Словарь книжников и книжности Древней Руси

МЕДОВАРЦЕВ МИХАИЛ

Медоварцев Михаил(кон. XV в. – нач. 1530-х гг.) – книгописец. М. является одним из выдающихся писцов-профессионалов. Сведения о его биографии и книгописной деятельности дошли до нас по преимуществу в виде отрывочных упоминаний в различных источниках. Одним из таких источников являются его собственные записи в рукописях, над которыми он трудился. Н. В. Синицына обратилась сначала к кодикологическому изучению известных трех рукописей, содержащих автографы М., а затем уже, определив особенности почерка книгописца и его манеру книжного оформления, выявила девятнадцать новых рукописей, связанных с работой этого книгописца. Анализ каждой новой рукописи дает дополнительные сведения и о самом книгописце, и о литературно-культурной среде, с которой он был связан. Обучение книгописному делу М. прошел на своей родине, в Новгороде, во 2-й пол. XV в. (даты неизвестны). С кон. XV в. и вплоть до 1531 г. постоянным местом его книгописной деятельности был монастырь Николы Старого в Москве. Об этом сообщает сам М. Так, в рук. ГБП, Кир.-Белоз. собр., № 30/1269 написано: «И с тое книгы написаны сия тетради в дому святаго Николы Старого на Москве, в келии Михаила Медоварцева». По мнению Н. В. Синицыной, М., работая в монастыре, оставался светским человеком. Здесь М. уже в кон. XV в. трудится как один из ведущих мастеров, наряду с переписыванием занимается и художественным оформлением рукописей. Примерно с 20-х гг. он обычно выступает как руководитель, под его началом работает несколько писцов. Сам он правит и нумерует рукописи, иногда проставляет киноварные заглавия. М. на протяжении около 30 лет постоянно трудился в мастерской при монастыре Николы Старого. Видимо, также достаточно постоянным был состав рядовых писцов. Во всяком случае один из них работал вместе с М. в 1505 г., и он же переписывал текст в одной из последних рукописей М. (ГИМ, Синод. собр., № 939).Следует признать, что мастерская М. являлась одним из самых профессионально-квалифицированных центров книгописания, где в числе других выполнялись заказы знатных особ, начиная с самого великого князя.Возможно, в какой-то степени это объясняется местонахождением мастерской – в монастыре, близко расположенном к Кремлю в Китай-Городе, который до 1535 г. именовался просто посадом, на Никольской улице. Во время пожара 1473 г., когда сгорел митрополичий двор, митрополит Филипп I ушел в монастырь Николы Старого; но Летописи Вологодско-Пермской известно, что Соломонию, первую жену Василия III, постригал игумен этого монастыря Давид.Уже в начале своей карьеры в Москве М. оказался в среде наиболее искусных мастеров по переписыванию и оформлению рукописей. Он работал совместно с таким известным книгописцем, как Исаак Собака; в оформлении рукописей вместе с ним принимал участив известный художник Феодосий (сын Дионисия). Большинство из дошедших до нас высокохудожественно оформленных рукописей нач. XVI в. были созданы в мастерской при монастыре Николы Старого (в работе над ними, как правило, принимал участие и М.).Личность М. представляет интерес не только тем, что он был «доброписцем», а более всего тем, что в силу своих профессиональных обязанностей он оказался в центре литературно-публицистической жизни Русского государства 1-й трети XVI в. Он в той или иной степени был связан с самыми известными писателями, публицистами и политическими деятелями своего времени. Немалую роль в деятельности книгописца сыграло его знакомство с Максимом Греком. В 1518–1525 гг. под его руководством М. работал вместе с опытными переводчиками Дмитрием Герасимовым, Власом Игнатовым, Силуаном. Роковым в судьбе М. оказалось его знакомство с Вассианом Патрикеевым. На суде 1531 г. М. вслед за Максимом Греком называли «советником» Вассиана Патрикеева. О своих отношениях с Вассианом Патрикеевым и совместной работе с Максимом Греком М. выразился следующим образом: «А велел, господине, мне Максима во всем слушати, и писати, и заглаживати князь Васьян старец, как Максим велит. И яз, господине, по их велению так и чинил, а блюлся есми, господине, преслушати