Словарь литературных терминов

ЯМБ

ЯМБв греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым или сильным временем начиналась музыкальная фраза. Однако, по тогдашним воззрениям, ямбический и трохеический (хореический) ритмы могли быть обращены один в другой путем добавления или уничтожения начального арсиса (краткого слога). Это, конечно, лишь вопрос обозначения, который не позволяет заключить о том, с каким ритмом имеем дело в данном случае — восходящим или нисходящим. У древних метриков ямб и хорей объединялись под именем стоп, имеющих ямбический ритм, на том основании, что ямб чаще встречался (и встречается, разумеется), нежели трохей. Эксперимент показывает, что изохронизм стоп (см.) достигается лишь при нисходящем, трохаическом ритме, где, — в случае ямба, — неударный слог должно считать безударным приступом (анакрусой). Статистическое обследование показывает, что в нашем ударном четырехстопном ямбе первый неударный слог представляет собою нечто совершенно отдельное от строки и вполне заслуживает названия анакрусы, как самостоятельное целое. Так называемые спондеи в ямбе почти исключительно находятся на первой стопе (79% всех учтенных нами спондеев на полтора десятка тысяч строк ямба), обилие употребляемого при этом слова «в» близит эти стихи к формоупотреблению хореев. В случае хориямба, за единичными, почти небывалыми в классическом стихе (и сравнительно редкими у футуристов) исключениями, хориямб всегда пользовался слором «в», давая схему:
⌣ | ⌣ ⌣ — ⌣ — ....
Формоупотребление таких хориямбизованных строк начисто совпадает с формоупотреблением хореических. Если обозначим четыре формы двудольной (ямбической, анакрусу не отмечаем) четырехстопной строки с ускорением на первой стопе по ее слорам, получим:
1| А — а а ... ⌣ ⌣̲ ⌣ — | ⌣ — | ⌣
2| A — a b ...⌣ ⌣̲ ⌣ — | ⌣ — ⌣ | —
3| А — b а ... ⌣ ⌣̲ ⌣ — ⌣ | — | ⌣ —
4| A — b b ... ⌣ ⌣̲ ⌣ — ⌣ | — ⌣ | —
Это в ямбе. Для случая хориямбизованного ямба получаем:
⌣̅ | ⌣̲ ⌣ — | ⌣ — | ⌣ — и т. д.
и для хорея:
⌣̲ ⌣ — | ⌣ — | ⌣ — и т. д.
Очевидно, что если откинуть в ямбе его анакрусу, то между строением ямбических и хореических строк разницы никакой не будет. Априорно, казалось бы, что строки хориямбизованного ямба должны иметь формоупотребление ямбических и хореических строк, поскольку хориямбические строки заключены в стихотворениях, писанных ямбом, и не выходят из общей тенденции анакрусованного двудольника. Однако, опыт дает для формоупотребления этих четырех типов в трех указанных случаях (ямб, хориямб и хорей) следующее:
Табличка указывает, что цифры ямба и хориямба не только не совпадают, но прямо противоположны: ямб падает, хориямб поднимается, и наоборот. Хорей же близок своей кривой и хориямбу с той только разницей, что интенсивнее пользуется первым типом строки и менее пренебрегает четвертым. Хорей вообще ригористичнее ямба: хориямб представляет нам формоупотребление хорея, несколько смягченное общей ямбической тенденцией. Такая чужеродность хориямба определенно показывает, что в тех случаях, когда анакруса ямба отделяется от базы стиха слором, стих, как бы пользуясь удобным случаем, немедля возвращается к исконной своей трохеической, нисходящей схеме. Это обстоятельство очевидно указывает, что мы здесь имеем дело не с восходящим ритмом ямба, а о нисходящим ритмом хорея, меняющегося анакрусой. Раз анакруса может быть отделена, ямбическая тенденция не только ослабевает, но заменяется противоположной. Однако, не надо бы преуменьшать влияние анакрусы: оно чрезвычайно велико. Анакруса начисто меняет формоупотребление стиха, делает его более гибким, более разнообразным, более способным к передаче мелких деталей ритма. Она ослабляет в достаточной степени влияние главных диподических ударений, выдвигает именно поэтому на первый план смысловое содержание, она ослабляет влияние грубых тонических ходов, ритмизомен при ней принимает значительно более тонкий и отчетливый характер. Именно этим, конечно, чрезвычайное распространение во всех языках анакрусованного двудольного ритма. У нас до последнего времени ямб занимал превалирующее положение. История русского четырехстопного ямба в кратких словах сводится к следующему: после Ломоносова русский ямб начинает освобождаться от того медленного ритма, который придается ему раздвиганием диподии при помощи полуударения на второй стопе или сдвоенных полуударений на второй и третьей стопах, вроде:
Изволила Елисавет
или
И кланялся непринужденно
и т. п. Уже у Державина этих строк значительно меньше. Если у Ломоносова на сто строк их 28, 66, то у Державина — 21, 98, в «Графе Нулине» — 13, 26, в «Медном Всаднике» — 4, 29, у Баратынского — 4, 67. Тютчев несколько возвращается к старой тенденции: стихотворцы упадка к диподии, символисты припоминают Тютчева (Блок) или вообще интересуются полуударениями (Брюсов). Ямб футуристов, сравнительно редкий у них, характерен отчеканенными фонемами и грубым противоположением гомофонических ходов. Что касается многостопных ямбов, то такие главным образом были сконструированы Пушкиным; можно сказать, что до Пушкина пятистопный ямб не существовал; начиная уже с «Гаврилиады», Пушкин дает совершенно новое формоупотребление пятиямба, кстати сказать, несомненно устанавливающее принадлежность «Гаврилиады» Пушкину, а не кому-нибудь другому (до Пушкина еще не было стиха, которым написана эта поэма). Пушкин был очень ригористичен во всем, что касалось введения разговорного языка в стих (любопытно, что о Кантемире современники отзывались с похвалой именно потому, что он для стиха брал разговорный язык своего времени); пятиямб Пушкина доходит до следующих примеров разговорности:
Представь себе... кого бы?
Ну, хоть меня — немного помоложе;
Влюбленного — не слишком, а слегка —
С красоткой или с другом — хоть с тобой, —
Я весел... Вдруг виденье гробовое,
Внезапный мрак иль что-нибудь такое...
Именно эта приспособляемость ямба, легко допускающего самую разнообразную игру цезурой (как в приведенном отрывке), слорами, гомофонией, и в то же время сильно наполненного суждением, очень ярким и острым, и создает ту тягу к ямбу, которая наблюдается у нас. Но язык ширится, полнится провинциализмами и выражениями, которые тому назад десять—пятнадцать лет не признавались никак литературными, аудитория стихотворца увеличивается и упрощается, — и классифические формы стиха становятся узкими. На сцену все чаще выходит паузованный стих, где зачастую трудно даже уследить основу ритма: двудольную или трехдольную.
С. П. Бобров.

Синонимы:
метр, размер, серебро, стопа, холиямб


  1. ямбlat.i jambямб...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. ямбгреч.u двусложная стопа состоящая из краткого безударного и долгого ударного слогов U Самым распростр. ямбич. размером был триметрem. Н.Ш. Античная культура литература т...Античный мир. Словарь-справочник
  3. ямбгреч. ambos в метрическом стихосложении стопа длиною в три моры См. Мора emсостоящая из краткого и долгого слогов с некоторыми вариациями наиболее употребителен был ямб...Большая Советская энциклопедия II
  4. ямбм. лит. giambo Итальянорусский словарь. Синонимы метр размер серебро стопа холиямб...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. ямбямб м лит. Jambus m sg неизм. pl benСинонимы метр размер серебро стопа холиямб...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. ямбм лит.Jambus m sg неизм.em plem ben метр размер серебро стопа холиямб...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. ямбм. лит.yambo m...Большой русско-испанский словарь
  8. ямбсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  9. ямбм. лит. ambe m...Большой русско-французский словарь
  10. ямбмен. чол. роду с.г.ямб...Большой украинско-русский словарь
  11. ямбм. лит.ambe m метр размер серебро стопа холиямб...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. ямбЯМБ греч. iambos стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. А. С. Пушкин. Самый употребительный из метров русского силлаб...Большой Энциклопедический словарь V
  13. ямба ч.i У силаботончному вршуванн двоскладова стопа з наголосом на другому склад. У давньогрецькй поез поетичний твр за характером близький до сатири....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  14. ямбямб а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  15. ямб. Стихоторная стопа состоящая из короткого и долгого слогов. Ямбич. размеры использовались в насмешливых и поносит. стихах ямбах а также в речитативных партиях драматич. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  16. ямбЙамба в греч. миф. дочь Пана и нимфы Эхо служанка в доме элевсинских царей Келея и Метаниры. Многоумная Я. сумела развеселить своими остротами и не совсем пристройными ш...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  17. ямбгреческое iambos стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха Мой дядя самых честных правил. А.С. Пушкин. Самый употребительный из метров русского силлабот...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. ямбямб...Крымскотатарско-русский словарь II
