Словарь литературных терминов

СОНЕТ

СОНЕТ— лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий. Пишется сонет преимущественно ямбом — пятистопным или шестистопным; реже употребляется четырехстопный ямб. 14 стихов сонета группируются в два четверостишия и в два трехстишия (терцета). В двух четверостишиях, — в первой половине сонета, — как общее правило, должны быть две рифмы: одна женская, другая мужская. В двух трехстишиях второй половины сонета другие рифмы, которых может быть и две, и три. Примеры схем более употребительного расположения рифм таковы:
1) abba, abba, ccd, ede
2) abba, abba, cdc, dee
3) abba, abba, cdd, ccd
4) abab, abab, cdc, cdc
5) abab, abba ccd, eed,
и т. д.
Основною и самою красивою формою для первых двух четверостиший считается «опоясанные» рифмы: abba повторяющиеся в каждом четверостишии. Наименее стильными считаются схемы сонетных четверостиший не с двумя, а с четырьмя рифмами. Распределение мужских и женских рифм зависит от того, с какой рифмы начат сонет. Значительно больше разнообразия предоставляется в распределении рифм (две или три по желанию) по трехстишиям. Соблюдается строго лишь правило, что если второе четверостишие кончилось мужской рифмой, то первое трехстишие должно кончиться женскою, и наоборот. Построение трехстиший следует в особенностиклассическомуправилу: если четверостишия построены наопоясанныхрифмах по повторяющейся схеме abba, тотретийстихпервоготерцета рифмует совторымстихомвтороготерцета. Если же четверостишия построены на перекрестных рифмах, по схеме abab то в терцетах общею рифмою связываются двапервыестихавтороготерцета, и общею рифмою соединеныпоследниестихиобоихтерцетов. Вообще же третий стих первого трехстишия рифмует или с предпоследним или с последним стихом второго терцета.Все остальные формы более или менее отступают от основной. В общем идеальною, строго классическою формою сонета является его вид: abba abba 00d 0d0 (нулем обозначены свободные рифмы); а также форма:
abab abab 00d 00d.
Ряд условий ставится и звучащей стороне сонета (название от sonnare — звучать). Все стихи должны быть равномерны с положенным местом для цезуры. Рифма требуется наиболее совершенная. Для четверостиший одна рифма мужская, другая — женская; для трехстиший с двумя рифмами тоже самое, а с тремя — обе рифмы одного рода и одна другого. В трехстишиях должны быть иные рифмы, нежели в четверостишиях. Повторение рифм на всем протяжении сонета недопустимо. Недопустимо повторение в сонете (без особой поэтической надобности) одного и того же слова. Помимо строгого соблюдения внешней формы и указанных условий гармонии, сонет должен обладать внутренним строением, связанным с его содержанием и настроением, как законченное лирическое переживание, развитое в частях сонета и возвращающееся в последнем стихе к началу его — в первом стихе. Содержание предоставляется выбору поэта и необыкновенно разнообразно.
Особую форму представляет венок сонетов; он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемыймагистралом, связывает между собою все части «венка»; первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала; второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и т. д., четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Самый же магистрал повторяет первые стихи каждого сонета, последовательно развивающего идеи и образы магистрала. Литература об иностранном сонете весьма обширна. Указания на нее в энциклопед. словаре Брогауза и Эфрона — статья «Сонет» А. Горнфельда. На русском языке можно назвать только главу 9 книги Н. Н. Шульговского: «Теория и практика поэтического творчества».
В. Ч.
\
Сонет— определился как твердая форма в XIII в., в Италии. В XIII же веке из романского архитектурного стиля родился готический и в Италии был назван этим именем, хотя и неправильно. Конечно, не сонет повлиял на готику, но романо-готическое миропонимание вылилось в соответствующие формы, наиболее могуче в архитектурные. Архитектура готическая победила романскую, в грандиозном размахе подчинила себе скульптуру, живопись, так называемые прикладные искусства. Точно и мудро копируя архитектурные достижения, поэзия откликнулась сонетом.
Понятно, что в это неповторимое время архитектурная готическая схема жила сознательно и бессознательно во всех умах. Основная эта схема (западного фасада) такова: прямоугольник, чаще удлиненный вверх и на нем по бокам два удлиненных прямоугольника башен (северной и южной), завершенные равнобедренными треугольниками шпилей — крыш, подчас как придатков (Реймский), подчас отсутствующих (Иорский), подчас весьма развитых (Кельнский).
Схема сонета: прямоугольник двух четверостиший (катрэнов), чаще по рисунку удлиненные и завершающие его тело два трехстишия (терцеты). Свойства архитектуры и поэзии таковы, что мы здание неизбежно начинаем снизу, начинаем же писать по разным причинам сверху страницы (раньше свитка, листа). Но архитектурный принцип начала и завершения настолько силен, что мы и теперь говорим: завершающая (корень верх) строка стихотворения в смысле последней, неизбежно по рисунку нижней; или эпилог — завершение романа. Этот принцип получил такую силу не от архитектуры только. И дерево, и трава растут так же. Если бы сонет рождался позже, искусственно, стилизируя архитектурную готику, он, может быть, и поместил бы терцеты вверху (в ложно понятом завершении). Но создатели сонета могли мыслить лишь логически правильно. Может быть даже, если бы сонет родился в эпоху не стиля, а стилизации, он, кроме того, что поставил бы терцеты в ложном верху, разместил бы их не один над другим, а налево и направо, проведя мысленную вертикальную линию хотя бы внутренними рифмами. Интересно, что в эпоху изживания сонетной сущности появился рядом с искажениями сонета и обратный (обращенный, перевернутый) сонет, имевший терцеты вначале (вверху), катрэны (тело) в конце (внизу). Строились сонеты и с терцетами, заканчивающимися (вниз) лишними маленькими строками, как бы подражание завершениям готических башен.
Сонетисты спорили долго и упорно о том, трактовать ли первые 8 стихов сонета как одно целое, как два, или как 4 (обязательный знак препинания, остановка, repos после второго и шестого стиха, иначе в середине катрэнов). В конце концов, спор поныне решен компромиссно: катрэны разъединены по законам развития темы и следовательно большими остановками (repos), но соединены общими рифмами. Так же и творцы архитектурной готики, споря друг с другом, создали в конце концов типичную схему фасада, с одной группой элементов, делящих на этажи, с другой противящейся этому делению. Французы, впитавшие принципы Нотр-Дам, требуют до сих пор четырех repos в сонете. Когда Англия, претворив в себе германо-франко-итальянскую готику, дала свою англо-готику, она уменьшила стремление вверх, дала разнохарактерность двух основных этажей и не такую полную гармонию между наружным и внутренним видом, как в южных странах. Внутренность английской готики приближается к домашнему уюту, подчас даже давая деревянную облицовку; во Франции, в Италии, чем дальше на юг, тем более внутренность собора похожа на городскую площадь. То же и с английским сонетом. С Шекспира (XVI в.) он получил явно пониженное в сравнении с Петраркой содержание, разноликое строение катрэнов (baab, abab или наоборот). И если сонеты Данте и Петрарки таковы, что каждый камень их чувствуется со всех сторон и стены их постройки без обмана таковы же внутри, как и снаружи, то сонеты Шекспира и т. н. шекспировские, несколько пугая холодом одноликой архитектуры, успокаивают внутренним жизненным уютом. Пушкин выбрал инстинктивно англо-сонет, впитав культуры Шекспира и Байрона.
