Словарь постмодернизма

ГЕССЕ

(Hesse) Герман (1877-1962) - швейцарско-германский (отказался от немецкого подданства в 1923) писатель, лауреат Нобелевской премии (1946). Основные произведения: "Романтические песни" (сборник стихов, 1899), "Посмертно изданные записи и стихотворения Германа Лаушера" (1901), "Петер Каменцинд" (1904), "Под колесами" (1906), "Гертруда" (1910), "Из Индии" (сборник, 1913), "Росхальде" (1914), "Кнульп" (1915), "Душа ребенка" (1918), "Сказки" (1919), "Взгляд в хаос" (сборник, 1919), "Демиан" (1919), "Клейн и Вагнер" (1920), "Последнее лето Клингзора" (1920), "Сиддхартха" (1922), "Курортник" (1925), "Степной волк" (1927), "Нарцисс и Гольмунд" (1930), "Паломничество в страну Востока" (1932), "Игра в бисер" (1943), "Путь сновидений" (сборник, 1945) и др. Произведения Г., насыщенные символикой немецкого фольклора, христианства и гностицизма, психоанализа и восточной философии, раскрывают одну и ту же вечную тему - поиск Человеком самого себя (см. Борхес). Г. начинал творчество как романтик: пафос личной свободы, избранности и одиночества, презрение к толпе, жажда совершенствования и жесткое противопоставление социальной действительности (мира обывателей) миру чудаковатого мечтателя, который не может вписаться в "стадную жизнь", хотя и может мыслиться подлинно существующим только на ее основе. Действительность понимается Г. как враждебное начало, - она есть "то, чем ни при каких обстоятельствах не следует удовлетворяться, чего ни при каких обстоятельствах не следует обожествлять и почитать, ибо она являет собой случайное, т.е. отброс жизни. Ее, эту скудную, неизменно разочаровывающую и безрадостную действительность, нельзя изменить никаким иным способом, кроме как отрицая ее и показывая ей, что мы сильнее, чем она". Протест против реальности, проповедь оправданности последующего ухода в себя, преломленные в свете идей Ницше и Юнга, сделали Г. культовой фигурой для поколения бунтующей молодежи 1960-х. Повесть "Демиан" (вышла под псевдонимом Эмиль Синклер) обозначила отказ Г. от мировоззренческого бинаризма, переориентацию его внимания на проблему культуры: "два мира" (Бог и Дьявол, Аполлон и Дионис, инь и ян, сознательное и бессознательное) воссоединяются в образе гностического бога Абраксаса, которому поклонялся еще Василид (2 в.). Главной темой становится деконструкция субъекта и, как следствие, деконструкция тотальности "мертвой культуры" ("доксы"), состоящей из застывших образов, схем и являющейся продуктом молчаливого мещанского сговора. По Г., "Всякие объяснения", всякая психология, всякие попытки понимания нуждаются... во вспомогательных средствах, теориях, мифологиях, лжи". Основания этой "лжи" Г. находит в "простой метафоре": "тело каждого человека цельно, душа - нет". По Г., личность, субъект - всего лишь идеологический конструкт, "очень грубое упрощение... насилие над действительностью": только "человек на стыке двух культур, эпох, религий", маргинал, "изведавший распад своего "Я" и овладевший "искусством построения", может заново, в любом порядке составить "куски" своей личности и "добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре своей жизни". Таким образом, по Г., истинно свободным человеком, творцом является только шизофреник, а смысл игры - вместить в себя весь мир (см. Шизоанализ). Деконструкция субъекта осуществляется в условном игровом пространстве ("Степной волк") - в "Магическом Театре", куда допускаются только "сумасшедшие", а "плата за вход - разум". "Игра жизни" требует ироничного отношения к "бессмертным", к признанным авторитетам и ценностям. Проводя параллель между "Магическим Театром" (как архивом культуры) и вечностью, Г. заключает, что "серьезность - это атрибут времени", а "вечность - это мгновение, которого как раз и хватает только на шутку". "Магический Театр", прообраз "игры в бисер" - представляет собой модель культуры постмодерна, игру "со всем содержанием и всеми ценностями нашей культуры". "Игра в бисер", как и постмодерн, характеризуется отсутствием первоначала, истока, причины. Согласно Г., "именно как идея - игра существовала всегда", и только от предпочтений исследователя зависит ее предыстория (см. также Игра). По Г., она является результатом рефлексии, т. наз. "фельетоном эпохи", которая "не была бездуховной, ни даже духовно бедной... она не знала, что ей делать со своей духовностью", "фельетоны" (или - в терминологии Лиотара - "малые повествования") отличаются занимательностью, профанированием идеалов, ценностей, авторитетов "высокой" культуры, а также "массой иронии и самоиронии, для понимания которой надо сперва найти ключ" (см. Нарратив). "Игре в бисер", таким образом, придается статус новой духовности, она вбирает в себя все культурное наследие. "Игра в бисер" функционирует как метатеория - искусственно создаваемая система культуры, имеющая целью построение специфических средств по оценке и описанию другой (объектной) культуры. Набор таких средств ограничен ("все уже сказано" - топос постмодернистской чувст- вительности), но число их комбинаций огромно, и практически невозможно, "чтобы из тысячи строго определенных партий хотя бы две походили друг на друга больше чем поверхностно". Игра состоит "из сложных ассоциаций и играет сплошными аналогиями". Она самоценна, ибо цель игры - сохранение самой игры, а значит и культуры. Однако сохранение культуры, по Г., влечет за собой утрату субъекта. Субъект исчезает из истории, в "ней нет крови, нет действительности", а есть лишь одни идеи; у субъекта подавлена телесность; он целиком принадлежит культуре и выполняет необходимые ей функции; в конечном итоге - субъект умирает, поглощенный культурой. Имя и пафос творчества Г. принадлежат сразу к двум культурным эпохам: соединяя модерн ("произведения") и постмодерн ("тексты"). Н.Л. Кацук

  1. гессеХессе Hesse Герман немецкий писатель. С жил вШвейцарии. Постижение внутреннего мира личности вечное стремлениечеловека к самосовершенствованию и победе над звериным на...Большой энциклопедический словарь II
  2. гессеHesse Герман Немецкий писатель который в цикле автобиографических в основе своей романов и повестей смог передать не только свои личные духовные кризисы но и указать пут...Лексикон нонклассики
  3. гессеhesse Герман Кальв Германия Монтаньола Швейцария немецкий писатель с г. гражданин Швейцарии. Из ранних романов успехом пользовались Петер Каменцинд Под колесом где ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  4. гессеГЕССЕ Герман Hermann Hesse современный немецкошвейцарский писательнеоромантик. Проповедь пассивного отношения к жизни вера в безграничную власть рока над человеком иска...Литературная энциклопедия
  5. гессеГерман [Hermann Hesse ] современный немецкошвейцарский писательнеоромантик. Проповедь пассивного отношения к жизни вера в безграничную власть рока над человеком искание с...Литературная энциклопедия II
  6. гессеГЕССЕ Герман Hermann Hesse современный немецкошвейцарский писательнеоромантик. Проповедь пассивного отношения к жизни вера в безграничную власть рока над человеком иска...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. гессеГерман выдающийся немецкий и швейцарский писатель лауреат Нобелевской премии один из крупнейших представителей философской прозы ХХ века. Всемирную славу Гессе принес ...Мировая художественная культура. Словарь
  8. гессеГЕССЕ см. ПРИЛОЖЕНИЕ. ГЕССЕ Hesse Герман швейцарскогерманский отказался от немецкого подданства в писатель лауреат Нобелевской премии . Основные произведения Романти...Новейший философский словарь
  9. гессесм. Приложение...Новейший философский словарь II
  10. гессеHesse Герман швейцарскогерманский отказался от немецкого подданства в писатель лауреат Нобелевской премии . Основные произведения Романтические песни сборник стихов П...Новейший философский словарь II
  11. гессеГессе прзвище...Орфографічний словник української мови
  12. гессеГЕССЕ Гессе Hesse Герман немецкий писатель. С жил в Швейцарии. Постижение внутреннего мира вечное стремление человека к самосовершенствованию и победе над звериным на...Современная энциклопедия
  13. гессеГЕССЕ Хессе Hesse Герман немецкий писатель. С жил в Швейцарии. Постижение внутреннего мира личности вечное стремление человека к самосовершенствованию и победе над звер...Современный энциклопедический словарь
  14. гессеHesse нм. письменник з у Швейцар у романах психологчна та флософська проблематика Степовий вовк Гра в бсерem поез есе Нобелвська премя ....Універсальний словник-енциклопедія
  15. гессеHesse нм. письменник з у Швейцар у романах психологчна та флософська проблематика Степовий вовк Гра в бсерem поез есе Нобелвська премя ....Універсальний словник-енциклопедія
  16. гессеHesse Германн нм. письменник з у Швейцар у романах психологчна та флософська проблематика Степовий вовк Гра в бсер поез есе Нобелвська премя ....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  17. гессеHesse Германн нм. письменник з у Швейцар у романах психологчна та флософська проблематика Степовий вовк Гра в бсер поез есе Нобелвська премя ....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  18. гессеГессе AdolphFriedrich Hesse немецкий органист и композитор . Концертировал с большим успехом в Европе. Из его произведений известны симфонии сюиты и множество сочинений ...Энциклопедический словарь
  19. гессеAdolphFriedrich Hesse немецкий органист и композитор . Концертировал с большим успехом в Европе. Из его произведений известны симфонии сюиты и множество сочинений для ор...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  20. гессеГессе Hesse Герман Немецкий писатель который в цикле автобиографических в основе своей романов и повестей смог передать не только свои личные духовные кризисы но и указа...Энциклопедия культурологии