Словарь постмодернизма

АЙЯ ДЕ ЛА ТОРРЕ

(Haya de la Torre) Виктор Рауль (1895-1979) - перуанский мыслитель, социолог, по-литик. Обосновал особый путь латиноамериканцев в мировой истории и их новаторскую функцию в совре-менной цивилизации. Фактически речь шла о разработ-ке новой концепции философии истории модернистско-го типа. Считал, что европейские философские систе-мы, в том числе и марксизм, созданы в развитых стра-нах и предназначены для решения их собственных про-блем (применимы только внутри породивших их социо-культурных контекстов). Ту теоретическую работу, ко-торую проделала Европа, должна самостоятельно про-делать для своей пространственно-временной ситуации и Латинская Америка, в том числе и Перу. Примеча-тельно, что если в целом в латиноамериканской мысли интеллектуальные проекты возникали применительно к конкретной стране и лишь затем расширялись до мас-штабов континента, то А. де ла Т. изначально формули- ровал свой проект как общеамериканский, а затем по-степенно вынужден был сузить его до масштабов одной страны - Перу. В целом А. де ла Т. концептуально за-вершил свою теоретико-методологическую разработку к середине 1930-х и в дальнейшем все больше уходил в область политической практики, сделав политику своей основной профессией и внося изменения в свой философско-социологический проект в основном под напо-ром "вновь открывшихся политических обстоятельств". В качестве истока своей концепции А. де ла Т. указывал на творчество Гонсалеса Прадо, но у последнего он воспринял лишь общую установку на необходимость критической рефлексии перуанской и латиноамерикан-ской ситуации. В качестве же концепций, оказавших не-посредственное влияние на его творчество, выступают разработки Г.Риккерта, А.Шопенгауэра, Ницше, Марк-са, А.Эйнштейна, О.Шпенглера, геополитиков 19 - на-чала 20 в., Х.Ортеги-и-Гассета, М.Унамуно (причем к идеям Маркса и Шпенглера, а также к "геополитикам" А. де ла Т. относился крайне критически, видел в них воплощение европоцентризма, подлежащего "преодо-лению"). Наиболее же существенно повлиял на него А.Тойнби, концепцию которого он и пытался развить, социологизировать и актуализировать на проблематике Латинской Америки. Сам А. де ла Т. является основоположником такого заметного направления в социально-политической мысли Латинской Америки как апризм (который он в значительной мере и персонифицировал до 1970-х). А. де ла Т. происходил из аристократической семьи. В 1913 поступает на гуманитарный факультет Университета Трухильо, где попадает в интеллектуаль-ный студенческий кружок во главе с будущим филосо-фом А.Оррего (в кружок входил и будущий поэт С.Вальехо).С 1917 - в массонской ложе. Увлекался анар-хизмом. С 1917 - в профсоюзном студенческом движе-нии, в этом же году знакомится с Гонсалесом Прадой. С 1919 - лидер Движения за университетскую реформу (автономию университетов), председатель Федерации студентов Перу, в 1920 участвует в создании народных университетов. В эти же годы знакомится с Мариатегой, с которым его будет связывать дружба, сотрудни-чество и соперничество вплоть до окончательного раз-рыва в 1928. В 1922-1923 ректор Народного универ-ситета им. Гонсалеса Прадо. В 1923 основал журнал "Кларидад". В мае 1923 арестован и выслан, а его на-чинания продолжил Мариатеги. В 1924 в Мексике со-здает Американский народный революционный альянс (АПРА - отсюда апризм) как общеконтинентальное движение (на основе лозунгов антиимпериализма, антиолигархизма и индеанизма). Вступил в Компартию Мексики, участвовал в 1924 в работе V конгресса Ко-минтерна и III конгресса Профинтерна. Дискутировал с Л.