Первые готические сооружения с романскими традициями имели пропорции фасада в смысле отношения высоты к основанию приблизительно отвечающие принципам золотого деления. Первые великие сонетисты Данте (1265—1321) и Петрарка (1304—1374) закрепили за сонетным стихом определенную длину по количеству слогов (10—12), дающую как мера ширины по отношению к мере длины (высоты) приблизительно пропорции золотого деления. Принцип золотого деления более глубинно сказался в сонете отношением катрэнной части к терцетной (8 к 6; идеальное 8 к 5). Скоро готика стала подчеркивать свои архитектурно-инженерные достижения не всегда на основах чистой гармонии. Иногда при постройке башни или колонны бралось задание максимальной высоты при минимальном основании. То же видим при вырождении сонета. Появляется, особенно во Франции, щегольство укороченными стихами до предельной меры — одна стопа, даже один слог; не столько поэзия, сколько преодоление трудности задания. Многие готические соборы стоят столетия с одной башней. Эта картина сначала должна была восприниматься как явная незавершенность. Но, привыкнув к однобашенным соборам, поэты стали писать сонеты с одним терцетом. Интересна аналогия между неповторимостью орнамента кросс и пр. и слов в сонете.
Сонет был жив, пока жива была готика. Нет ни одной европейской страны, где с рождения готики до ее смерти прекратилось бы хотя на десятилетие готическое строительство. И нет ни одной европейской страны, где после того, как Петрарка дал жизнь сонету, сонеты не писали хотя бы десять лет. Каждое готическое сооружение вызывало горячие долгие диспуты. Сонеты вызывали и диспуты, и турниры, и дуэли. У сонета было столько же врагов, сколько и у готики. И столько же друзей, если не считать, что по началу, конечно, было более грамотных в архитектуре и безграмотных в книжкой грамоте, потом наоборот. Умерло готическое народное мышление с ведьмами, чертями, грешниками и святыми, столь же простыми и реальными, как предметы обихода. Умер в те же сроки и сонет.
Интересен вопрос о сонете в России, где история не знает органически возникшей готики. Одинаково чуждые русскому духу, архитектурная готика и сонет имеют здесь различные пути. Создав много подражательных, бездушных, никакой самобытной цены не имеющих «готических» фасадов, беседок, часовен, архитектура в России все же дала настоящие ценности, могущие быть названными русской готикой; хотя бы несколько башен московского Кремля. Здесь нет рабского подражания ни в материале, ни в основных, ни во фрагментных канонах; здесь не чужой мрамор, а свой кирпич, нот ни круглых, ни стрельчатых окон с цветными стеклами и пр. и все же это настоящая национальная готика. Спорным является вопрос, много ли здесь русского гения и участвовал ли он вообще, но то факт, что это новое возникло на русской почве. Что же сделал русский сонет? Получив готовую форму, он побоялся даже дать свой материал, т. е. свою рифмовку и метрику. До сих пор никто не решился взять в сонет трехсложного метра и дактилической и гипердактилической рифмы, более свойственных русскому языку, чем пятистопный и шестистопный ямб с женскими и мужскими окончаниями. И если уж стилизаторски подражать, то чистый ямб не годится.
Не говорю уже о более существенных деформациях, неизбежных при всякой здоровой акклиматизации. Создатели нескольких хороших образцов «русской готики» поняли простой закон, что если уж строить в каком-нибудь «стиле», то строить так, как бы выстроилось, если бы этот стиль здесь родился. Нет мрамора — есть кирпич; холод не позволяет больших окон — не надо. А русские сонетисты до сих пор строят беломраморные беседки в помещичьих садах, уменьшенные копии того, что видели в Италии. Построить же свой канон на основах канона национальной готики или того, что ей соответствовало, не достало ни силы, ни смелости.
Законы всего этого понятны. Русская светская литература начала расцветать тогда, когда начинало умирать сколько-нибудь самостоятельное русское зодчество. Тысячи западных поэтов могли вдохновляться живыми, при них рождавшимися архитектурными памятниками и просто живой прекрасной уличной архитектурой. У нас только Феофан Прокопович, Ломоносов, Державин и те, кто с ними, видели живую русскую архитектуру. Начиная с Пушкина всем нам приходится любить вчерашний день архитектуры (если не завтрашний).
