Словарь по логике

ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК

ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК — приведение доводов (аргументов) в поддержку высказываемых оценок с намерением убедить аудито­рию в их приемлемости. Напр., в качестве аргумента в поддержку оценки "Хорошо, когда солдат дисциплинирован" можно сослать­ся на утверждение "Армия, состоящая из недисциплинированных солдат, обязательно потерпит поражение"; оценку "N.должен быть честным" можно обосновать ссылкой на то, что она вытекает из посылок "N.человек" и "Всякий человек должен быть честным". Способы аргументации делятся науниверсальные,при­менимые во всякой аудитории, иконтекстуальные,успеш­ные лишь в некоторых аудиториях. Универсальная аргументация подразделяется далее наэмпирическую,включающую ссыл­ку на то, что дано в опыте, итеоретическую,опирающуюся гл. обр. на рассуждение. Эта классификация способов обоснования в случае оценочных высказываний требует важного уточнения: эм­пирическое обоснование в случае оценок имеет иной смысл, чем в случае описательных (дескриптивных) высказываний. Оценки не могут поддерживаться ссылками на то, что дано в непосред­ственном опыте. Вместе с тем имеются такие способы О. о., кото­рые в определенном отношении аналогичны способам обоснова­ния описаний и которые можно назвать поэтому квазиэмпири­ческими. К ним относятся различные индуктивные рассуждения, среди посылок которых имеются оценки и заключение которых также является оценкой. В числе таких способов —неполная индук­ция,аналогия,ссылка наобразец,целевое обоснование(подтверж­дение), истолкование акта понимания как индуктивного свиде­тельства в пользу его посылок и др. Ценности не даны человеку в опыте. Они говорят не о том, чтоестьв мире, а о том, чтодолжнов нембыть,и их нельзя увидеть, услышать и т. п. Знание о ценностях не может быть эмпи­рическим, процедуры его получения могут лишь внешне похо­дить на процедуры получения эмпирического знания. Самым простым и вместе с тем самым ненадежным способом индуктивного О. о. является неполная (популярная) индукция. Ее общая схема:S1должно бытьР.S2должно бытьР. .........................S1должно бытьР.S1,S2, ...,Snвсе являютсяS.ВсеSдолжны бытьР. Здесь первые я посылок являются оценками, последняя по­сылка представляет собой описательное утверждение; заключе­ние является оценкой. Напр.: Суворов должен был быть стойким и мужественным. Наполеон должен был быть стойким и мужественным. Эйзенхауэр должен был быть стойким и мужественным.Суворов, Наполеон и Эйзенхауэр были полководцами.Каждый полководец должен быть стойким и мужественным. Популярным способом индуктивной аргументации в поддер­жку оценок является аналогия. Общая схема оценочной анало­гии: ПредметAимеет признакиа,b,си является позитивно (негативно, нейтрально) ценным.ПредметВимеет признакиа,b,с.ПредметВтакже является, вероятно, позитивно (негативно, нейтрально) ценным. В этом рассуждении сходство двух предметов в каких-то при­знаках оказывается продолженным, и на основании того, что первый предмет имеет определенную ценность, делается вывод, что и второй предмет обладает такой же ценностью. Напр.: "КнигаА —антиутопия, написанная хорошим языком, имеющая зани­мательный сюжет, заслуживает похвалы; книгаВтакже является антиутопией, написанной хорошим языком и имеющей занима­тельный сюжет; значит, книгаBтакже, по-видимому, заслужива­ет похвалы".
Часто аналогия с оценочной посылкой предстает в форме: "ПредметАимеет свойстваа,b,си должен бытьd,предметВобладает свойствамиа,b,с;значит, предметВ,вероятно, дол­жен бытьd".