Словарь литературных терминов

КОМЕДИЯ

КОМЕДИЯ. Комедия изображает драматическую борьбу, возбуждающую смех, вызывая в нас отрицательное отношение к стремлениям, страстям действующих лиц или к приемам их борьбы. Анализ комедии связан с анализом природы смеха. По Бергсону («Смех» — наиболее выдающееся сочинение на эту тему), смешно всякое человеческое проявление, которое вследствие косности своей противоречит общественным требованиям. Смешна в живом человеке косность машины, автоматизм; ибо жизнь требует «напряженности» и «эластичности». Другой признак смешного: «Изображаемый порок не должен сильно задевать наших чувств, ибо смех несовместим с душевным волнением». Бергсон указывает на следующие моменты комедийного «автоматизма», вызывающего смех: 1) смешит «обращение с людьми, как с марионетками»; 2) смешит механизация жизни, сказывающаяся в повторных сценических положениях; 3) смешон автоматизм действующих лиц, слепо следующих за своей идеей. Однако, Бергсон упускает из виду, что всякое драматическое произведение, как комедия, так и трагедия, формируется единым, цельным стремлением главного действующего лица (или лица, ведущего интригу) — и что это стремление в своей непрерывной активности приобретает характер автоматизма. Признаки, указанные Бергсоном, мы находим и в трагедии. Не только Фигаро обращается с людьми, как с марионетками, но и Яго; однако, это обращение не смешит, а ужасает. Не только в «Жорже Дантене» повторяется сценическое положение — одураченный Жорж Дантен, — но и в «Макбете»; здесь повторяются убийства Макбета. Не только Дон-Кихот слепо следует за своей идеей, но и стойкий принц Кальдерона — и автоматизм стойкого принца не смешон, но трогателен. Говоря языком Бергсона — «напряженность», лишенная «эластичности», гибкости — может быть трагична; сильная страсть — не «эластична». Определяя признаки комедии, следует отметить, что восприятие смешного изменчиво; то, что одного волнует, другого может смешить. Затем: есть весьма много пьес, где драматические (трагические) сцены и реплики чередуются с комедийными.Таковы, напр., «Горе от ума», «Последняя жертва» Островского и т. д. Эти соображения не должны, однако, мешать установлению признаков комедии — комедийного стиля. Этот стиль не определяется теми целями, к которым направлены сталкивающиеся, борющиеся стремления действующих лиц: скупость может быть изображена в комедийном и трагедийном плане («Скупой» Мольера и «Скупой рыцарь» Пушкина). Дон-Кихот смешон, несмотря на всю возвышенность своих стремлений. Драматическая борьба смешит, когда она не вызывает сострадания. Иначе говоря, персонажи комедии не должны страдать столь сильно, чтоб нас это задевало. Бергсон справедливо указывает на несовместимость смеха с душевным волнением. Комедийная борьба не должна быть жестокой, в комедии чистого стиля не должно быть ужасающих сценических положений. Пытки в «Турандот» Гоцци написаны шуточным приемом; это откровенная жалость. Есть особый род драматических произведений, где ужасающие положения даны комедийным приемом, например, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина; но это не комедии чистого стиля, — обычно такие произведения называют «гротескными». Как только герой комедии начинает страдать, комедия переходит в драму. Поскольку наша способность к состраданию связана с нашими симпатиями и антипатиями, можно установить следующее относительное правило: чем отвратительнее герой комедии, тем больше он может страдать, не вызывая в нас жалости, не выходя из комедийного плана. Герои сатиры, напр., «Смерти Пазухина» Щедрина смешат нас в самых тяжелых положениях. Самый характер героев комедии к страданию не предрасположен. Комедийный герой отличается либо крайней изворотливостью, быстрой находчивостью, спасающей его в самых двусмысленных положениях — как, напр., Фигаро — либо животной тупостью, избавляющей его от чрезмерно-острого сознания своего положения. К этой категории комедийных персонажей относятся все герои бытовой сатиры. Герои трагедии при всем автоматизме своей страсти, страдают сильно; автоматизм комедийного героя, лишенный богатой эмоциональной вибрации — автоматизм сугубый (Бергсон относительно прав). Другой признак комедии: комедийная борьба ведется средствами неловкими, нелепыми или унизительными — или одновременно нелепыми и унизительными. Комедийную борьбу характеризуют: ошибочная оценка положения, неумелое распознавание лиц и фактов, приводящее