Словарь книжников и книжности Древней Руси

НИФОНТ КОРМИЛИЦЫН, ЕПИСКОП КРУТИЦКИЙ И САРСКИЙ

Нифонт Кормилицын(ум. 1561) – епископ Крутицкий и Сарский, автор послания Василию III, рассказов о походах на Казань, составитель сводной Кормчей, книгописец. Являясь пострижеником Иосифо-Волоколамского монастыря, Н. входил в число наиболее активных участников литературного круга иосифлян своего времени. Сведения о его жизни известны по упоминаниям в официальных документах и летописях, но его литературная деятельность выявляется главным образом по рукописным материалам библиотеки Волоколамского монастыря. Известия о нем относятся ко времени, когда он стал занимать видные посты. В 1522–1543 гг. он был игуменом Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились Максим Грек и Вассиан Патрикеев. Сохранились письма митрополита Даниила и Василия III от 24 мая 1525 г. о соборном суде над Максимом Греком, адресованные властям Волоколамского монастыря (см.: Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. подгот. Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 50). После посещения в 1533 г. смертельно больным Василием III Волоколамского монастыря Н. провожал его в Москву и там присутствовал при его пострижении.В 1543–1554 гг. Н. занимал пост архимандрита Ново-Спасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 г. На церковном соборе 1549 г. он выступал свидетелем обвинения по делу Исака Собаки (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. С. 138). В 1554 г. Н. был поставлен епископом Крутицким и Сарским («владыка на Крутицу» – ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13, 1-я пол. С. 237), занимал эту должность по крайней мере до 1559 г. (рук. ГИМ, Епарх. собр., № 70 является его вкладом в Волоколамскую библиотеку 1559 г.). В 1555 г. владыка Крутицкий участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани (ПСРЛ. Т. 13, 1-я пол. С. 250).Будучи игуменом Волоколамского монастыря, Н. самым активным образом стремился не просто увеличить библиотеку, но также собрать и сохранить в монастыре весь репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого диапазона (например, рук.ГБЛ, Волок. собр., № 433, 659). Интерес иосифлян к сочинениям основателя монастыря и его сподвижников, выразившийся в постоянном переписывании этих произведений монастырскими книжниками, наглядно отразился в рукописях самого игумена: в одном из его сборников (ГПБ, Q. XVII. 64) было собрано восемнадцать статей, автором которых был Иосиф Волоцкий. Н. принадлежал к числу тех книжников, интересы которых были шире только узкоспециальной церковной тематики. Не без участия игумена Н. Волоколамский монастырь поддерживал связи с другими литературно-книжными центрами, что давало возможность знакомить пострижеников монастыря с вновь появляющимися литературными и публицистическими произведениями. Примером является сборник ГБЛ, Волок. собр., № 659, составленный из статей, по преимуществу написанных в 20–30-е гг. XVI в. и привезенных из Новгорода и из Москвы. Сам Н. из этого сборника переписал несколько статей в две свои рукописи (ГПБ, Q.XVII.15 и Q.XVII.64). Не лишен был Н. интереса к светским повестям назидательного характера, появившимся в 1-й пол. XVI в. и бытовавшим в Волоколамском монастыре. Так, в его сборнике (ГПБ, Q.XVII.64) оказалась переписанной Повесть о Евстратии.До нас дошли материалы, свидетельствующие о литературных занятиях Н. По желанию митрополита Даниила Н., будучи игуменом Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей (рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 28). В те же годы Н. было написано послание Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого» (ср. Житие Кассиана Босого; о кончине его имеется краткая запись в принадлежавшей Игнатию Зайцеву рук. ГБЛ, Волок. собр., № 362). Послание Н. дошло до нас только в составе сборника самого автора (ГПБ, Q.XVII.64). Г. З. Кунцевич высказал предположение о принадлежности Н. двух рассказов о походах на Казань в 1550 и 1552 гг., которые помещены один за другим в сборнике Q.XVII.64 на л. 99–105 об.; начало второго рассказа под названием «О Казанском взятии» вновь переписано во второй части сборника, на л. 350 об.