Словарь литературных типов (авторы и персонажи)

ГАГИН ("АСЯ")

"Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Г. было именно такое лицо: милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами". От всей его фигуры веяло "полуизнеженным русским дворянином". "Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы, по одному звуку его голоса, чувствовали, что он улыбается". "Владея порядочным состоянием и ни от кого не зависев, он хотел посвятить себя живописи"; "сожалел о том, что поздно хватился за ум и много времени потратил по-пустому"; "благая мысль выйти в отставку из военной службы и "заняться живописью" пришла к нему вдруг". "В этюдах Г. было много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но ни один из них не был окончен"; "рисунок был небрежен и не верен". Он сам сознает, что "все это плохо и незрело", что "не учился он как следует". Он умеет "тонко и умно рассуждать о том, как именно должно работать и чего следует избегать, чего придерживаться и какое собственно значение художника" в настоящее время. "В его словах слышался если не живописец, то наверное художник", но в труде он скоро "слабел и уставал". - "Пока, - говорит он, - мечтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, землю, кажется, сдвинул бы с места, а в исполнении тотчас же ослабеешь и устаешь". Трудиться, сжаться Г. не умел, а "без горького, постоянного труда не бывает художников". "Он работал тогда лишь, когда чувствовал себя "в ударе", в том особенном состоянии художнического жара, которое, в виде припадка, внезапно овладевает дилетантами, когда они вообразят, что им удалось, как они выражаются, "поймать природу за хвост". "Во всем сказывалась его прямо-русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара". "Молодость не кипела в нем ключом: она светилась тихим светом". Асе он привык потакать во всем. "Взыскивать он ни с кого не умел, а с нее и подавно". "Я, - говорит он, - обязан (словом, данным отцу, Гагин-отец) быть снисходительным с нею. Выходки Аси смущают Г., и он просит извинения за ее сумасшедшие поступки". У него есть "предрассудки, которые он уважает", в числе их: невозможность дворянину Н. Н. жениться на его сестре - незаконной дочери дворовой и ее барина... Он понимает больше самого Н. Н., что последний "не женится на Асе", и считает верхом неприличия" свой вопрос о женитьбе, отрицательный ответ на него Н. Н. для Гагина ясен с точки зрения "благородного человека", каким Гагин считает Н. Н. - "Он "был очень мил и умен", "не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему", но тому же Н. Н. было "трудно представить, что с ним станется, как только он возмужает". - "Коли хватит терпенья, - говорит Г., - из меня выйдет что-нибудь - не хватит, останусь недорослем из дворян".