к невероятным и длительным заблуждениям (напр., Хлестакова принимают за ревизора), беспомощное хотя бы и упорное сопротивление (напр., Подколесин); хитрости неумелые, недостигающие цели — при том лишенные всякой щепетильности, средства мелкого обмана, лести, подкупа (напр., тактика чиновников в «Ревизоре» или судьи Адама в «Разбитом кувшине» Клейста); борьба жалкая, нелепая, унизительная, шутовская (притом нежестокая) — таков чистый тип комедийной борьбы. Поскольку от трагедийной борьбы комедия отличается отрицательными признаками (нежестокая, неловкая, нелепая) — комедия является пародией трагедии. Аристофан пародировал Эврипида. Отдельная комедийная реплика по задание своему так же ударна, целестремительна, как и всякая драматическая реплика, но она может звучать совершенно бессмысленно, беспомощно. Комедийная реплика может быть патетична — но красноречие ее неестественно-напыщенное, совершенно нелепое, убедительное только для убогого партнера. Комедийная патетика является пародией патетики трагедийной. Комедийные герои, так же, как и герои трагедии, ссылаются в виде оправдания своим поступкам на законы общественной морали, государства и религии. Это речи в связи с низкими поступками придают особую пикантность комедийной борьбе. Особый тип комедийной реплики — реплика не смешная, но смешащая, ироническая, высмеивающая. Сильный эффект производит смешащая реплика, когда ее дает лицо смешное.
Сила Шекспира в изображении Фальстафа именно в сочетании: смешной шутник. Комедия не волнует глубоко, однако, мы не мыслим жизни без, смерти и страдания; поэтому, по тонкому замечанию Бергсона, комедия производит впечатление нереальное. Тем, более она нуждается в убедительной бытовой окраске, в частности, в хорошо разработанной характерности языка. Комедийная фантастика также отличается, если так можно выразиться, богатой бытовой разработкой: здесь выступают конкретные детали легенды, так сказать, быт мифологических существ (напр., сцены Калибана в «Буре» Шекспира). Однако, комедийные персонажи — не типы, подобные типам бытовой драмы. Поскольку комедию чистого стиля характеризует борьба сплошь неумелая и унизительная, ее персонажи не типы, а карикатуры, и чем они карикатурнее, тем ярче комедия. Задание комедии, ее социальное назначение — осмеяние порока и пошлости — предостережение общества. Автор подлинной комедии проявляет большую духовную свободу: нужна исключительная смелость и самообладание, чтобы изобразить полнейшее разложение общества. В сознании комедийных героев — тупых и низких — высшие ценности отсутствуют; но в пародически-искаженном пафосе героев комедии проявляется патетика автора. Когда Тартюф пародирует Платона, мы вспоминаем Платона, и мы видим, что автор помнит Платона. Не даром древние греки говорили, что комедия есть «отражение бога в дурных людях». Смех враждебен слезам; теория «смеха сквозь слезы» возникла отчасти на основании произведений, где перемежаются моменты драматические с моментами смешными («Записки сумасшедшего» Гоголя), отчасти, как самооправдание комедийных авторов, пытающихся оправдать внешнюю несерьезность своего искусства. Однако, нужна исключительная сила творчества для того, чтобы изобразить поругание своего идеала,развал своего отечества — и сохранить самообладание своей насмешливой фантазии. И в результате, когда перед нами развертывается злая сатира на то, что мы любим, на нашу родину, — мы испытываем грусть, уныние — и духовное очищение, не меньшее, нежели в результате созерцания трагической борьбы. Следует ещё добавить, что развязка комедийной борьбы, в виду ее нежестокого характера — не существенна. Комедийная победа пошлости, низости, тупости — поскольку мы победителей осмеяли, — нас мало трогает. Поражение Чацкого или Несчастливцева не вызывает в нас горечи; смех сам по себе является для нас удовлетворением. Поэтому в комедии допустима и случайная развязка — хотя бы путем вмешательства полиции. Но там, где поражение грозит кому-нибудь настоящим страданием (напр., Фигаро и его возлюбленной), такой финал, конечно, недопустим. Насколько в комедии развязка сама по себе несущественна, явствует из того, что есть комедии, где ее заранее можно предвидеть. Таковы бесчисленные комедии, где влюбленным мешают соединиться браком их жестокие и смешные родственники; здесь брачная развязка предопределена. Нас увлекает в комедии процесс осмеяния; впрочем, интерес повышается, если развязку трудно предвидеть.
