Словарь ошибок вокальной педагогики

ЯЗЫК ЭМОЦИЙ

Непосредственная экспрессия, чудащаяся в пении – не более, чем плод наших собственных ощущений, того воздействия, которое пение оказывает на нашу душу Так пишут критики. Это не так! Техника физиологического пения включает в себя приемы, задачей которых и является воздействие на слушателя и выражение чувств артиста через голос. Пример тому – Ф. И. Шаляпин. Язык эмоций – технические приемы, обеспечивающие высокую выразительность вокального языка. "У певца – горячее сердце, но холодная голова" – закон итальянской вокальной школы. На драматического актера воздействуют его собственные фантазии, а на певца – еще и музыка гениальных композиторов. Сколько невидимых миру слез проливает певица – драматическое сопрано, готовя партию Виалетты? Ведь на спектакле "слезы должны быть в зале" – это тоже закон. Плакать певица физиологически не может, ибо сразу же расстроится певческий аппарат. Певец всегда должен быть активен, даже, если он поет что–то грустное: грустить он тоже не имеет права. Пение – всегда страсть. Певец также должен сохранять свое психическое здоровье: малейшее отклонение влияет на качество голоса: всевозможные спазмы на мышцах голосового аппарата вплоть до паралича (да, бывает и такое!). Бесконечные заботы о здоровье, о носе, о горле и т. д. Пение – не реалистическое искусство, а стилизация, не непосредственное явление любви и страдания, радости и боли, а их звуковое выражение. Это грубо и неправильно. Все значительно сложнее. Певцы–солисты всегда эмоциональные люди, любящие музыку и живущие в ней. Но профессия певца такова, что нужно беречь аппарат, свое психическое здоровье. Чтобы познать эмоциональный язык вокала бесполезно идти "от себя", нужно изучать этот язык, вслушиваясь в записи великих певцов. Особенно богат выразительностью нижний регистр густых голосов, и очень важно хорошо управлять им.