  19. ямбЯмб iambus...Латинский словарь
  20. ямбгреч. iambos тип стопы в силлабометрическом стихосложении из двух слогов первый краткий второй долгий u . Тип силлаботонического метра. В его стопах по два слога уда...Литература и язык. Современная энциклопедия
  21. ямбгреч. iambos тип стопыem в силлабометрическом стихосложении из двух слогов первый краткий второй долгий u . Тип силлаботонического метраem. В его стопах по два слога...Литературная энциклопедия
  22. ямбЯМБ греч. ambos в метрическом стихосложении стопа из мор строения U состоит из краткого и долгого слогов с различными заменами употреблялся чаще всего в триметре. В с...Литературный энциклопедический словарь
  23. ямба м. лит.em Двухсложная стопа в силлаботоническом стихосложении с ударением на втором слоге например Гирей сидел потупя взор Пушкин Бахчисарайский фонтан.[греч. ] метр ...Малый академический словарь
  24. ямбкорень ЯМБ нулевое окончаниеОснова слова ЯМБВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЯМБ Слово Ямб содержит следующие морфемы или части приставк...Морфемный разбор слова по составу
  25. ямбНачальная форма Ямб винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. ямбгреч. iimbos сложная стопа в крой в антич. муз. стихе й слог по длительности вдвое больше го а в речевом стихе Нового времени на м слоге находится метрич. ударение икт. ...Музыкальная энциклопедия
  27. ямбямб м. Двухсложный стихотворный размер стопа которого содержит безударный краткий и ударный длинный слог....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  28. ямбямб ямб а...Орфографический словарь
  29. ямбu мu мн.u ямбы Р.u ямбов метр размер серебро стопа холиямб...Орфографический словарь русского языка
  30. ямбямб менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  31. ямблит. ямб....Осетинско-русский словарь
  32. ямбямб ямбы ямба ямбов ямбу ямбам ямб ямбы ямбом ямбами ямбе ямбах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. ямбОрфографическая запись слова ямб Ударение в слове ямб Деление слова на слоги перенос слова ямб Фонетическая транскрипция слова ямб [амп] Характеристика всех звуков я [а]...Полный фонетический разбор слов
  34. ямбЯМБstrong греч. в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах из них первый слог краткий а второй долгий . Происхождение названия стопы объясняется различно. По од...Поэтический словарь
  35. ямбЯмб ямба бов ямби бв...Правописний словник Голоскевича
  36. ямбЯМБ греч. ямб в силлаботонич. системе стихосложения метр образуемый двусложными стопами с сильным местом на м слоге сильное место заполняется ударными или безударными...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  37. ямбямб аСинонимы метр размер серебро стопа холиямб...Русский орфографический словарь
  38. ямбямб м. лит.iiambus двустопный ямб iambic dimeter четырхстопный ямб iambic tetrameter шестистопный ямб iambic hexameter восьмистопный ямб iambic octameter...Русско-английский словарь
  39. ямбямб м. лит. iambus ямбический iambic....Русско-английский словарь II
  40. ямбN...Русско-армянский словарь
  41. ямблит.i ямб род.i ямба муж.i...Русско-белорусский словарь II
  42. ямбjambus метр размер серебро стопа холиямб...Русско-венгерский словарь
  43. ямбямб Синонимы метр размер серебро стопа холиямб...Русско-ивритский словарь
  44. ямбм. лит. ямб басымы экинчи муунда болгон эки муундуу ыр стопасы....Русско-киргизский словарь
  45. ямбм лит. yynggСинонимы метр размер серебро стопа холиямб...Русско-китайский словарь
  46. ямбYamb...Русско-крымскотатарский словарь
  47. ямбямб...Русско-крымскотатарский словарь II
  48. ямбjambs...Русско-латышский словарь
  49. ямбjambas...Русско-литовский словарь
  50. ямбм. лит. Jambus m....Русско-немецкий словарь
  51. ямбямбм лит. ....Русско-новогреческий словарь
  52. ямбjamb...Русско-польский словарь
  53. ямбм литu jambo mu iambo m метр размер серебро стопа холиямб...Русско-португальский словарь
  54. ямбjamb...Русско-чешский словарь
  55. ямбJamb...Русско-эстонский словарь
  56. ямбямб аСинонимы метр размер серебро стопа холиямб...Русское словесное ударение