Различают: 1) сатиру, комедию высокого стиля, направленную против пороков, опаснейших для общества, 2) бытовую комедию, высмеивающую характерные недостатки определенного общества, 3) комедию положений, развлекающую забавными сценическими положениями, лишенную серьезного общественного значения.
О фарсе и водевиле см. отдельно «фарс» и «водевиль».
В. Волькенштейн.
\
История Комедии. Комедия разнилась из обрядового культа, имевшего серьезный и торжественный характер. Греческое слово κω̃μος одного корня со словом κώμη — деревня. Поэтому надо полагать, что эти веселые песни — комедии — появились в деревне. И действительно, у греческих писателей есть указания на то, что в деревнях возникли зачатки этого вида произведений, называвшиеся мимами (μι̃μος, подражание). Этимологическое значение этого слова указывает уже и на тот источник, откуда получалось содержание для мимов. Если трагедия заимствовала свое содержание из сказаний о Дионисе, богах и героях, т.-е. из мира фантастики, то мим это содержание брал из бытовой жизни. Мимы распевались во время празднеств, приуроченных к известному времени года и связанных с посевом, жатвой, сбором винограда и т. п.
Все эти бытовые песни были импровизациями шутливо-сатирического содержания, с характером злобы дня. Такие же дихарические песни, т.-е. с двумя певцами, известны были у римлян под именем ателлан и фесценник. Содержание этих песен было изменчивое, но, несмотря на эту изменчивость, они облеклись в определенную форму и составляли нечто целое, которое иногда входило в состав греческой тетралогии, состоящей из трех трагедий об одном герое («Орестейя» Эсхила состояла из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») и четвертой сатирической пьесы. Более или менее определенную форму комедия принимает сначала в Мегаре, где Сузарион (VI в. до Р. Х.) давал представления в аттических селах. В V в. до Р. Х., по словам Аристотеля пользовался известностью комик Хионид, от которого сохранились только названия некоторых пьес. Аристофан является т. о. продолжателем этого вида творчества. Аристофан хотя в своих комедиях и осмеивает Эврипида, своего современника, но свои комедии строит по тому же плану, который был развит Эврипидом в его трагедиях, и даже внешнее построение комедий ничем не отличается от трагедии. Комедии Аристофана в большинстве случаев носят политический характер. Ко времени Аристофана господство аристократии прекратилось: все важнейшие общественные и политические дела решались не ареопагом, а народным собранием, демократией. Аристофан (V в. до Р. Х.), принадлежащий по своим воззрениям к аристократии, осмеивает демократию во многих комедиях («Всадники», «Ахарняне» и др.); как представитель аристократии, Аристофан в своих комедиях нападает на религиозный скептицизм, развившийся благодаря деятельности Сократа («Облака») и подорвавший веру в богов. Быт у Аристофана переплетен с фантастикой («Осы», «Лягушки», «Облака»). В IV в. до Р. Х. выдвигается у греков Менандр. Произведения его до нас не дошли. О характере их мы можем знать только благодаря отрывкам, сохранившимся у других писателей, и комедиям римского поэта Плавта, заимствовавшего у Менандра свои сюжеты. Менандр пользовался настолько большой известностью, что Иоанн Златоуст (IV в.) держал его комедии у себя под подушкой. Интрига его комедий так же, как и у Аристофана, простая; чаще всего она основывается на признании родственника, считавшегося погибшим, но благодаря различным случайностям спасшегося. Но за то характеры Менандра глубже, благодаря тому, что он сюжеты берет не из общественной и политической жизни, а из жизни семьи. Действующими лицами являются родители, сыновья, рабы, кокотки, хвастливые солдаты и т. д. Обличительный элемент в его комедиях чувствуется слабо, и поэтому с идейной стороны комедии его мало интересны. О Плавте мы уже сказали, так как его комедии подражают комедиям Менандра. В дополнение к этому прибавим, что у Плавта любовная интрига в его комедиях играет важное значение. В комедиях Плавта и Терренция отсутствует хор; у Аристофана он имел более важное значение, чем в трагедии Эврипида и его предшественников. Хор в своих парабазисах, т.-е. отступлениях от развития действия, обращался к зрителям для толкования и уяснения им смысла диалогов действующих лиц. В «ложноклассической» комедии вместо хора выступают резонеры, идеальные личности, каковыми очень часто выступают слуги, напр. в комедиях Мольера, у нас — имп. Екатерина II («О, Время»). Следующим писателем после Плавта был Теренций. Он точно так же, как и Плавт, подражает Менандру и другому греческому писателю Аполлодору. Комедии Теренция предназначались не для массы, а для избранного аристократического общества, поэтому у него нет той непристойности и грубости, которую в изобилии находим у Плавта. Комедии Теренция отличаются нравоучительным характером. Если у Плавта отцы одурачиваются своими сыновьями, то у Теренция они являются руководителями семейной жизни. Обольщенные девушки у Теренция в противоположность Плавту выходят замуж за своих обольстителей. В ложноклассической комедии нравоучительный элемент (порок наказывается, добродетель торжествует) идет от Теренция. Кроме того, комедии этого комика отличаются большей тщательностью в обрисовке действующих лиц, чем у Плавта и Менандра, а также изяществом слога. О комическом в средневековых мистериях см. Трагедия, а также «Мистерии».
В эпоху Возрождения в Италии выработался особый вид комедии „Commedia dell'arte“ (см.).
Ив. Лысков.

Синонимы:
актерство, зрелище, кинокомедия, комедианство, комедийка, комедь, лицедейство, лицемерие, маскарад, мим, музкомедия, притворство, радиокомедия, ситком, талия, тонадилья, умора, фарс


Антонимы:
трагедия


  1. комедиядрамаstrong комическийstrong комедия комическое драматическое произведение.комедиант.комедиантство. комедиант.комик.шут. паяц.клоунада. клоун.арлекин. скоморох. буффон...Идеографический словарь русского языка
  2. комедияКОМЕДИЯ КОМИКИ КОНФЕРАНСЬЕ см.также САТИРА СМЕХ ЦИРК ШУТКИ ЮМОР Комедия это человек в таком положении когда ему не до смеха. Джерри Льюис Трагедия это когда я порез...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  3. комедияот греч. komoda вид драмы исполненный комического пафоса см. Комическое. emТермин К. означал первоначально в Древней Греции веслые песни от komos веслая процессия и ode ...Большая Советская энциклопедия II
  4. комедияж. commedia играть комедию recitare la commedia играть разыгрывать ломать комедию перен. fare la commedia far scena fare una sceneggiata это просто комедия una vera...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. комедиякомедия ж Komdie f c Lustspiel n aСинонимы актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокоме...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. комедияжKomdie f Lustspiel n актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокомедия ситком талия тона...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. комедиякукольная комедияСинонимы актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокомедия ситком талия ...Большой русско-английский фразеологический словарь
  8. комедияж.comedia fгрывать ломаuть играuть комеuдию перен.em hacer una comediaдия нраuвов comedia de costumbresдия плащаu и шпаuги comedia de capa y espadaдия хараuктеров com...Большой русско-испанский словарь
  9. комедиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  10. комедияж. прям. перен. comdie f кукольная комедия презр. vraie comdie ломать комедию разыгрывать комедию jouer la comdie...Большой русско-французский словарь
  11. комедияВыкурить комедию.strong Брян.em Совершить неожиданный поступок удивить когол. СБГ . Испортить всю комедию.strong Моск. Неодобр.em Испортить дело неумелыми неосторожными ...Большой словарь русских поговорок
  12. комедияж. прям. перен.em comdie fкукольная комедия презр. vraie comdieломать комедию разыгрывать комедию jouer la comdie актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка к...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. комедияот греч. komodia жанр драмы в котором действие и характерытрактованы в формах комического противоположен трагедии. По принципуорганизации действия различают комедии поло...Большой энциклопедический словарь II
  14. комедияКОМЕДИЯ от греч. komodia жанр драмы в котором действие и характеры трактованы в формах комического противоположен трагедии. По принципу организации действия различают ко...Большой Энциклопедический словарь V
  15. комедияаттич. К. возникла из различ. форм нар. увеселений шествия хоров с танцами и шуточ. песенками перебранками и представл. ряженых и входила в состав Дионисовых празднеств к...Древний мир. Энциклопедический словарь
  16. комедияКОМЕДИЯ и ж. КОМЕДИ comdie f. устар. Здание театра театрem. Где королевское величество увидати Она изволит часто в комеди пребывати. . Фарсон . А для прекращения ссор и д...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  17. комедияразновидность драмы. В зависимости от характера действующих лиц социального и нравственного содержания конфликтов комедия приобретает различную эмоциональную окраску ирон...История и теория культуры
  18. комедиятеатр. комедия....Киргизско-русский словарь
  19. комедиякомедия комедийный неыджыд комедия небольшая комедия...Коми (зырянский)-русский словарь
  20. комедиякомедия...Крымскотатарско-русский словарь II
  21. комедияКомедия comoedia fabula представлять комедию comoediam agere facere...Латинский словарь
  22. комедияКомедия в стихах Не подходит для нашей эпохи. Однако надлежит ценить высокую комедию.Синонимы актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство ли...Лексикон прописных истин
  23. комедияот греч. kо mos веселая процессия и о dЕ песня один из видов драмы в котором персонажи события и сюжет вызывают смех и проникнуты комическим. Главная задача комедии ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  24. комедияКОМЕДИЯ вид драмы см. в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем что ...Литературная энциклопедия
  25. комедиявид драмы см. в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем что она . не ...Литературная энциклопедия II
  26. комедияКОМЕДИЯ вид драмы см. в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Качественно борьба в К. отличается тем что ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  27. комедияи ж.em Вид драматического произведения с смешным забавным или сатирическим сюжетом.Классическая комедия. Комедия нравов.em В театре [Юлия Павловна] смотрела всегда драму...Малый академический словарь
  28. комедиягреч. komodia веселая толпа и песнь жанр драмы в котором характеры ситуации и действие представлены в смешных формах и проникнуты комическим. Комедия ориентирована на о...Мировая художественная культура. Словарь
  29. комедиякорень КОМ корень ЕДИ окончание Я Основа слова КОМЕДИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КОМ ЕДИ Я Слово Комедия содержит следующие мо...Морфемный разбор слова по составу
  30. комедияНачальная форма Комедия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  31. комедиякомедия . ж. Драматическое произведение с веселым смешным или сатирическим сюжетом. Представление на сцене такого драматического произведения. . ж. разг. Смешное забав...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. комедиякомедия комедия и...Орфографический словарь
  33. комедияu жu Р.u Д.u Пр.u комедии мн.u комедии Р.u комедий актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство р...Орфографический словарь русского языка
  34. комедиякомедия комедии комедии комедий комедии комедиям комедию комедии комедией комедиею комедиями комедии комедиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  35. комедияОрфографическая запись слова комедия Ударение в слове комедия Деление слова на слоги перенос слова комедия Фонетическая транскрипция слова комедия [камэда] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  36. комедияComoedia от и первоначальная веселая песня можно полагать имела подобное же происхождение как и трагедия хотя о начальных ступенях развития той и другой мы и не имеем ...Реальный словарь классических древностей
  37. комедиялитер. произв. комедя. дия в трх действиях комедя на три д. Кукольная дия а вертеп лялькова комедя б переносно дешевенька комедя. Писать дии писати составлять складати...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  38. комедияВот так комедия!hОт оце так чудася комедя!Комедия да и только.hЧудася комедя та й год нодem комедя дал.em кумедя без грошей.Кукольная игра перен.em.hДешевенька комедя.Лом...Російсько-український словник сталих виразів
