Словарь постмодернизма

АРТО

(Artaud) Антонен (1896-1948) - француз-ский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказав-ший значительное влияние на теорию и практику теат-ра модерна и постмодерна. Основные идеи изложены в книге "Театр и его двойник", которая объединила ста-тьи, манифесты, тексты выступлений о театре, напи- санные А. начиная с 1932- В творчестве А. выделяют два периода: сюрреалистический (см. Сюрреализм) в течение 1920-1929 (в 1925 А. - член "Бюро сюрреа-листических исканий", в круг которого входят А.Бре-тон, Л.Арагон, П.Элюар; в 1929 А. исключен из группы сюрреалистов); крюотический (от фр. cruaute - жесто-кость) - 1930-1948, с которым связана разработка и осуществление "театра жестокости" (см. Театр жесто-кости). Драматический жизненный путь А. (роковое одиночество, наркотики, факт признания его сумасшед-шим: 1936-1946 - психиатрическая клиника Св. Ан-ны и др.) неразрывно связан с его напряженными по-пытками изменить "исходную точку художественного творчества и поколебать привычные законы театра". По своему замыслу эта задача вполне вписывается в кон-текст модернистских исканий (см. Модернизм), но в процессе ее реализации А. перерастает рамки модер-нистской культуры. А. стремился создать "всеобщую науку человека", краеугольным камнем которой являет-ся идея "универсального жизнетворчества", воплотив-шая в себе безграничную веру А. в преобразующую и созидающую роль искусства. Искусство в трактовке А. :- это не только утонченный способ понять жизнь, но и способ ее осуществить, заново открыть бытие. Осо-бая роль в этом, согласно А., принадлежит театру как искусству всеохватному и способному постичь глубо-чайшую драму борьбы жизни и смерти в человеке. Но для этой цели, считает А., необходим театр, противопо-ложный тому, который практикуется на Западе, и кото-рый целиком является театром аналитическим, педан-тично-психологическим, погруженным в мир человече-ских страстей и конфликтов. В своих взглядах А. изна-чально испытывал влияние архаической традиции (ув-лечение учением друидов, магией, картами таро, жизнь среди индейцев тараумара в Мексике и участие в их со-лярных культах - 1936) и восточного театра, но реша-ющую роль в формировании театральной концепции А. оказали представления балийского театра во Фран-ции на Колониальной выставке в 1931. Обращение А. к театру Востока с его мощной традицией и сложной философской символикой не было лишь данью моде, но попыткой обнаружить истоки театрального искус-ства. Балийский театр для А. - образ подлинной жиз-ни, театр духовности, обладающий "восхитительным интеллектуализмом" и театральной изысканностью. Пластическая образность этого театра посредством мимики, жеста, экспрессивности сценических предме-тов, модуляций человеческого голоса позволяла со-здать реальность, стоящую вне метафизического дуа-лизма души и тела и являющуюся средоточием всех связей бытия, А. усматривал в балийском театре вопло-щение идеи взаимообратимости образов, идеи "всеединства языка", в котором благодаря пластической ма-териализации слова сохраняется состояние магическо-го единства человека, в котором мысль действует через пластику тела ("О Балийском театре"). Именно глубо-кая философичность и избыточная эстетичность балий-ского театра предопределили основные черты нового "интегрального" театра А. Этот театр был должен стать театром метафизическим, обращенным к изначальным основаниям жизни. Он, подобно чуме, был должен сры-вать маски, разоблачать лицемерие, сотрясать душа-щую инертность материи, "открывая людским сообще-ствам их собственную мрачную мощь и скрытую силу" ("Театр и чума"). Этот театр должен быть алхимичес-ким, то есть способным создавать духовное средство для достижения трансцендентных состояний жизни, для "пылающей и решительной возгонки материи ду-хом", которая представляет собой своего рода театраль-ную операцию по производству золота, благодаря кото-рой утонченные состояния духа переводятся в форму физических образов ("Алхимический театр"). Этот те-атр должен обладать теургической мощью, которая из многообразия человеческих чувств творит его Двойни-ка - новую