–351. В рассказе о походе 1550 г. о Н. упомянуто следующим образом: «И взял царь с собою спасскаго архимандрита Нифонта и воздвиженскаго игумена Сергия со кресты». Другие источники об участии спасского архимандрита в казанских походах ничего не говорят. Как установил Г. З. Кунцевич, рассказы в сборнике Н. ее совпадают текстуально с известиями летописных сводов, они имеют самостоятельное происхождение. В других источниках о походе 1550 г. нет упоминания об обновлении церквей во Владимире и подробностей о приезде туда митрополита. Рассказы Н. не связаны также с рассказом об этих походах Адриана Ангелова, который тоже был участником походов. Скорее всего, как полагает Г. З. Кунцевич, Н. не принимал участия в походе 1552 г., а повествование о нем составил со слов очевидцев. Следует отметить, что если первому рассказу Н. нет соответствий в других источниках (хотя по содержанию он более или менее близок Царственной книге), то второй рассказ частично совпадает с отрывком, напечатанным в приложениях к Летописи Софийской II (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 303–315). В рассказе Н. более точными являются хронологические указания и мелкие подробности, что позволяет признать его оригинальным произведением, к которому восходит текст летописного отрывка.В том же сборнике Н. (Q.XVII.64) имеется статья, которая озаглавлена «О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани» (см. Житие Иоанна Казанского). Кроме Н. эту статью включил в свой сборник его современник, старец Волоколамского монастыря Мартин Рыков. Из сохранившихся списков наиболее ранними являются названные. В 50–60-е гг. многие волоколамские постриженики побывали в Казани, поэтому о казанских событиях они были хорошо осведомлены. Можно предположить, что возникновение этого небольшого сочинения о «мученике Иване», близкого к рассказам о чудесах святых, связано с писательской деятельностью если не Н., то какого-то другого иосифлянина.Личная библиотека владыки крутицкого Н., по всей видимости, согласно его желанию попала в монастырь, откуда начиналась церковная карьера владельца библиотеки. На многих его рукописях имеются вкладные записи (ГПБ, Q.XVII.64; Q.XVII.15; ГБЛ, Волок. собр., № 551; ГИМ, Епарх. собр., № 70). Владельческая запись в рук. ГБЛ, Волок. собр., № 551 опубликована (Библиографические материалы, собранные А. Поповым. XIV. Запись Нифонта, епископа Крутицкого // ЧОИДР. 1881. Кн. 2. С. 64;Иосиф. Опись рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской духовной академии. М., 1882. С. 168–169). В описи книг Волоколамского монастыря 1545 г. перечисляются и другие вклады Н., в том числе «Книга в полдесть, а в ней собрано от божественных и священных правил вселенских седми соборах и поместных соборов, где и когда и како каждо их собра». Среди дополнительных статей описи имеется запись: «Лета 7069 дал Нифонт, бывший владыка крутицкий, в 4-х книгах Треод постный и цветны к Николе на престол, выдавати их из монастыря по одной книге. Да Трехволой в полдесть» (Опись Иосифова Волоколамского монастыря 1545 (7053) года //Георгиевский В. Т.Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 20). Согласно этой записи, Н. в 1561 г. был еще жив, но уже не занимал поста владыки крутицкого и, видимо, жил на покое в Волоколамском монастыре. В той же описи немного выше, без указания даты сказано: «Осталось книг после владыки Нифонта: Книга Апостол в десть. Осифово списание на еретики на наугородцкие. Да двои правила Постниковы в полдесть, одни кожею поволочены, а другие в затылке. Да псалмы Давидовы в полдесть с надписанием дача» (Опись... С. 20). Видимо, в том же году Н. скончался.Изд.: О преставлении старца Кассиана Босого // ДАИ. 1846. Т. 1, № 218;Кунцевич Г. 3.Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 гг. // Отчеты о заседаниях ОЛДП в 1897–1898 гг. СПб., 1898. Прил. С. 23–35 (ПДПИ. Т. 130).Лит.:Розенкампф Г. А.Обозрение Кормчей книги в ее историческом виде. М., 1829. Прил. VII;Калачев Н. О.О значении Кормчей в системе древнего русского права // ЧОИДР. 1847. № 3, отд. 1. С. 115;Макарий[Булгаков]. История русской церкви. СПб., 1877. Т. 8. С. 149–150, 162–165;Кунцевич Г. З. 1) Малоизвестные записки о казанских походах 1550 и 1552 года // ЖМНП. 1898, июль. С. 135–145; 2) Исторический вестник. 1898. № 5. С. 689; Иконников. Опыт по историографии. Т. 2, кн. 2. С. 1094, 1286–1287;Бегунов Ю. К. Кормчая Ивана Волка Курицына // ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 144; Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 101–107, 133–134;Дмитриева Р. П.Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 209, 217–222.

Р. П. Дмитриева