  39. комедияКОМЕДИЯ лит. жанр вид драмы в крой действие и стиль подчинены законам игры а конфликт основан на несообразности недоразумении нарушении нормы и т. п. По стилистич. и сюж...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  40. комедиякомедия иСинонимы актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокомедия ситком талия тонадиль...Русский орфографический словарь
  41. комедияkomedie eo komedio...Русский-африкаанс словарь
  42. комедияЖ komediya . mzhkli pyes . mzhk teatr . mc. glmli hadis mzli hvalat . mc. hoqqabazlq oyunbazlq tlxklik ikizllk riyakarlq tlklk....Русско-азербайджанский словарь
  43. комедиякомедия ж.icomedy перен.i farce iразыгрывать комедию put on an act enact a farce...Русско-английский словарь
  44. комедиякомедия ж. comedy перен. тж. farce музыкальная комедия musical comedy разыгрывать комедию put on an act брось ломать комедию! stop playacting!...Русско-английский словарь II
  45. комедияcomedy тлв....Русско-английский словарь по электронике
  46. комедияN...Русско-армянский словарь
  47. комедияКамедыя разыгрывать комедию разыгрываць камедыю...Русско-белорусский словарь
  48. комедияпрям. перен.i камедыя жен.iразыгрывать комедию разыгрываць камедыю...Русско-белорусский словарь II
  49. комедияkomdia vgjtk Синонимы актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокомедия ситком талия тон...Русско-венгерский словарь
  50. комедиякомедия ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  51. комедияСинонимы актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокомедия ситком талия тонадилья умора ф...Русско-ивритский словарь
  52. комедия. лит. комедия сегодня в театре идет комедия бгн театрда комедия болып жатыр. перен. монтанылы разыгрывать комедияю монтанысу ек жздлк стеу...Русско-казахский словарь
  53. комедиякомедия...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  54. комедияж. . лит. театр. комедия клкл же сатиралык сюжетт драмалык чыгарма сахнага коюлган ушундай чыгарма . перен. кызык клкл окуя разыгрывать комедию жойпулук кылуу....Русско-киргизский словарь
  55. комедияxj произведениеem xj zupn притворствоem wizhung xngwi разыгрывать комедию актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим...Русско-китайский словарь
  56. комедияKomediya...Русско-крымскотатарский словарь
  57. комедиякомедия...Русско-крымскотатарский словарь II
  58. комедияkomdija...Русско-латышский словарь
  59. комедияИнээдмийн жжиг...Русско-монгольский словарь
  60. комедияж. Komdie f Lustspiel n....Русско-немецкий словарь
  61. комедияBlijspel...Русско-нидерландский словарь
  62. комедиякомедияж ломать ю кукольная ....Русско-новогреческий словарь
  63. комедияkomedie komediespill актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокомедия ситком талия тонад...Русско-норвежский словарь
  64. комедия...Русско-персидский словарь
  65. комедияkomedia...Русско-польский словарь
  66. комедияжcomdia fu прнu comdia fu dissimulao fu лицемерное поведениеem hipocrisia f разыгрывать комедию играть комедию ломать комедиюСинонимы актерство зрелище кинокомедия комеди...Русско-португальский словарь
  67. комедияКомедияkinyago vi komedi mchezo wa kuchekesha mi...Русско-суахили словарь
  68. комедиякомедия мазака...Русско-таджикский словарь
  69. комедияkomedi komedi gldr музыкальная комедия mzikli komedi gldr перен. komedyaломать разыгрывать комедию komedya oynamak актерство зрелище кинокомедия комедианство комеди...Русско-турецкий словарь
  70. комедияfemhuvinytelm komedia...Русско-финский словарь
  71. комедияfraka komedie veselohra...Русско-чешский словарь
  72. комедиясущ.жен.комеди хаваслй мыскараллй драма хайлав музыкальная комедия музыклл комеди ставить комедию комеди ларт ломать комедию йк питлен...Русско-чувашский словарь
  73. комедияkomedi.strong komedi...Русско-шведский словарь
  74. комедияKomedi...Русско-шведский словарь II
  75. комедия.strong jant.strong komejant komet kometimng komdia naljamng...Русско-эстонский словарь
  76. комедиягреч.em возможно восходит к komos komazein совершать шествие. Аттич. К. возникла из различных форм народных увеселений шествия хоров с танцами и шуточными песенками пере...Словарь античности
  77. комедиятрагедияСинонимы актерство зрелище кинокомедия комедианство комедийка комедь лицедейство лицемерие маскарад мим музкомедия притворство радиокомедия ситком талия тонадилья...Словарь антонимов
  78. комедияКОМЕДИЯ греч. komodia от komos веселый и ado пою. Драматическое представление изображающее отрицательные стороны жизни осмеивающее недостатки и пороки общественные. Сло...Словарь иностранных слов русского языка
  79. комедияжанр драмы в котором действия и характеры представлены в формах комического смешного по характеру различаются на юмористические сатирические и трагикомедии. В широком зна...Словарь исторических терминов
  80. комедияот греч. от komos веселая толпа ampLT komos веселая толпа процессия на дионисийских празднествах и odie песня один из ведущих жанров драмы произведение в основе котор...Словарь литературоведческих терминов
  81. комедиякомедия см. зрелище обман ломать комедию...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  82. комедиякомедияСм. зрелище обманломать комедию....Словарь синонимов II
  83. комедиякомедия См. зрелище обман ломать комедию. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. комедия зрелище обман умора м...Словарь синонимов II
  84. комедиякомедия зрелище обман умора маскарад фарс тонадилья лицемерие актерство лицедейство комедь комедийка притворство талия комедианство...Словарь синонимов
  85. комедияh комедияbig сущ.жен.неод.ij ед.им. Комедия в четырех действиях в стихахГоУ загл. Комедия в одном действии в стихахМС загл. Комедия в одном действии в стихахПН загл. Ком...Словарь языка Грибоедова
  86. комедияКОМЕДИЯ от греческого komodia жанр драмы в котором действие и характеры трактуются в формах комического противоположен трагедии. По принципу организации действия различаю...Современная энциклопедия
  87. комедияКОМЕДИЯ от греч . komodia жанр драмы в котором действие и характеры трактованы в формах комического противоположен трагедии. По принципу организации действия различают ко...Современный энциклопедический словарь
  88. комедияЕсли во сне вы смотрите комедию поставленную на театральной сцене то наяву станете свидетелем курьезного случая который послужит основой для нового анекдота. Смотреть во ...Сонник от А до Я
  89. комедияХорошее окончание дел....Сонник Хассе
  90. комедияот греч.u komodia один из основных видов драмы изображающий такие жизненные положения и характеры которые вызывают смех. Комедия как особая форма комического в литерату...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  91. комедияI. притворство Комедию ломать разыгратьstrong иноск.em притворяться Ср.em Порядочная женщина. с любовью к мужу неуязвима!. любовь это ее душа. И ты хочешь чтобы я поср...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  92. комедия.strong Комедяstrong иноск.em притворство. Комедю ломать разыгратьstrong иноск.em притворяться. Ср.em Порядочная женщина. съ любовью къ мужу неуязвима!. любовь это ея душ...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  93. комедиякомедия сущ.em ж.em употр. сравн. часто Морфология нет чего комедииstrong чему комедииstrong вижу что комедиюstrong чем комедиейstrong о чм о комедииstrong мн. что комеди...Толковый словарь Дмитриева
  94. комедияКОМЕДИЯ ж. драматическое представление или сочинение для театра где общество представлено в смеипном забавном виде. Забавное происшествие или случай. Народ говорит комед...Толковый словарь живого великорусского языка
  95. комедиякомедия дельарте [ит. commedia dellarte] комедия масок вид театра получивший развитие в италии в середине вв. спектакли строились на импровизации буффонаде широко испо...Толковый словарь иностранных слов
  96. комедиякомедия [гр. komodia лат. comoedia] в др. греции представление развившееся из песен исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога диониса драматическое п...Толковый словарь иностранных слов
