. критиккритик....Киргизско-русский словарь
  14. критиккритик...Коми (зырянский)-русский словарь
  15. критикКритик criticus judex censor мелочныйпридирчивый auceps syllabarum obtrectator...Латинский словарь
  16. критикКритик Всегда выдающийся. Считается что он вс знает обо всм осведомлн вс читал вс видел. Если он вам не нравится зовите его Аристархом или евнухом.Синонимы аристарх зо...Лексикон прописных истин
  17. критика м.em Тот кто подвергает разбору оценке чьил. действия поведение и т. п. Я ужасно вас боюсь. Вы опасный господин вы такой критик.em Тургенев Отцы и дети. Всем молодым я...Малый академический словарь
  18. критиккорень КРИТ суффикс ИК нулевое окончаниеОснова слова КРИТИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный КРИТ ИК Слово Критик содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  19. критикНачальная форма Критик единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. критиккритик м. Тот кто подвергает критике когол. чтол. Тот кто профессионально занимается критикой ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  21. критиккритик критик а...Орфографический словарь
  22. критикu мu мн.u критики Р.u критиков аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Орфографический словарь русского языка
  23. критиккритик менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  24. критиккритик....Осетинско-русский словарь
  25. критиккритик критики критика критиков критику критикам критика критиков критиком критиками критике критиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  26. критикОрфографическая запись слова критик Ударение в слове критик Деление слова на слоги перенос слова критик Фонетическая транскрипция слова критик [гритк] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  27. критикКритик ка тики кв...Правописний словник Голоскевича
  28. критикжурнальный газетный критик. [Критик лтератури художньо. Критик театральний] разборщик хулитель критик осудник ка судисвт та....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  29. критиккритик аСинонимы аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Русский орфографический словарь
  30. критикМ tnqidi....Русско-азербайджанский словарь
  31. критиккритик м.icritic литературный критик literary critic...Русско-английский словарь
  32. критиккритик м. critic строгий критик severe critic театральный критик dramatic critic....Русско-английский словарь II
  33. критикcritic...Русско-английский словарь по электронике
  34. критикcritic...Русско-английский словарь политической терминологии
  35. критикN...Русско-армянский словарь
  36. критикКрытык...Русско-белорусский словарь
  37. критиккрытык муж.i...Русско-белорусский словарь II
  38. критикkritikus brl kritikus аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Русско-венгерский словарь
  39. критиккритик м о...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  40. критиккри Синонимы аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Русско-ивритский словарь
  41. критиксыншы литературный критик дебиет сыншысы...Русско-казахский словарь
  42. критиксыншы...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  43. критиксыншы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  44. критикм. критик сынчы литературный критик адабият сынчысы....Русско-киргизский словарь
  45. критикppngji pnglnjiстрогий критик литературный критик аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель це...Русско-китайский словарь
  46. критикTenqiti...Русско-крымскотатарский словарь
  47. критиктенкъитчи...Русско-крымскотатарский словарь II
  48. критикkritie kritiis...Русско-латышский словарь
  49. критикШмжлэгч...Русско-монгольский словарь
  50. критикм. Kritiker m....Русско-немецкий словарь
  51. критикKritiker...Русско-немецкий словарь по искусству
  52. критикCriticus...Русско-нидерландский словарь
  53. критиккритикм литературный ....Русско-новогреческий словарь
  54. критикanmelder kritiker аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Русско-норвежский словарь
  55. критик...Русско-персидский словарь
  56. критикмcrtico m театральный критик аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Русско-португальский словарь
  57. критикКритикmchambuzi wa mhakiki wa mnenea waлитературный критик karii ma...Русско-суахили словарь
  58. критиккритик танидч...Русско-таджикский словарь
  59. критикм тнкыйтьче тнкыйть итче...Русско-татарский словарь
  60. критикeletirmen eletirmen eletiriciтеатральный критик tiyatro eletirmeni аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокри...Русско-турецкий словарь
  61. критикtanqidchi...Русско-узбекский словарь Михайлина
  62. критикmemarvostelija kriitikko...Русско-финский словарь
  63. критикkritick kritik posuzovatel...Русско-чешский словарь
  64. критиксущ.муж.критик литературный критик литература критике...Русско-чувашский словарь
  65. критикkritiker.strong kritiker...Русско-шведский словарь
  66. критикKritiker...Русско-шведский словарь II
  67. критикKriitik...Русско-эстонский словарь
  68. критиккритикСинонимы аристарх зоил кинокритик критикан литературовед профессия рецензент ругатель судья телекритик фотокритик хулитель ценитель...Русское словесное ударение
  69. критикРецензент...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  70. критикКРИТИК греч. kritikos от krinein судить. рассматривающий и оценивающий произведения литературы и изящных искусств хулитель порицатель. Словарь иностранных слов вошедши...Словарь иностранных слов русского языка
  71. критикСпециализация игровая . Объясняет остальным членам команды что среди навоза жемчуг обычно не встречается....Словарь молодёжного слэнга
