Словарь по этике

КАЧЕСТВА МОРАЛЬНЫЕ

понятие нравственного сознания, с помощью к-рого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной т. зр, наиболее типичные черты поведения людей. К. м. (напр., великодушие, правдивость, вероломство, скупость, щедрость, зазнайство, скромность и т. д.) характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Напр., понятие «честностью может употребляться применительно к действиям, независимо от того, кем они совершаются (честный поступок), а может обозначать нравственную черту человека или группы людей, к-рые всегда поступают честно. К. м. разделяют на положительные и отрицательные (к-рые иногда именуют добродетелями и пороками). Понятие К. м. является более общим и сложным по сравнению с моральной нормой. В нем не содержится конкретного указания на то, какие действия человек должен и какие не должен совершать, а в обобщенной форме характеризуются и оцениваются определенные стороны его поведения. Такое, напр, качество, как требовательность, находит выражение в целой совокупности поступков. Соответственно моральное требование, выраженное с помощью этого понятия («Люди должны быть требовательными к себе и др.»), предполагает целый ряд более частных норм поведения, и человек сам должен решать, как ему следует поступить, в зависимости от конкретной ситуации, чтобы проявить свою требовательность. В понятии К. м. наряду с предписанием обязательно содержится также оценочная сторона; выражение определенного (положительного или отрицательного) отношения к нему. Поэтому определение качества поступка (или человека) является критерием для его моральной оценки (напр., «Данный поступок есть зло потому, что он является предательством»). Впервые понятие К. м. было выделено специально в древнегреч. этике (понятие добродетелей у Аристотеля), причем упор здесь делался на качества личности. Такое понимание К. м. сохраняется и в этике средневековья. Буржуазные просветители и особенно социалисты-утописты усматривали в К. м. уже не столько свойства характера, сколько способы поведения, характерные для того или иного об-ва. Исходя из того, что человек есть продукт обстоятельств, они считали, что добродетели и пороки обусловлены характером об-ва, а не самого человека; чтобы сделать нравственным человека, надо изменить об-во. Марксистско-ленинская этика доказала односторонность обоих этих пониманий К. м,, установив диалектическое соотношение между социальными условиями и характером людей. В процессе революционной практики, указывает К. Маркс, человек одновременно преобразует об-во и самого себя. Коммунистическая партия делает из этого практический вывод: в процессе борьбы за коммунизм сочетаются и одновременно решаются две стороны одной и той же задачи построение нового об-ва и воспитание нового человека. Поэтому процесс коммунистического воспитания предполагает не просто формирование у людей требуемых К. м., но также мобилизацию и организацию самих народных масс на решение стоящих перед ними практических задач коммунистического строительства (Вос-пмание нравственное).

  1. качества моральныепонятие нравственного сознания с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Мора...Нравственное развитие взрослого человека
  2. качества моральныединамические стереотипы которые являются существенными особенностями личности или чертами ее характера. К. м. соответствуют основные категории этики понятия морального со...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь