Словарь постмодернизма

ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ

- понятие философской системы Бергсона - несущая конструкция его модели "творческой эволюции". Согласно Бергсону, опиравшемуся на ряд положений концепции эманации по Плотину, поток течения жизни, зарождаясь "в известный момент, в известной точке пространства", проходит "через организуемые им одни за другими тела, переходя от поколенья к поколенью", разделяется "между видами" и распыляется "между индивидами, ничего не теряя в силе, скорее увеличиваясь в интенсивности по мере движения вперед...". По Бергсону, "Ж.П." пульсирует по расходящимся ветвям эволюции - подобно гранате, ступенчато разрывающейся сначала на части, затем - на частицы, все более и более мелкие. Люди - микроскопические фрагменты - лишь могут отдаленно догадываться о мощи первоначального взрыва. Жизнь, в соответствии с идеями Бергсона, суть потенциал/тенденция воздействия на неорганизованную материю, перманентно образующуюся из погаснувших "осадков" "Ж.П.". В понимании Бергсона, есть только действия - вещей как таковых нет: объекты правомерно представлять наподобие дезинтегрирующихся креативных жестов, изолированных в ходе эволюции: "Представим себе жест - поднятие руки. Рука, предоставленная сама себе, упадет в исходное положение. Все же в ней останется возможность - в случае волевого усилия - быть поднятой вновь. Этот образ угасшего креативного жеста дает возможно точное представление о материи". "Ж.П.", утративший креативный импульс, превращает- ся в барьер на пути воспоследующего "Ж.П.". Жизнь стремится к численному увеличению и обогащению самое себя, дабы умножиться в пространстве и распространиться во времени. Косная материя, с точки зрения Бергсона, оказывает "Ж.П." постоянное (Бергсон усматривал в этом еще одно подтверждение второго закона термодинамики) сопротивление, результирующееся в том, что многие виды - субъекты эволюции - утрачивают собственный стартовый импульс, тормозятся и начинают круговое вращение, результатом которого выступают неизбежные откаты, флуктуации и т.п. В то же время длящая реальность жизни ("длительность" у Бергсона) однозначно целостна, а "Ж.П.", свободный, творческий и необратимый, способен к саморазвитию независимо от всяческих препятствий, находясь в извечной оппозиции сумрачному механицизму и автоматизму. Вместе с тем, становление нетрадиционных жизненных форм (ни одна последующая форма, с точки зрения Бергсона, не является простой рекомбинацией форм предшествующих, она суть нечто большее) - как одна из составляющих прогресса, согласно Бергсону, осуществимо лишь как итог неизбывного взаимодействия "Ж.П." и материи. Источник "Ж.П.", по Бергсону, - сознание либо сверхсознание ("...Бог, таким образом определяемый, не имеет ничего законченного; он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода"). Ориентированный в своих основаниях на выработку нетрадиционного, акцентированно невиталистического ("...жизнь в действительности относится к порядку психологическому") представления о реальности образ "Ж.П." выступает наглядным воплощением органического видения мира Бергсоном: "Философия жизни, направления которой мы держимся... представит нам организованный мир как гармоническое целое". По мысли Бергсона, "капитальное заблуждение, которое, передаваясь от Аристотеля, исказило большую часть философской природы, заключается в том, что в жизни растительной, в жизни инстинктивной и в жизни разумной усматривается три последовательные степени одной и той же развивающейся тенденции, тогда как это - три расходящихся направления одной деятельности, разделившейся в процессе своего роста. Разница между ними не является разницей ни в интенсивности, ни в степени; это разница по природе". Взаимодействие и взаимозависимость жизни ("Ж.П.") и материи лежат в основании эволюции как таковой: ее история и есть история стремления органической жизни освободиться от пассивной инертности материи (процессы фотосинтеза у растений, поиски пропитания у животных, преобразующая активность интеллекта у человека). Несмотря на распад энергии, материя возвращается в поток жизни, а "Ж.П." снова и снова инициирует процессы "творческой эволюции". (См. также Бергсон, "Творческая эволюция".) A.A. Грицанов

  1. жизненный порывтворческая направленность жизни развивающаяся в приложении к частным организмам обеспечивающая продолжительность рода и порождающая эволюцию живых существ. Когда жизненны...Евразийская мудрость от А до Я
  2. жизненный порывпонятие философской системы Бергсона несущая конструкция его модели творческой эволюции. Согласно Бергсону опиравшемуся на ряд положений концепции эманации по Плотину пот...История философии
  3. жизненный порывЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВstrongпонятие философской системы Бергсона несущая конструкция его модели творческой эволюции. Согласно Бергсону опиравшемуся на ряд положений концепции э...История философии II
  4. жизненный порывфр. elan vital у А.Бергсона импульс жизни направленный на преодоление косности среды и обновление жизни в биосфере обществе культуре и религии. Признается движущим факто...Краткий религиозно-философский словарь
  5. жизненный порывтворческая направленность жизни развивающаяся в приложении к частным организмам обеспечивающая продолжительность рода и порождающая эволюцию живых существ. Выражение стал...Новый философский словарь
  6. жизненный порывтршлк тленс...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. жизненный порывтворческая направленность жизни развивающаяся в приложении к частным организмам обеспечивающая продолжительность рода и порождающая эволюцию живых существ. Выражение стал...Сверхкраткий философский словарь
  8. жизненный порывфранц. elan vital центральное понятие теории эволюции Бергсона изложенной в работах Творческая эволюция и Два источника морали и религии. Согласно Бергсону жизнь зародивш...Современная западная философия
  9. жизненный порывЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ фр. elan vital центральное понятие теории эволюции А. Бергсона и его фундаментального труда Творческая эволюция . Понятие развивает сформулированное ране...Философская энциклопедия
  10. жизненный порывЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ понятие философской системы Бергсона несущая конструкция его модели творческой эволюции. Согласно Бергсону опиравшемуся на ряд положений концепции эмана...Энциклопедия История философии