Троцким. В 1930 вернулся в Перу, конституировал на основе АПРА Перуанскую апристскую партию (ПАП), выставил свою кандидатуру на президентских выборах. В 1932 арестован, в 1933 освобожден. В 1932, 1939, 1948 ПАП принимала участие в мятежах, уходила в подполье, запрещалась. В 1945-1948 был министром без портфеля. В 1949 А. де ла Т. был вынужден искать спасения в посольстве Колумбии в Лиме, в котором прожил пять лет. Испытав духовный кризис, пересмот-рел свою концепцию "функциональной демократии" и отказался от насилия как средства достижения полити-ческих и социальных целей. В 1956 ПАП была легали-зована. В 1962-1963 вновь выставляет свою кандида-туру на президентских выборах. 21.09.1969 выступил с речью в поддержку академика Сахарова. В 1976-1979 как председатель Учредительной ассамблеи участвовал в выработке новой конституции Перу. Эпитафия на мо-гиле А. де ла Т. гласит: "После моей смерти - побе-да!". В 1985 (через шесть лет после смерти А. де ла Т.) ПАП впервые пришла к власти. Основные философ-ские, социологические и программные работы А. де ла Т. собраны в его книге "Апризм и философия" (1961). Философию А. де ла Т. понимал как социальную фило-софию, призванную обеспечить, в первую очередь, дей-ственность проводимой политики. Тем самым она конституируется как философия политики, основная зада-ча которой для него - формулировка и обоснование идеи апризма как иного (чем классические европей-ские) типа политической идеологии, приемлемой для латиноамериканского региона и, прежде всего, Перу (типологически близкая апризму версия иной регио-нальной идеологии была выработана в Аргентине усилиями Х.Б.Хусто - хустиализм, переформулиро-ванный затем в политическую практику перронизма; в Китае ее аналогом можно считать идеологию Го-миндана - самого А. де ла Т. называли "перуанским" Сун Ят Сеном). Ее конечная задача - разработать ком-плекс мер, позволивших бы вписать Перу (Латинскую Америку) в контекст мирового развития. Необходи-мость особой идеологии диктуется, согласно А. де ла Т., цивилизационной спецификой Латинской Америки, развивающейся по отличной от Европы модели. Если принять тезис об империализме как высшей и заверша-ющей стадии развития капитализма (индустриализма), то он подлежит переформулировке для Перу и других слаборазвитых стран. Здесь он выступает низшей и ис-ходной формой развития и сочетает в себе элементы варварства, феодализма и индустриализма. Более того, он парадоксальным образом требует проведения после-довательного "антиимпериализма", олицетворяемого США, как пытающегося навязать другим свою эффек-тивную, но неадекватную иным условиям модель раз- вития, предполагающую, к тому же, нивелировку наци-ональных ценностей и разрыв с собственной культур-ной традицией. Состояние "неразвитости" предполага-ет особую роль государства в организации всех облас-тей жизни нации, так как в этом состоянии экономиче-ские, политические, социальные и культурные факторы тесно взаимосвязаны друг с другом и способны взаим-но блокировать любые новации в одной из подсистем общества. Дополнительные ограничения задает недоформированность наций как самодостаточных социаль-но-культурных организмов [особенно в условиях Перу, где резко выражен раскол населения по расово-этно-культурному признаку на три группы - креолов, мети-сов, индейцев, а территории - на три относительно за-мкнутых географическо-экономических региона - Косту (побережье), Сьерру (нагорье), Монтанью (Амазо-нию)]. В этих условиях, согласно А. де ла Т., единствен-но приемлемой стратегией, способной обеспечить ста-бильное развитие и искоренить олигархизм как явление социально-политической и экономической жизни, явля-ется госкапитализм с институтами "функциональной демократии", призванными обеспечить проведение по-литики индустриализации (самостоятельной модерни-зации), повышения культурно-образовательного уровня населения, и нацеленными, в конечном итоге, на созда-ние подлинного правового государства (отсутствующе-го как предусловие модернизации в Перу). В этой связи А. де ла Т. много размышляет о таком постоянном фе-номене перуанской (латиноамериканской) жизни, как насилие, его допустимости для реализации "функцио-нальных целей". Однако к середине 1950-х он приходит к необходимости