Без исторически осмысленной народной подосновы нет стиля. Нет и сонета. Есть 14 строк.
Иван Рукавишников.

Синонимы:
стихотворение


  1. сонетСОНЕТ итал. sonetto от прованс. sonet песенка тврдая стихотворная форма стихотворение из строк разделнное на четверостишия катрена iи трхстишия терцета в катренах пов...Большая советская энциклопедия
  2. сонетитал. sonetto от прованс. sonet песенка тврдая стихотворная форма стихотворение из строк разделнное на четверостишия Катрена и трхстишия терцета в катренах повторяютс...Большая Советская энциклопедия II
  3. сонетм. лит. sonetto Итальянорусский словарь. Синонимы стихотворение...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. сонетсонет м лит. Sonett n aСинонимы стихотворение...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. сонетм лит.Sonett n стихотворение...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. сонетм. лит.soneto m...Большой русско-испанский словарь
  7. сонетсущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. сонетм. лит. sonnet m...Большой русско-французский словарь
  9. сонетПеть сонеты.strong Жарг. муз. Шутл.em Лгать обманывать когол. Максимов .Синонимы стихотворение...Большой словарь русских поговорок
  10. сонетмен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  11. сонетм. лит.sonnet m стихотворение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. сонетитал. sonetto твердая форма стихотворение из строкобразующих четверостишиякатрена на рифмы и трехстишиятерцета на или рифмы чаще всего во французской последовательн...Большой энциклопедический словарь II
  13. сонетСОНЕТ итал. sonetto твердая форма стихотворение из строк образующих четверостишиякатрена на рифмы и трехстишиятерцета на или рифмы чаще всего во французской послед...Большой Энциклопедический словарь V
  14. сонета ч.i Вршована строфа яка складаться з рядкв перев. пятистопного ямба двох чотиривршв двох тривршв....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  15. сонетколлективный отказ бодрящий напиток бессонница бодрстование...Весёлый этимологический словарь
  16. сонетсонет а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  17. сонетитальянское sonetto твердая форма стихотворение из строк образующих четверостишия катрена на рифмы и трехстишия терцета на или рифмы чаще всего во французской пос...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. сонетI. СОНЕТ Istrong а м. sonnet ampLTит. sonetto ampLTпрованс. ampLT лат. sonus звук речь. Лирическое стихотворение состоящее из четырнадцати строк двух четверостиший и дву...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  19. сонетсонет сикт йылысь сонетъяс сонеты о деревне...Коми (зырянский)-русский словарь
  20. сонетсонет...Крымскотатарско-русский словарь II
  21. "сонет"СОНЕТstrong стих. Л. обращенное к Н.Ф. Ивановой с характерным для ивановского цикла мотивом неразделенной любви. Элегическимедитативная интонация находит адекватное мело...Лермонтовская энциклопедия
  22. сонетитал. sonetto от итал. sonare звучать твердая форма лирическое стихотворение из строк в виде сложной строфы состоящей из двух катренов четверостиший на две рифмы и двух...Литература и язык. Современная энциклопедия
  23. сонетитал. sonetto от итал. sonare звучать тврдая формаem лирическое стихотворение из строк в виде сложной строфы состоящей из двух катреновem четверостиший на две рифмы и д...Литературная энциклопедия
  24. сонетСОНЕТ итал. sonetto от прованс. sonet песенка твердая стихотворная форма см. Твердые формы стихотворение из строк образующих катрена на рифмы и терцета на или рифм...Литературный энциклопедический словарь
  25. сонета м.em Стихотворная форма в четырнадцать строк состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.Сонеты Шекспира.em Суровый Дант не презирал сонета В нем жар любви Петра...Малый академический словарь