самодостаточную реальность, на которую воздействует театр и которую он копирует. В качестве Двойника выступает сила космических соответствий, неопределимое единство мира, где преодолевается про-тивоположность духа и материи, идеи и формы. Под-линное предназначение театра для А. может быть реа-лизовано только в "театре жестокости". Жестокость здесь понимается не в обыденном смысле, так как для А. не свойственно смакование жестокости в духе мар-киза де Сада. Это особое философско-эстетическое по-нятие в значении "жизненной жажды, космической су-ровости и неумолимой необходимости", ибо в ней при-сутствует высший детерминизм и в ней отождествляют-ся, сплавляются воедино противоположности ("Письма о Жестокости"). Идея высшего детерминизма позволяет подняться над уровнем повседневной психологической жестокости и дать метафизическое объяснение приро-ды зла. Жестокость выступает как изначальное свойст-во самой жизни, а ее всеохватность служит мерой че-ловеческой витальности. Театр - это средство высво-бождения жестокости как отдельного человека, так и человечества в целом. Театр, по мысли А., должен без-жалостно раскрыть обветшалость мифов, окружаю-щих человеческое существование, нарушить покой рассудка и высвободить подавленное бессознатель-ное, чтобы извлечь наружу основание жестокости, в котором сосредоточены все извращенные возможнос-ти духа. В результате театральное действо становится подобным действию эпидемии чумы, ибо сотрясают-ся все основания человеческой жизни и коллективно вскрываются моральные и социальные нарывы, даю-щие выход силам, в мрачности которых повинен не те-атр, а сама жизнь. В магии экзорцизма должно осуще-ствиться единение зрителя и актера, проникновение "метафизики через кожу" посредством неистового по-трясения всего человеческого организма. В силу этого "театр жестокости" А. неразрывно связан с понятием катарсиса. Главная функция театра - терапевтическая, ибо он, применяя "архетипические символы", освобож-дает человека от темных сил и страстей. Театр, как ле-карство, горек и неприятен, но радикален, как поход к хирургу. А. стремится также отыскать язык новой теат-ральности, для которой "творчество есть Речь до слов (Parole d'avant les mots)". По его мнению, мысль, вопло-щаясь во внешних формах языка, теряется, так как сло-во, в силу своей ясной обозначенности и завершенной терминологичности, останавливает мысль и выступает как ее завершение. Поэтому, полагает А., необходимо изменить предназначение слова в театре. С этой целью надо порвать с обиходными значениями языка, "сло-мать его каркас", сделать язык активным и анархичес-ким и, тем самым, преодолеть обычные ограничения употребления слов. Для этого предназначена "метафи-зика словесного языка" как средство, заставляющее язык "выражать то, что он обыкновенно не выражает", как способ возвратить ему "все возможности физичес-кого потрясения" и представить его как форму заклина-ния ("Режиссура и метафизика"). Эта "метафизика" призвана освободить чувственный, интимный аспект слова, его самобытную стихию, утвердить ценность физического присутствия слова и придать ему весо-мость жеста. А. предпринимает попытку отнять власть прежде всего у языка, артикулированного с граммати-ческой точки зрения, т.е. у Буквы. Написанное слово для А. - это лишь мертвый образ мысли, оживить ко-торый возможно посредством разрушения привычной зависимости театра от сюжетных текстов, засилья дра-матургии над режиссурой, литературы над представле-нием. Подлинный театр - это театр, где главным дей-ствующим лицом становится режиссер, выступающий "своего рода распорядителем магических актов, госпо-дином священных церемоний". В таком театре прост-ранство сцены используется во всех измерениях, оно предстает как некая метафизическая аура места дейст-вия, как модель мира и духовная проекция человечес-ких деяний. Это театр квинтэссенции, так как он извле-кает "все коммуникативное и магическое из принципов всевозможных искусств" и синтезирует все потенции сценического искусства. В таком облике театр способен стать таинством оживления и воскрешения мертвого образа мысли. Концепция актерской игры