отказа от этого тезиса, объявляя наси-лие "могильщиком истории", и окончательно оформля-ет апристскую доктрину как национал-реформистскую, признающую ценности демократии и правового госу-дарства как таковые. Суть же апризма определяется как "социальная систематизация кооперативизма на основе социальной демократии". Тем самым в фокусе апристской идеологии оказывается ориентация на запуск про-цессов самоорганизации общества снизу и создание аналогов структурам гражданского общества европей-ского образца. Однако путь построения этих структур видится для А. де ла Т. принципиально отличным от ев-ропейского. В центре его внимания оказывается тради-ционная община индейцев-кечуа айлью, которая, со-гласно А. де ла Т., будучи подвергнута модернизации на основе принципов кооперативного социализма, может и должна явиться базовой структурой процессов само-организации общества. Познакомившись с жизнью ин-дейцев во время службы в Куско, А. де ла Т. на всю жизнь остался сторонником индеанизма, видел в ин-дейцах основу для формирования новой перуанской нации. Более того, он пытался доказать определяющую роль автохтонного населения в формировании и специ-фике латиноамериканской цивилизации в целом, перу-анской культуры в частности. Саму Латинскую Амери-ку он обозначал при этом как Индоамерику, а идеал ее будущего обосновывал из прошлого - времен инкского государства Туантинсуйо. Акцентирование ценнос-тей прошлого и идеалов будущего приводило у А. де ла Т. к неизбежной "дискредитации" настоящего как мало-значащего и преходящего, как того, что с необходимос-тью должно быть преодолено в целенаправленном дей-ствовании. Тем самым его философия изначально ак-центировала аспект динамики, а не статики в общест-венной жизни ("универсальное и вечное есть разви-тие"), но при этом саму динамику трактовала как "веч-ное возвращение" собственного прошлого при очеред-ном повороте исторического времени (развитие прин-ципиально не может быть понято как прогресс). "По-стоянно возвращаемое", а следовательно, и определяю-щее неизбываемую латиноамериканскую специфич-ность и задается через идеологему Индоамерики, кото-рая к тому же и есть "постоянное возвращение" доевропейского прошлого. Поэтому "западное" (европейское, североамериканское) может быть привлекательным, но всегда обречено оставаться "чужим", национальное же, будучи непривлекательным в настоящем, как "свое" всегда будет задавать цивилизационно-историческую ритмику социальной динамике. Основным же реализу-емым в действии дискурсом является для А. де ла Т. дискурс освобождения [в пределе - от настоящего, ха-рактеризуемого через категории зависимости и времен-ного несовпадения (диссонирования) глобальным цивилизационным процессам, "невписанностью" в них]. Последние категории имеют для А. де ла Т. также эко-логическое и космическое наполнения, фиксируемые через понятия пространства и времени (точнее - про-странства-времени как некоего характерологического единства, задающего параметры социокультурной жиз-ни и истории). В этой перспективе вся всеобщая исто-рия распадается у него на динамики относительно изо-лированных "исторических пространств-времен". "Ис-торические пространства-времена" не могут выйти за пределы собственных космическо-экологических ра-мок, и в этом отношении "зависимость" непреодолима (они "обречены" быть уникальными), но возможно и необходимо преодоление внешних зависимостей, что есть основание для самоопределения (освобождения) и "синхронизации себя с ритмами иных "исторических пространств-времен" ("попадания в современность"). Тем самым философия А. де ла Т. базируется на двух концептуальных основаниях, утверждающих "неотде-лимость эволюционного движения каждого народа или социальной группы от своего гравитационного поля или сцены истории", с одной стороны, и зависимость исторических процессов от точки зрения наблюдателя (перспективы), устанавливающего синхронность-асинхронность, - с другой. "Исторические реальности не формируют цели из единственной и великой цели", что предполагает, в конечном итоге, индивидуальность, от-личность, неповторимость содержания "исторических пространств-времен" ("универсальное движение имеет различные скорости и различные направления"). По-следние А. де ла Т. переинтерпретирует-локализирует через введение категории "народ-континент", посредст-вом которой он и дифференцирует социокультурный мир на составляющие (Западная Европа, Северная Америка, Россия, Индоамерика и т.