  57. ямб. Стихотворная стопа состоящая из короткого и долгого слогов U например саnо. Ямбич. размеры использовались в насмешливых и поносительных стихах ямбах а также в речитати...Словарь античности
  58. ямбЯМБ греч. Стихотворный размерь состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей. Словарь иностранных слов вошедших в состав русског...Словарь иностранных слов русского языка
  59. ямбстихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха. Самый употребительный из метров русского силлаботонического стиха. Основные размеры стопный лирика эпос стопн...Словарь исторических терминов
  60. ямбот греч. iambos от названия фракийского музыкального инструмента двусложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе. Схема U I UС тех пор как вечный судияМн...Словарь литературоведческих терминов
  61. ямбямб сущ. колво синонимов метр размер серебро стопа холиямб Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы метр размер серебро стопа холиямб...Словарь синонимов II
  62. ямбh ямбbig сущ.муж.неод.i мн.род. шуме треске и грохоте диких ямб Грильпарцера.Пс....Словарь языка Грибоедова
  63. ямбямб ч. гр. лт. поет. . Вршований стиль двоскладова стопа з наголосом на другому склад. . В давньогрецькй поез поетичний твр за характером близький до сатири....Словник іншомовних слів
  64. ямбгрец. . Вршований стиль двоскладова стопа з наголосом на другому склад. . В давньогрецькй поез поетичний твр за характером близький до сатири....Словник іншомовних слів Мельничука
  65. ямбЯМБ а ч. У силаботончному вршуванн двоскладова стопа з наголосом на другому склад З нанр. Нас воля Партдна Сосюра. Форма поез Грабовського рзномантна. Вн вжива рзн вршов...Словник української мови в 11 томах
  66. ямбЯМБ а ч.У силаботончному вршуванн двоскладова стопа з наголосом на другому склад напр. Цвте й гуде земля серце повне вщерть М. Рильський.Форма поез Грабовського рзноман...Словник української мови у 20 томах
  67. ямбЯМБ греческое iambos стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха Мой дядя самых честных правил. А.С. Пушкин. Самый употребительный из метров русского силл...Современная энциклопедия
  68. ямбЯМБ греч . iambos стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил. А. С. Пушкин. Самый употребительный из метров русского силлаб...Современный энциклопедический словарь
  69. ямбгреч.u jambos двусложный стихотворный размер в котором ударение падает на второй слог стопы. Схема ямба Рубрика Структура стихотворного произведения Род двусложные разм...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  70. ямбЯМБ м. стиховая стопа из короткого и долгого слога И. Ямбические стихи писанные ямбами....Толковый словарь живого великорусского языка
  71. ямбЯМБ м. сиб. китайское серебро в слитках разного весу....Толковый словарь живого великорусского языка
  72. ямбямб [гр. iambos] двухсложный стихотворный размерстопа которого содержит безударный краткий и t ударный долгий слог w напр. горит восток i заре ю но вой пушкин я м ...Толковый словарь иностранных слов
  73. ямбЯМБ ямба м. греч. iambos лит. Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге напр. мой дядя самых честных правил Пушкин. Не мог он ямба от хорея как мы ни били...Толковый словарь русского языка II
  74. ямбямб ямб а м. Двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.прил. ический ая ое. Ямбическая стопа....Толковый словарь русского языка II
  75. ямбЯМБ мужской род. Двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. прилагательное ямбический. Ямбическая стопа. Также см. хорей....Толковый словарь русского языка
  76. ямба ч. У силаботончному вршуванн двоскладова стопа з наголосом на другому склад. У давньогрецькй поез поетичний твр за характером близький до сатири....Толковый словарь украинского языка
  77. ямбУдарение в слове ямбУдарение падает на букву я...Ударение и правописание
  78. ямбврш.пятистопний ямб iambic pentameter...Українсько-англійський словник
  79. ямбem em...Українсько-китайський словник
  80. ямб[jamb]jamb liter....Українсько-польський словник
  81. ямба m jamb...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  82. ямбпоэт. ямб...Українсько-російський словник
  83. ямбямб ямбы ямба ямбов ямбу ямбам ямб ямбы ямбом ямбами ямбе ямбах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы метр размер серебро стопа холиямб...Формы слова
  84. ямбЯмб...Электронный словарь анаграмм русского языка