Словарь по логике

ОЦЕНОК ЛОГИКА

ОЦЕНОК ЛОГИКА — раздел логики, изучающий логическую структуру и логические связиоценочных высказываний.О. л., явля­ющаяся ветвьюмодальной логики,слагается из логикиабсолют­ныхоценок, формулируемых обычно с помощью понятий "хо­рошо", "плохо" и "(оценочно) безразлично", и логикисрав­нительныхоценок, в которых используются понятия "лучше", "хуже" и "равноценно". Сравнительные оценки называются такжепредпочтения­ми,а их логика —предпочтений логикой. Первая попытка создать логическую теорию абсолютных оце­нок ("логику добра") была предпринята еще в 20-е годы немец­ким философом Э. Гуссерлем. Однако впервые эта логика был сфор­мулирована только в конце 60-х — начале 70-х годов (А. А. Ивин, Е. Калиновский, X. Вессель и др.). В логике абсолютных оценок принимается, что позитивно ценное (хорошее, добро) и негативно ценное (плохое, зло) взаимно определимы: объект является хорошим, когда его отсутствие негативно ценно; объект является плохим, когда его отсут­ствие позитивно ценно. Напр.: "Быть здоровым хорошо, только если быть больным плохо"; "Плохо, что случаются пожары, толь­ко если хорошо, когда их нет". Безразлично то, что не является ни хорошим, ни плохим. Среди законов О. л. положения: о ничто не может быть одновременно хорошим и безразлич­ным, безразличным и плохим; о если что-то безразлично, то и противоположное безразлич­но ("Если все равно, что небо голубое, то было бы все равно, если бы оно не было голубым"); о хорошо первое и хорошо второе, только если хорошо вместе первое и второе ("Хорошо иметь кошку и хорошо иметь собаку, только если хорошо иметь кошку и собаку") и др. Принимаемый обычно в логике абсолютных оценокприн­ципаксиологической полнотыутверждает, что всякий объект является или хорошим, или безразличным, или плохим. Этот принцип справедлив только в случае предположения, что множество вещей, о ценности которых имеется определенное представление, совпадает со множеством всех вещей. Такое пред­положение не всегда оправданно. Напр., то, что у трапеции четы­ре стороны, скорее всего ни хорошо, ни плохо, ни безразлично, такого рода факты вообще лежат вне сферы наших оценок. Другой принцип, также не являющийся универсальным, — принцип аксиологической непротиворечивости: противоречащие друг другу состояния не могут быть вместе хоро­шими (плохими). Напр.: "Неверно, что хорошо как путешество­вать, так и не путешествовать, летать самолетами и не делать это­го" и т. п. Этот принцип требует внутренней непротиворечивости системы принятых оценок, реальные же множества оценок не­редко непоследовательны. Нормы — это частный случай оценок, а именно групповые оценки, поддержанные угрозой наказания. Нормативные понятия "обязательно", "разрешено" определимы в терминах абсолютных оценочных понятий: "ОбязательноА"равносильно "Апозитивно ценно, и хорошо, что уклонение отAведет к наказанию".Норма­тивное высказываниеявляется сокращенной формулировкойоце­ночного высказывания.Это означает, что О. л. содержитдеонтичес­кую логикуи является в этом смысле более фундаментальной. Логика абсолютных оценок и логика сравнительных оценок не­сводимы друг к другу и являются двумя самостоятельными разде­лами О. л. "Лучше" неопределимо через "хорошо": лучше одна другой могут быть и две хорошие, и две плохие вещи. Иногда "хорошо" так определяется через "лучше": нечто является хорошим, когда его наличие лучше, чем его отсутствие. Напр.: "Хорошо иметь синий цвет, если и только если быть синим лучше, чем не быть синим". Однако это и подобные ему определения носят только частичный характер и не позволяют получать "логику добра" в качестве следствия логики предпочтений. Идеи и аппарат О. л. нашли интересные приложения в целом ряде областей, и прежде всего в политической экономии, в лин­гвистике, в исследовании морали, права, в философском анали­зе ценностей. При изучении научного познания эти приложения связаны прежде всего с анализом социально-исторической обус­ловленности познания, зависимости его от эпохи и других кон­текстуальных характеристик познания. Важную роль О. л. играет в обосновании моральных норм и в критике распространенного в буржуазной философии тезиса, что наука не должна содержать ценностей, поскольку споры о них в принципе не могут носить научного характера.


  1. оценок логикараздел логики изучающий логическую структуру и логические связи оценочных высказываний. О. л. являющаяся ветвью модальной логики слагается из логики абсолютных оценок фор...Словарь логики
  2. оценок логикалогика понятий хорошо безразлично плохо общего понятия ценностей оценочных утверждений языка....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  3. оценок логикаОЦЕНОК ЛОГИКА раздел логики изучающий логическую структуру и логические связи оценок. О.л. являющаяся ветвью модальной логики слагается из логики абсолютных оценок форму...Философская энциклопедия
  4. оценок логикаОЦЕНОК ЛОГИКА область модальных логик в которой изучаются отношения между высказываниями содержащими оценочные понятия такие как лучше предпочитается сравнительные оценк...Энциклопедия эпистемологии и философии науки