Напр.: "Хороший автомобиль имеет колеса, мотор и должен быть экономичным; хороший трактор имеет колеса и мо­тор; значит, хороший трактор тоже, по-видимому, должен быть экономичным". Только в самых редких случаях оценочная аналогия выступает в такой прозрачной форме, как в приведенных приме­рах. "Человек по сравнению с божеством так же ребячлив, — гово­рил Гераклит, — как ребенок по сравнению с человеком". В этой свернутой аналогии речь идет о том, что человек, в сравнении с более высокой ступенью развития (какой является божество), должен казаться ребячливым, поскольку ребенок, во многом по­добный взрослому человеку (и имеющий его более высокой ста­дией своего развития), должен казаться ребячливым. В "Дон Ки­хоте" Сервантеса проводится такая ясная аналогия: "Странству­ющий рыцарь без дамы — это все равно, что дерево без листьев, здание без фундамента или тень без тела, которое ее отбрасыва­ет". Поскольку дерево, лишенное листвы, здание без фундамента и тень без тела внушают подозрение и не могут оцениваться по­ложительно, такую же реакцию вызывает и странствующий ры­царь без дамы. Еще одним способом индуктивного О. о. является апелляция к образцу, т. е. ссылка на то примерное поведение отдельного лица или группы лиц, которому надлежит следовать. Наиболее важным и распространенным способом О. о. является целевое обоснование оценок, наз. такжемотивационнымилителелогическим.Способы теоретической аргументации в поддержку оценок включают дедуктивное их обоснование, системную аргументацию (в частности, внутреннюю перестройку теории), демонстрацию совместимости обосновываемой оценки с другими принятыми оценками и соответствие ее определенным общим оценочным прин­ципам, методологическое обоснование и др. Можно сказать, что теоретическая аргументация в поддержку оценочных утверждений, в том числе норм, во многом параллельна теоретическому обосно­ванию описательных утверждений: почти все способы аргумента­ции, применимые в случае описаний, могут использоваться также для обоснования оценок. Исключение составляет анализ утвержде­ния с точки зрения возможности эмпирического их подтвержде­ния и опровержения: от оценок нельзя требовать, чтобы они до­пускали принципиальную возможность опровержения эмпирическими данными и предполагали определенные процедуры своего подтверждения такими данными. Дедуктивное обоснование оценок состоит в выведении обо­сновываемого оценочного утверждения из иных, ранее принятых оценок. Исследованием дедукции одних оценок из других занима­ютсяоценок логикаидеонтическая(нормативная)логика. Системное О. о. представляет собой включение их в представля­ющуюся хорошо обоснованной систему оценочных утверждений в качестве ее составных элементов. Важным шагом в теоретическом обосновании оценочных утвер­ждений является демонстрация их совместимости с имеющимися в рассматриваемой области оценками и их системами. Новая оценка должна быть в согласии не только с уже принятыми и устоявшимися оценками и их системами, но и с определенными общими принципами, подобными принципам простоты, привычности, красоты и т. д. Определенное значение в обосновании оценочного утвержде­ния может иметь, далее, методологическая аргументация, заклю­чающаяся в ссылке на то, что оценка получена с помощью мето­да, уже неоднократно продемонстрировавшего свою надежность. Каждый успешный акт понимания сообщает известную дополнительную поддержку той общей оценке или норме, на основе которой он осуществляется. Особую роль в обосновании оценочных утверждений играют контекстуальные способы обоснования, включающие аргументы к интуиции, к традиции, к здравому смыслу, к вкусу и др. В процессе аргументации в поддержку оценок обычно исполь­зуются самые разные способы обоснования, начиная с дедуктив­ного обоснования и кончая обращением к интуиции и традиции. Чаще всего используются не универсальные, а контекстуальные аргументы, поскольку оценки меняются от одного круга людей к другому и только немногие из оценок представляются общепри­нятыми. Характерным примером в этом плане являются принци­пы морали. Если мораль и держится в определенной мере на аргу­ментации, то на аргументации, включающей все возможные ее способы, а не какие-то избранные, особо подходящие для обоснования морали приемы.


  1. обоснование оценокприведение доводов аргументов в поддержку высказываемых оценок с намерением убедить аудиторию в их приемлемости. Напр. в качестве аргумента в поддержку оценки Хорошо когд...Словарь логики
  2. обоснование оценокОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК приведение доводов аргументов в поддержку высказываемых оценок с намерением убедить аудиторию в их приемлемости. Напр. в качестве аргумента в поддержк...Философская энциклопедия