Словарь по этике

ЯСПЕРС (JASPERS) КАРЛ

(1883-1969) ведущий представитель нем, экзистенциализма. Я. считал специфической задачей философии решение моральных проблем. философия, по его мнению, призвана не формулировать систему знаний о человеке и окружающем его мире, а отыскать средства «спасения», помочь человеку в век господства техники, стандартизации, регламентации общественной жизни остаться самим собой (сохранить свою «самость»). В своем подлинном бытии (экзистенции) человек нечто большее, чем простой продукт природы и истории. Он представляет собой целостное, неповторимое в своей самобытности существо, внутренней сущностью к-рого является свобода. Бытие раскрывается перед человеком во всей подлинности в минуты особого «экзистенциального озарения», в критических («пограничных») ситуациях, требующих напряжения всех его сил (борьба, болезнь, страдание, вина, страх и смерть). Именно в эти мгновения индивид освобождается от суетности, повседневности внешнего существования, в к-рое он погружен, будучи членом той или иной общественной организации, к.-л. коллективного целого, и обращается к своему внутреннему миру. По отношению к этому миру и имеет смысл понятие свободы, к-рая проявляется в решимости человека выбирать определенную линию поведения в конкретных ситуациях. Отвлекаясь от всякой необходимости (будь то законы природы или морального долженствование)» человек должен остаться верням самому себе, быть искрекням, следовать своим переживаниям настроениям, склонностям. Моральный выбор, по Я., осуществляется в виде «прыжка в неизвестное», т. е. бессознательно, иррационально. Поэтому поведение человека не может быть оценено с т. зр. общих принципов морали. За свои поступки человек ответствен только перед самим собой и в своем внутреннем опыте является творцом всех нравственных ценностей. Пытаясь уйти от этического релятивизма, Я. выдвигает понятия коммуникации и трансценденции. В акте коммуникации (к-рый не имеет ничего общего с установлением действительных социальных связей) Я. видит абстрактное эмоционально-духовное общение между индивидами, благодаря к-рому человеческое «Я» становится самим собой через свое отражение в др., во взаимодействии с ним. Личность, с т. зр. Я., утверждается также в отношениик божественному абсолюту, к «абсолютному Пределу» бытия и мышления (трансценденции). Только будучи соотнесено с трансценденцией, имеет место и человеческое бытие (экзистенция). Однако экзистенция, выходя за свои пределы (трансцендируя) и обращаясь к абсолюту, не в состоянии его познать. Весь мир предстает перед человеком как своеобразная шифрограмма трансцендентного, к чтению к-рой способны лишь избранные. Только они и могут овладеть своей внутренней сущностью, сохранить человеческое достоинство, преодолеть узость будничного обезличенного существования. Последнее является уделом массы, толпы. Осн. соч.: «Духовная ситуация эпохи» (1931), «Философия» (1932), «Разум и существование» (1935), «Философия существования» (1938), «Проблемы вины» (1946), «Введение в философию».

  1. ясперс (jaspers) карл. Ольденбург . Базель немецкий философ и психиатр один из создателей философии экзистенциализма. Биография. С по г. ассистент Ф.Ниссля в психиатрической клинике Гейд...Большая психологическая энциклопедия
  2. ясперс (jaspers) карлЯСПЕРС Jaspers Карл немецкий философ представитель религиозного экзистенциализма психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии шифров бытия различных выра...Большой Энциклопедический словарь V
  3. ясперс (jaspers) карлнем. философ. Изучал право в унтах Гейдельберга и Мюнхена медицину и психиатрию в унтах Берлина Геттингена и Гейдельберга. В работал в психиатрической клинике Гейдельбер...Современная западная философия
  4. ясперс (jaspers) карлрод. фев. Ольденбург ум. фев. Базель нем. философ с по и с профессор в Гейдельберге с в Базеле. Будучи сначала психиатром он разделял в Allgemeine Psychopathologi...Философский энциклопедический словарь II