  72. критикНастоящее имя Егоровu Александр ГригорьевичПериодические изданияi Рампа Театр и Искусство Орган ВаршаваИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей учены...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  73. критикКритик рецензент судья ценитель эксперт зоил аристарх порицатель хулитель. Не я один все также осуждают. А судьи кто Гриб. Избави Бог и нас от этаких судей. Крыл. Осел ...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  74. критиккритикРецензент судья ценитель эксперт зоил аристарх порицатель хулитель. А судьи кто Гриб. Избави Бог и нас от этаких судей. Крыл. Осел и Соловей.См. писатель ценитель....Словарь синонимов II
  75. критиккритик Рецензент судья ценитель эксперт зоил аристарх порицатель хулитель. . А судьи кто Гриб. Избави Бог и нас от этаких судей. Крыл. Осел и Соловей. См. писатель ценит...Словарь синонимов II
  76. критиккритик рецензент судья ценитель эксперт зоил аристарх порицатель хулитель осел хулитель ругатель зоил критикан литературовед...Словарь синонимов
  77. критикКритик несправедливий тут закид докр несправедливий []...Словник з творів Івана Франка
  78. критикемпрокритик ч. гр. здатний розрзняти . Той хто аналзу оцню лтературн мистецьк та науков твори. . Особа яка розгляда аналзу та оцню д поведнку нших рзн життв явища да кому...Словник іншомовних слів
  79. критиккритик вд грец. здатний розрзняти . Особа професю яко критика художнх мистецьких публцистичних наукових творв чи вистав концертв та художнх виставок. . Особа яка розг...Словник іншомовних слів Мельничука
  80. критикдив.em письменник...Словник синонімів Вусика
  81. критикКРИТИКstrong людина що аналзу розгляда рзн життв явища да комусь чомусь оцнку виявля вади хиби КРИТИКАНstrong розм. людина схильна до дрбязково упереджено критики ГОЛОБЕЛ...Словник синонімів української мови
  82. кри́тикКРИТИК а ч. . Той хто аналзу оцню лтературн мистецьк та науков твори. Друкарю! Не дрмай Щоб мокрим нас рядном злий критик не напав Бор. Тв. сторя зна трагчн помилки вел...Словник української мови в 11 томах
  83. критикКРИТИК а ч. Той хто аналзу оцню лтературн мистецьк та науков твори.Друкарю! Не дрмай. Щоб мокрим нас рядном злий критик не напав Л. Боровиковськийсторя зна трагчн помилки...Словник української мови у 20 томах
  84. критиккритик сущ.em м.em употр. сравн. часто Морфология нет кого критикаstrong кому критикуstrong вижу кого критикаstrong кем критикомstrong о ком о критикеstrong мн. кто крити...Толковый словарь Дмитриева
  85. критиккритик [гр. kritikos] i писатель занимающийся критикой произведений литературы и искусства тот кто подвергает разбору и оценке чьил. действия поведение и т. п....Толковый словарь иностранных слов
  86. критикКРИТИК а м. . Человек занимающийся критикой в знач. тот ктокритикует когочтон. Строгий к. . Специалист занимающийся критикой в знач. Литературный к. Музыкальный к. Театр...Толковый словарь Ожегова
  87. критикКРИТИК критика м. . Литератор занимающийся критикой истолкованием и оценкой художественных произведений. Литературный критик. Театральный критик. . То же что критикан раз...Толковый словарь русского языка II
  88. критиккритик критик а м. Человек занимающийся ой в знач. тот кто ует когочтон. Строгий к. Специалист занимающийся ой в знач. Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.ж. е...Толковый словарь русского языка II
  89. критикКРИТИК а м. . Человек занимающийся критикой в значение тот кто критикует когочтонибудь Строгий критик . Специалист занимающийся критикой в значение. Литературный критик...Толковый словарь русского языка
  90. критика ч. Той хто аналзу оцню лтературн мистецьк та науков твори. Лтературний критикem. Театральний критикem. Людина що аналзу розгляда рзн життв явища да кому чомунебудь оц...Толковый словарь украинского языка
  91. критикУдарение в слове критикУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове критик...Ударение и правописание
  92. критикanalyst censurer corrector critic reviewer...Украинско-английский юридический словарь
  93. критикCriticлтературний критик literary critic...Українсько-англійський словник
  94. критик...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  95. критикKritiker...Українсько-датський словник
  96. критикem...Українсько-китайський словник
  97. критикKritiker...Українсько-норвезький словник
  98. критик[krytyk]...Українсько-польський словник
  99. критика m krytyk лтературний krytyk literacki...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  100. критикKritiker...Українсько-шведський словник
  101. критикRzeczownik критика f krytyka f критик m krytyk m...Универсальный русско-польский словарь
  102. критиккритик критики критика критиков критику критикам критика критиков критиком критиками критике критиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Сино...Формы слова
  103. критикне витримувати критики. Виявлятися зовсм непридатним для чогонебудь незадовльним за своми якостями властивостями т. н. не вдповдати певним вимогам. Спочатку покажть мен...Фразеологічний словник української мови
  104. критикКритик Тик Кит Кирик Кик Итр Икт Тир Крик Крит Рик...Электронный словарь анаграмм русского языка
  105. критикКритикstrong. Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз. где Kritikusi через лат. посредство восходит к греч. kritikosi суф. производному от krini сужу разбираю....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  106. критикс середины XVIII в. см. Благой ИРЛ . Возм. через нем. Kritikus с XVII в. см. ШульцБаслер из лат. criticus....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  107. критикЗаимств. в Петровскую эпоху из нем. яз. где Kritikusem через лат. посредство восходит к греч. kritikosem суф. производному от krinem сужу разбираю.Синонимы аристарх зои...Этимологический словарь русского языка
  108. критиккритик критикс середины XVIII в. см. Благой ИРЛ . Возм. через нем. Kritikus с XVII в. см. ШульцБаслер из лат. criticus....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)