Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

КАТЕГОРИЯ ВЕЖЛИВОСТИ

Лингвопрагматическая и лингвокультурная категория, являющаяся одним из объектов изучения речевого этикета, изучаемая в прагматике, социолингвистике, культуре речи. Стратегия языкового поведения, заключающаяся в выражении доброжелательного отношения к человеку;
составляющими категории вежливости являются:
1)стратегии поведения;
2)речевые стратегии;
3)набор речевых актов (устойчивые речевые формулы, клише).
Р. Браун и С. Левинсон выделяют:
1)позитивную вежливость, заключающуюся в выражении солидарности говорящего со слушающим и заинтересованности в адресате;
2)негативную вежливость, связанную с предоставлением собеседнику свободы действий, с уважением его автономности;
к негативной вежливости близкастратегия вуалирования– стремление избежать навязывания собеседнику своей позиции.

  1. категория вежливостиЛингвопрагматическая и лингвокультурная категория являющаяся одним из объектов изучения речевого этикета изучаемая в прагматике социолингвистике культуре речи. Стратегия ...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  2. категория вежливостиСтратегия поведения которая заключается в выражении доброжелательного положительного отношения к человеку. Ее составляющими являются ряд стратегий поведения речевых страт...Словарь социолингвистических терминов
  3. категория вежливостиЛингвопрагматическая и лингвокультурная категория являющаяся одним из объектов изучения речевого этикета изучаемая в прагматике социолингвистике культуре речи. Стратегия ...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник