Словарь по этике

КЬЕРКЕГОР (КИРКЕГОР) (KIERKEGAARD) СЕРЕН

(1813-55) датский философ-мистик, писатель, предшественник совр. экзистенциализма. Выступил против официальной религиозной идеологии и церкви с целью обоснования религии личностного характера, к-рая связывала бы человека непосредственно с богом. Этим объясняется его особый интерес к этической проблематике. К. считал, что гегелевский абсолютный идеализм и рационализм не принимают во внимание собственно человеческого существования, его чувств и переживаний, являющихся такими же реальностями, как сам человек. Не познание объективного мира. а познание самого себя в своем подлинном существовании (экзистенции) гл. задача «субъективного мыслителя», в к-ром К. видел своеобразный идеал человека, его действии, поступков и жизни. Мир, согласно К., находится в состоянии «смертельной болезни», к-рой является «отчаяние». Все существующее представляется парадоксальным; несчастнейший человек является счастливейшим, а счастливейший -несчастнейшим, истина ложью, ложь -истиной, реальность -иллюзорностью, иллюзорность -реальностью и т. п. В этом «парадоксальная диалектика» К. Индивид, по К., должен заниматься только самим собой, своими чувствами и воспоминаниями, своим «внутренним», ибо «истина есть субъективность». К. выделяет три стадии жизни, к-рые должен пройти человек для достижения своей цели: эстетическая, когда человек имеет дело только с возможностями, никогда не превращающимися в действительность, т. е. когда человек живет только мгновениями, «воображаемой жизнью»; этическая, когда человек живет в реальности и когда у него появляется чувство ответственности за свое собственное существование (для этой стадии характерно постоянство и длительность переживания, глубокий анализ своего собственного «я»); религиозная, когда человек, решая дилемму «либо-либо», выбирает вечность, а не конечность. Т. обр., осн. этические проблемы К. сводил к проблемам религиозным: индивид, будучи религиозным существом, постоянно чувствует свой долг перед богом. Этика К. (осн. работы: «Или-или», «Страх и трепет», 1843, «О понятии страха». 1844), как и его филоссхрия в целом, представляла собой реакцию христианского романтизма на материализм и диалектически-рационалистические воззрения. Его взгляды оказали влияние на Борта и др. протестантских и католических философов.

  1. кьеркегор (киркегор) (kierkegaard) серендатский теолог философидеалист и писатель предшественник экзистенциализма. Для мышления и личности К. характерно столкновение контрастных несовместимых принципов и жизнен...Эстетика