д.), соотносящиеся в своей исторической динамике друг с другом. Отсюда один из основных тезисов философии истории А. де ла Т., легший в основу его "действенной" политики, об от-носительности социального развития. "Пройденные" расстояния и "затраченное" на их прохождение время различно в разных системах отсчета (которые, к тому же, разнонаправленно "движутся" друг относительно друга). Более того, то, что представляется "пространственно"-соотнесенным и "одновременно"-синхронным внутри одной исторической целостности, вовсе может не быть таковым для "внешних наблюдателей" из дру-гих "исторических пространств-времен" (для других "народов-континентов"). "...История мира, обозревае-мая с индоамериканского пространства-времени, не бу-дет никогда такой, какой ее видит философ с европей-ского исторического пространства-времени". Отсюда логически вытекает и следующее утверждение А. де ла Т.: "Законы и принципы, применимые для одного исто-рического пространства-времени, не соответствуют другому". Следовательно, то, что традиционно понима-ется под универсальностью и всеобщностью, есть не более чем попытка гипертрофирования европейского взгляда за его собственные пределы. Принятие послед-него и есть попадание в ситуацию "внешней зависимос-ти". Необходима своя перспектива видения - своя точ-ка зрения, что предполагает и наличие своей собствен-ной истины. Тем самым позиция А. де ла Т. может быть классифицирована как антиевропоцентристская, что не мешает ему (в силу требования соотносимости пози-ций) говорить, вслед за Ортегой-и-Гассетом, о стремле-нии к гармонии возможных точек зрения (перспектив). Конкретная конфигурация этой гармонии задается "на-родом-континентом", обладающим наибольшим потен-циалом и готовностью к действованию - "народом-светом" (в качестве такового в перспективе А. де ла Т. видит латиноамериканцев), и "реализующими соци-альными группами", т.е. теми группами, которые обладают "психологической способностью для реализации своей истории" (такую способность и призван консти-туировать как идеологию апризм). Таким образом, А. де ла Т. принципиально замыкает философско-социологические анализы на практику политического действия, теоретически обосновывая и свой собственный соци-ально-политический активизм. В.Л. Абушенко

  1. айя де ла торреHaya de la Torre Виктор Рауль один изорганизаторов и лидер националреформистской Перуанской народнойпартии до Американский народнореволюционный альянс АПРА....Большой энциклопедический словарь II
  2. айя де ла торреАЙЯ ДЕ ЛА ТОРРЕ Haya de la Torre Виктор Рауль один из организаторов и лидер националреформистской Перуанской народной партии до Американский народнореволюционный альян...Новый большой англо-русский словарь II
  3. айя де ла торреHaya de la Torre Виктор Рауль р. .II. перуанский политич. деятель и социолог. В студенч. годы боролся против диктатуры президента ЛегияиСальседо за что был выслан из ст...Советская историческая энциклопедия
  4. айя де ла торреАЙЯ ДЕ ЛА ТОРРЕ Haya de la Torre Виктор Рауль один из организаторов и лидер националреформистской Перуанской народной партии до Американский народнореволюционный альян...Современный энциклопедический словарь
  5. айя де ла торреHaya de la Torre Виктор Рауль перуанский мыслитель социолог политик. Обосновал особый путь латиноамериканцев в мировой истории и их новаторскую функцию в современной цив...Социологическая энциклопедия