Словарь книжников и книжности Древней Руси

РОМАН, ИГУМЕН ПЕРЕКОМСКОГО МОНАСТЫРЯ

Роман(посл. четв. XV в. – 1554) – игумен Перекомского монастыря под Новгородом, автор Жития Ефрема Перекомского, или Верендского, основателя и первого игумена Перекомского (Верендского) монастыря. (Название монастыря объясняется тем, что для снабжения его водой был выкопан канал (перекоп) из реки Веренды в озеро Ильмень). О Р. известно только, что после смерти Ефрема (кон. XV в. или 1523 г.) он стал игуменом Перекомского монастыря и оставался им, по П. М. Строеву, до 1554 г. Видимо, в том же году он скончался. Житие Ефрема приписано ему в самом памятнике: «Списано тоя же обители Романом игуменом, учеником святого». В научной литературе указано лишь 3 списка Жития Ефрема Перекомского. Один из них, известный П. М. Строеву и находившийся в свое время в Перекомском монастыре, – XVII в., два других (ГИМ, собр. Уварова, № 1248 (911) (136) и ГБЛ, собр. ОИДР, № 45) – XIII в. Текстологического анализа их нет.Время составления Жития точно не установлено; Филарет в «Обзоре» безосновательно называет 1530 г. В. О. Ключевский считает, что Житие не могло быть написано ранее 1552 г., так как в тексте его сказано, что, умирая, Ефрем предоставил выбор игумена из назначенных им четырех кандидатов (в числе которых был и Р.) архиепископу Пимену Черному, а последний был архиепископом Новгородским с 1552 по 1570 г. Однако в таком случае и дату смерти Ефрема следовало бы отнести к 1552 г., что противоречит всем прочим сведениям о нем. Дело в том, что дата смерти святого вызывает споры. Согласно Житию, Ефрем умер в 1486 г., прожив 80 лет. Но, по Житию же, он родился в 1412 г. и если бы прожил 80 лет, то должен был умереть в 1492 г. Не совсем ясное указание на этот же год находим в Святцах. В. О. Ключевский предполагал, что Ефрем умер не в кон. XV, а в нач. XVI в. Тем самым, по его мнению, «устраняются основные несообразности в рассказе жития». П. М. Строев в «Списках иерархов» считает годом смерти святого 1523 г., видимо основываясь на известии о том, что перенесение мощей Ефрема состоялось в 1545 г., спустя 22 года после его смерти (об этом известии см.:Ключевский.Древнерусские жития. С. 263). Имя Пимена названо в Житии ошибочно, как предположил Амвросий еще в 1813 г. Амвросий показал, что «в продолжении всей... рукописной повести (о Ефреме Перекомском. –Л. С.) упоминаются архиепископы новгородские несоответственно тем годам, в которые они были» (История российской иерархии. Ч. 5. С. 467). Не является, на наш взгляд, указанием на время создания Жития и то, что-«житие говорит о праздновании памяти святого, которое, как известно из другого источника, установлено было в 1549 г.» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 263). Вполне возможно, что сообщение о праздновании памяти святого было внесено в Житие после канонизации его. Само же Житие написано скорее не после канонизации, а до нее, с целью «представить документацию, необходимую для канонизации подвижника» (Будовниц. Монастыри на Руси. С. 211). Можно предположить, что толчком к созданию Жития послужило перенесение мощей Ефрема 16 мая 1545 г. (см. о нем: Словарь исторический о святых... С. 113). Ранее этого года оно не могло быть создано, поскольку написано, как отметил В. О. Ключевский, по канве Жития Александра Свирского, датируемого 1545 г. (см. Иродион, игумен Александро-Свирского монастыря). Но оно не могло быть написано и после 1554 г. – года смерти Р.Сомневаться же в том, что Житие было написано игуменом Р., у нас нет достаточных оснований. Такие сомнения высказывал В. О. Ключевский, указывая, что в Житии Ефрема много противоречий, ошибочных дат, искажений действительных событий, чего, па мнению Ключевского, не мог допустить ученик святого Ефрема.Однако ошибки эти вполне мог допустить и Р.: Житие составлялось спустя 22 года после смерти Ефрема, и задача автора из-за недостатка материала была трудной. Не случайно поэтому он, по словам Ключевского, «почти целиком переписал житие Александра Свирского, поставив только другие имена лиц и мест и кое-где легко изменив ход рассказа». Житие не опубликовано. Пересказано Филаретом (Русские святые...) и в «Житиях святых российской церкви, также иверских и славянских, и местно чтимых подвижников благочестия» (СПб., 1858, май. С. 281–294).Лит.:Амвросий. История российской иерархии. М., 1813. Ч. 5. С. 466–478; Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1836. С. 11–113;Ключевский. Древнерусские жития. С. 263–264;Сергий, архимандрит. Полный месяцеслов Востока. М., 1876. Т. 2. С. 128, 258;Макарий [Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1877. Т. 8. С. 44;Строев П. М.1) Списки иерархов и настоятелей монастырей российской, церкви. СПб., 1877. Стб. 113, № 61; 2) Словарь. С. 240;Барсуков. Источники агиографии. Стб. 197–198;Филарет[Гумилевский]. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882, сент. С. 158–160; 2) Обзор. С. 208;Будовниц. Монастыри на Руси. С. 211–213.

Л. В. Соколова