  26. сонеткорень СОНЕТ нулевое окончаниеОснова слова СОНЕТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СОНЕТ Слово Сонет содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  27. сонетНачальная форма Сонет винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. сонетсонет м. Лирическое стихотворение состоящее из четырнадцати строк двух четверостиший и двух трехстиший....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. сонетсонет сонет а...Орфографический словарь
  30. сонетu мu мн.u сонеты Р.u сонетов стихотворение...Орфографический словарь русского языка
  31. сонетсонет менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  32. сонетсонет сонеты сонета сонетов сонету сонетам сонет сонеты сонетом сонетами сонете сонетах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. сонетОрфографическая запись слова сонет Ударение в слове сонет Деление слова на слоги перенос слова сонет Фонетическая транскрипция слова сонет [санэт] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  34. сонетСОНЕТstrong итал. sonetto от sonare звучать звенеть итальянская форма стихотворения в строк возникшая в в. в Сицилии предположительно. Как каноническая форма С. дости...Поэтический словарь
  35. сонетСонет та нети тв...Правописний словник Голоскевича
  36. сонетСОНЕТ итал. sonetto от прованс. sonet песенка твердая стихотворная форма представляющая собой стих. из строк композиц. распадающееся на катрена и терцета катрены нап...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  37. сонетсонет аСинонимы стихотворение...Русский орфографический словарь
  38. сонетМ db. sonet iki mrbb v iki msddsdn ibart olan on drd misral er....Русско-азербайджанский словарь
  39. сонетсонет м. лит.isonnet...Русско-английский словарь
  40. сонетсонет м. лит. sonnet....Русско-английский словарь II
  41. сонетСанет...Русско-белорусский словарь
  42. сонетпоэт.i санет муж.i...Русско-белорусский словарь II
  43. сонетсоне стихотворение...Русско-ивритский словарь
  44. сонетлит. сонет траты формасы бар лирикалы ле...Русско-казахский словарь
  45. сонетсонет...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  46. сонетм. лит. сонет трт саптуу эки куплет жана ч саптуу эки куплеттен турган сап ыр....Русско-киргизский словарь
  47. сонетм лит. shshngshСинонимы стихотворение...Русско-китайский словарь
  48. сонетSonet...Русско-крымскотатарский словарь
  49. сонетсонет...Русско-крымскотатарский словарь II
  50. сонетsoneta...Русско-латышский словарь
  51. сонетСонет арван дрвн мрт...Русско-монгольский словарь
  52. сонетм. Sonett n....Русско-немецкий словарь
  53. сонетсонетм лит. ....Русско-новогреческий словарь
  54. сонетsonet...Русско-польский словарь
  55. сонетм литu soneto m стихотворение...Русско-португальский словарь
  56. сонетм лит. стихотворение...Русско-турецкий словарь
  57. сонетsonet znlka...Русско-чешский словарь
  58. сонетSonett...Русско-эстонский словарь
  59. сонетсонет [нэ\]Синонимы стихотворение...Русское словесное ударение
  60. сонетм.сонет...Сербско-русский словарь
  61. сонетСтихотворная форма...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  62. сонетСОНЕТ ит. sonnetto фр. sonnet. Форма стихотворения состоящая из ти пятистопных преимущественно ямбических строк в четырех строфах. В музыке маленькая песня. Словарь ино...Словарь иностранных слов русского языка
  63. сонеттвердая форма стиха из строк образующих четверостишиякатрена на рифмы и трехстишиятерцета на или рифмы определенной последовательности. Возник в ХШ в. в Италии особ...Словарь исторических терминов
  64. сонетот итал. sonette песенка стихотворная форма стихотворение из ти строк состоящее из двух четверостиший катренов и двух трехстиший терцетов. Возник в Сицилии в XIII в. по...Словарь литературоведческих терминов
  65. сонетсонет сущ. колво синонимов стихотворение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы стихотворение...Словарь синонимов II