  97. комедияКОМЕДИЯ и ж. . Драматическое произведение с веселым смешнымсюжетом. Музыкальная к. . перен. Притворство лицемерие в какихн.действиях. Ломать комедию разг. неодобр. . То ж...Толковый словарь Ожегова
  98. комедияКОМЕДИЯ комедии ж. [греч. komodia]. . Драматическое произведение с веселым смешным сюжетом лит. театр. Островский написал много комедий. Комедия нравов. Комедия характеро...Толковый словарь русского языка II
  99. комедиякомедия комедия и ж. Драматическое произведение с веслым смешным сюжетом. Музыкальная к. перен. Притворство лицемерие в какихн. действиях. Ломать комедию разг. неодобр. Т...Толковый словарь русского языка II
  100. комедияКОМЕДИЯ и ж. . Драматическое произведение с веслым смешным сюжетом. Музыкальная комедия . перен. Притворство лицемерие в какихнибудь действиях. Ломать комедию разговорное...Толковый словарь русского языка
  101. комедияУдарение в слове комедияУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове комедия...Ударение и правописание
  102. комедияRzeczownik комедия f komedia f...Универсальный русско-польский словарь
  103. комедиякомедия комедии комедии комедий комедии комедиям комедию комедии комедией комедиею комедиями комедии комедиях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняк...Формы слова
  104. комедияИдея Идо Имя Кед Ким Код Ком Емко Едок Коми Медик Медио Док Дим Дико Дея Медяк Мик Мио Моки Дек Яик Яким Мид Медок Медико Дом Домик Мед Едко Комедия...Электронный словарь анаграмм русского языка
  105. комедияКомедия драматическое воспроизведение дурного порочного но такого только что возбуждало бы смех а не отвращение Аристотель Поэтика гл. V. Это определение данное в Греции...Энциклопедический словарь
  106. комедиядраматическое воспроизведение дурного порочного но такого только что возбуждало бы смех а не отвращение Аристотель Поэтика гл. V. Это определение данное в Греции верно и ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  107. комедияКОМЕДИЯвосходит к ритуальным песням на празднике Диониса бога плодородия и изобилия. По преданию некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические песни в т...Энциклопедия Кольера II
  108. комедиявосходит к ритуальным песням на празднике Диониса бога плодородия и изобилия. По преданию некто Сузарион превратил сдобренные грубыми шутками фаллические песни в театраль...Энциклопедия Кольера
  109. комедиягреч. komodia жанровая разновидность драмы. Эстетическое воздействие К. обусловлено эмоциональным эффектом вызываемым у субъекта различными видами смеха связанными с сит...Эстетика
  110. комедияКомедияstrong.Латинское comoedia.Существительное известно в русском языке начиная с XVII в. Первоначально этим словом обозначали любое театрализованное представление и у...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  111. комедияКомедияstrong. Заимств. в конце XVII в. из польск. яз. где komediai lt лат. comoediai из греч. kmdiai сложения kmosi веселое гулянье первоначально в честь Диониса и di ...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  112. комедияначиная с XVII в. см. Смирнов и сл. диал. комедь псковск. AfslPh вятск. Васн. камидь шутка с.в.р. Барсов Причит. Из польск. komedia от лат. соmоеdiа первоисточником ко...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  113. комедияЗаимствование из польского komedia восходящего к греческого слову....Этимологический словарь Крылова
  114. комедияЗаимств. в конце XVII в. из польск. яз. где komediaem ampLT лат. comoediaem из греч. kmdiaem сложения kmosem веселое гулянье первоначально в честь Диониса и dem песня. ...Этимологический словарь русского языка
  115. комедиякомедия комедияначиная с XVII в. см. Смирнов и сл. диал. комедь псковск. AfslPh вятск. Васн. камидь шутка с.в.р. Барсов Причит. Из польск. komedia от лат. соmоеdiа пер...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  116. комедияЛатинское comoedia.Существительное известно в русском языке начиная с XVII в. Первоначально этим словом обозначали любое театрализованное представление и употребляли нар...Этимологический словарь русского языка Семенова