А. является развитием этих идей. Для него актер - это "атлет сердца", который обладает некой аффективной мускулату-рой, соответствующей физической точке, где сосредо-точены чувства. Следуя даосской традиции А. уподоб-ляет точки локализации "чувственной мысли" актера и основные точки организма, различаемые китайской иг-лотерапией, и в силу этого полагает, что возможно за-ставить эффективность актера служить постижению высших тайн бытия. Цель актерской игры, по А., - не изображение психологических переживаний, не воссоз-дание характера, а искренность, постигаемая в приоб-щении к мировому потоку жизненной энергии благода-ря подключению внутреннего мира человека к миру внешнему. Актерская игра - это мера открытости че-ловека миру и способ само-восполнения человека. Что-бы осуществить этот акт, необходимо, считает А., до-строить "метафизику мысли" "метафизикой плоти", укоренить дух в теле, научиться думать плотью ("актер думает сердцем") и тем самым преодолеть дуализм мысли и чувства ("Аффективный атлетизм"). Только та-кая игра дает единственную возможность созерцания целостного образа жизни, которое, по мысли А., в на-стоящее время является безумием, так как предполага-ет не только отвагу и мужество, но и жестокость в смысле неотвратимого и неизбежного страдания. "Те-атр жестокости" А. - это образ жестокого мира, кото-рый наполнен опасными темными силами. А. стремит-ся обнажить и обуздать эти силы, воздействуя на них посредством художественно организованного представ-ления, предпринимая с этой целью невероятные усилия по преодолению грани между театром и жизнью и пре-вращению театра в жизнь. (См. также Театр жестокос-ти, Жест.) И.И. Лещинская

  1. артоАРТО Artot Маргерит Жозефин Дезире . Париж. Берлин французская певица меццосопрано. В училась пению у М. Одран и П. ВиардоГарсиа. В дебютировала на оперной сцене Парижа...Большая советская энциклопедия
  2. артоArtaud Антонен наст. имя Антуан Мари Жозеф французский актер режиссер художник поэт. В примыкал ксюрреализму. В совместно с Р. Витраком R. Vitrac и Р. Арономосновал Те...Большой энциклопедический словарь II
  3. артоАнтонен Artaud Antonin Французский поэт прозаик драматург и сценарист новатор театрального языка создатель театра жестокости. Он снискал себе славу одного из последних в...Лексикон нонклассики
  4. артоДезире фр.em певица меццосопрано. П. И. Чайковский крый посвятил А. несколько романсов делал ей предложение вступить в брак однако получил отказ.Источник Словарь сексуал...Сексологическая энциклопедия
  5. артоВсем известный белый пудель...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  6. артоАРТО Artaud Антонен настоящее имя Антуан Мари Жозеф французский теоретик театра режиссер актер поэт. Создал Театр Альфреда Жарри совместно с Р. Витраком и Р. Ароном...Современная энциклопедия
  7. артоАРТО Artaud Антонен наст . имя Антуан Мари Жозеф французский актер режиссер художник поэт. В примыкал к сюрреализму. В совместно с Р. Витраком R. Vitrac и Р. Ароном ос...Современный энциклопедический словарь
  8. артоArtaud пол.em реформатор театру актор поет спвзасновник Театру Альфред Жаррem автор концепц т.зв.em жорстокого театру есе та манфести Театр його двйникem поетична твор...Універсальний словник-енциклопедія
  9. артоArtaud Антонн пол. реформатор театру актор поет спвзасновник Театру Альфред Жарр автор концепц т.зв. жорстокого театру есе та манфести Театр його двйник поетична творч...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  10. артоАрто Маргарита ЖозефинаДезиреМонтанье Art t певица род. июля в Париже дочь профессора Брюссельской консерватории и племянница бельгийского скрипача Иосифа А. родился ...Энциклопедический словарь
  11. артоМаргарита ЖозефинаДезиреМонтанье Artt певица род. июля в Париже дочь профессора Брюссельской консерватории и племянница бельгийского скрипача Иосифа А. родился январе...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. артоАрто Антонен Artaud Antonin Французский поэт прозаик драматург и сценарист новатор театрального языка создатель театра жестокости. Он снискал себе славу одного из послед...Энциклопедия культурологии