  66. сонетсонет ч. т. вд лат. звук вршована строфа яка складаться з рядкв переважно пятистопного ямба двох чотиривршв та двох тривршв....Словник іншомовних слів
  67. сонетсонет тал. sonetto вд лат. sonus звук форма рядкового лричного врша. Класичний розмр С. пятистопний ямб. Складним утворенням внок С. сонетв....Словник іншомовних слів Мельничука
  68. соне́тСОНЕТ а ч. Вршована строфа яка складаться з рядкв перев. пятистопного ямба двох чотиривршв та двох тривршв. Франко оборонець поневолено жнки знавець жночого серця звер...Словник української мови в 11 томах
  69. сонетСОНЕТ а ч.Лричний врш який складаться з рядкв двох чотиривршв та двох тривршв.Якось пд час зустрч Павло похвалився й що один сонет у свой збрц присвячу й А. ГоловкоСоне...Словник української мови у 20 томах
  70. сонетСОНЕТ итальянское sonetto твердая форма стихотворение из строк образующих четверостишия катрена на рифмы и трехстишия терцета на или рифмы чаще всего во французск...Современная энциклопедия
  71. сонетСОНЕТ итал . sonetto твердая форма стихотворение из строк образующих четверостишиякатрена на рифмы и трехстишиятерцета на или рифмы чаще всего во французской послед...Современный энциклопедический словарь
  72. сонетитал.u sonetto от прованс. sonet песенка стихотворение из строк образующих два четверостишия и два трехстишия со следующей системой рифмовки абб абба ввг ддг ввг дгд и...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  73. сонетсонет [ит. sonetto lt прованс. met lt son звук] ямбическое см. ямб четырнадцатистишие из четырех законченных строф классическая итальянская схема сонета два четверостиш...Толковый словарь иностранных слов
  74. сонетСОНЕТ а м. Стихотворение в строк из двух четверостиший и двухтрехстиший. Сонеты Петрарки. II прил. сонетный ая ое....Толковый словарь Ожегова
  75. сонетСОНЕТ сонета м. ит. sonetto лит. Стихотворение в четырнадцать строк из двух четверостиший и двух трехстиший с особым расположением рифм. Суровый Дант не презирал сонета в...Толковый словарь русского языка II
  76. сонетсонет сонет а м. Стихотворение в строк из двух четверостиший и двух трхстиший. Сонеты Петрарки.прил. ный ая ое....Толковый словарь русского языка II
  77. сонетСОНЕТ а м. Стихотворение в строк из двух четверостиший и двух трхстиший. Сонеты Петрарки. прилагательное сонетный ая ое....Толковый словарь русского языка
  78. сонета ч. Вршована строфа яка складаться з рядкв перев. пятистопного ямба двох чотиривршв двох тривршв....Толковый словарь украинского языка
  79. сонетУдарение в слове сонетУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове сонет...Ударение и правописание
  80. сонетлт....Українсько-англійський словник
  81. сонетem em...Українсько-китайський словник
  82. сонет[sonet]sonet liter....Українсько-польський словник
  83. сонета m sonet...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  84. сонетпоэт. сонет...Українсько-російський словник
  85. сонетRzeczownik сонет m Muzyczny Literacki sonet m...Универсальный русско-польский словарь
  86. сонетСтаровинна канончна форма врша яка виникла в тал у XII ст.em Данте Петрарка с. складаться з двох рядкових строф переважно описоворозповдних та двох терцетв лричнофлософсь...Універсальний словник-енциклопедія
  87. сонетсонет сонеты сонета сонетов сонету сонетам сонет сонеты сонетом сонетами сонете сонетах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы стихотвор...Формы слова
  88. сонетСтон Сонет Сент Сено Ост Нто Нос Енот Тон Сет Сон Тесно Тес Соте Стен...Электронный словарь анаграмм русского языка
  89. сонетрод. п. ета. Из ит. sonetto то же от ст.франц. sоnеt песенка sоn звук лат. sonus звук Гамильшег ЕW Преобр. II ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  90. сонетсонет сонетрод. п. ета. Из ит. sonetto то же от ст.франц. sоnеt песенка sоn звук лат. sonus звук Гамильшег ЕW Преобр. II ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)