Словарь по этике

ЛАОЦЗЫ (ЛИ ЭР)

древне-кит. философ, к-рому приписывается создание философско-этиче-ского трактата «Лаоцзы» («Дао дэ цзин») (IV-III в. до н. э.), посвященного объяснению мира, места человека в нем и пути истинной добродетели, по к-рому должны следовать людц„ чтобы достигнуть утраченного ими счастливого состояния. Человек, являясь, как и весь мир, закономерным порождением дао ( понимаемого и как структурный элемент бытия, и как естественный закон) , есть, с т. зр. Л., часть природы. Его предназначение следовать пути добродетели дэ, т. е. жить согласно природе. Всякая попытка изменения природосообразного порядка гибельна Источник зла в отступлении от предписанных природой законов. В нем повинны правители и их корыстолюбивые приближенные Противоречивость нравственных явлений Л. связывает с появлением неравенства. Поскольку под «деянием» Л. понимает нарушение естественного хода вещей, он выдвигает в качестве осн. принципа моральной практики «недеяние» (увэй), к-рое означает, однако, не пассивность, а действие в соответствии с законом природы. Гл чертой «настоящего человека» Л. считает «естественность добродетели», при к-рой человек поступает нравственно не из стремления к поощрениям или из боязни наказания, а «следуя собственной природе». «Мудрый человек ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим... Дао мудрого человека это деяние без борьбы». Чтобы привести людей к счастью, не следует их просвещать. Счастье и познание -исключающие друг друга цели. Л. связывает с распространением знаний упадок нравов, возникновение неравенства, алчности, честолюбия -все, что исходит от власть имущих. Он проповедует возврат к идеализированной им патриархальности родового строя: «Нужно сделать государство маленьким, а народ редким... Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой его жизнь», Т. обр„ Л. сформулировал гл положения этики раннего даосизма: цель следовать пути, указанному природой; принцип «недеяние»; суть счастья как блага народа -в возврате к равенству, простоте и невежеству «золотого века», а счастья как блага мудреца -в умеренности, спокойствии, близости к природе.

  1. лаоцзы ли эрдр.кит. философ живший согласно преданию одновременно с Конфуцием вв. до н. э. Ему приписывается филос. трактат Лаоцзы др. название Дао дэ цзин крый является канонич. с...Атеистический словарь
  2. лаоцзы (ли эр)ЛАОЦЗЫ Ли Эр легендарный автор древнекитайского трактата Лаоцзы древнее название Дао дэ цзин вв. до н. э. канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата д...Большой энциклопедический словарь III
  3. лаоцзы (ли эр)ЛАОЦЗЫ Ли Эр легендарный автор древнекитайского трактата Лаоцзы древнее название Дао дэ цзин вв. до н. э. канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата ...Энциклопедический словарь естествознания