князя Васьяна старца, занеже был великой и временной человек у государя великого князя ближний, и я так и государя великого князя не блюлся, как его боялся и слушал» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки / Изд. подгот. Н. Н. Покровский; Под редакцией С. О. Шмидта. М., 1971. С. 107). Стремясь оправдаться, М., видимо, здесь несколько преувеличил свое зависимое положение. Тем не менее в результате судебного разбирательства 1531 г. он тоже был признан виновным и был послан «на Коломну владыце Васьяну в двор держати в крепости в велицей неисходно» (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. С. 74–75). Дальнейшая судьба книгописца неизвестна. Однако сохранилась рукопись (ГИМ, Синод. собр., № 939), в которой рукой М. переписан летописный текст, оканчивающийся известиями осени 1532 г. В написании этой рукописи принимал участие писец, который работал вместе с М. в 1505 г. Это позволяет предполагать, что очень скоро книгописца могли вернуть в Москву и позволить работать в прежних условиях.Свидетельством о непосредственной близости М. к той среде, где создавались наиболее актуальные литературные и исторические произведения, является сборник в составе рукописи БАН, Арханг. собр., Д.193 (л. 387–477). В последнее время в научной литературе высказан ряд мнений, которые в целом подтверждают злободневность произведений сборника. В нем представлены литературные, исторические, генеалогические материалы, которые должны были служить для утверждения престижа великокняжеской власти как в самом государстве, так и в международной практике. Имеются а виду, главным образом, изложенная в Сказании о князьях владимирских легенда о происхождении великих русских князей от императора Августа и противопоставленное ей родословие литовских князей. Содержание сборника свидетельствует о том, что данная тема в то время усиленно разрабатывалась, а у составителя его имелись возможности собрать вместе многие накопившиеся материалы. Р. П. Дмитриева предположила, что этой темой мог интересоваться Вассиан Патрикеев в период своей близости к великому князю. Видимо поэтому, в сборнике М. оказались сводные тексты, выверенные по разным вариантам, и дополненные исторические и генеалогические статьи на ту же тему (Дмитриева Р. П.1) К истории создания «Сказания о князьях владимирских» // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 342–347; 2) О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // Там же. Л., 1976. Т. 30. С. 217–230). А. Л. Гольдберг сделал наблюдение о том, что в данном сборнике особое внимание уделено родословию Вассиана Патрикеева (Гольдберг А. Л.К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха // ТОДРЛ. Т. 30. С. 212–213). Б. М. Клосс пришел к выводу, что «родословным источником» Летописи Никоновской, работа над которой велась в 1526–1530 гг. по инициативе митрополита Даниила, послужили статьи того же сборника Архангельского собрания. Б. М. Клоссу представляется, что краткий русский летописец, включенный в сборник М., «несет на себе признаки церковного, по-видимому митрополичьего, происхождения» (Клосс Б. М.Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII веков. М., 1960. С. 177–181). Конкретных фактов непосредственной связи М. с митрополичьей кафедрой не обнаружено, но безусловно, особенно в 1531 г., когда была завершена работа над сборником, а составитель его был осужден, сборник М. мог оказаться в руках самого митрополита.В противоположность Б. М. Клоссу Я. С. Лурье считает, что краткий летописец М. «в основном опирается, очевидно, на московское великокняжеское летописание», в том числе и заключительная часть его. Но кроме того в нем в качестве одного из дополнительных источников использован какой-то летописец XV в. Так, в летописное повествование М. включен рассказ о боярине И. Д. Всеволожском, неизвестный по официальному летописанию. Наличие в летописце этого рассказа может свидетельствовать, по мнению Я. С. Лурье, о связи составителя сборника с московской знатью; кстати, помещенное в сборнике родословие Патрикеевых оканчивается упоминанием о сыне двоюродного брата Вассиана Патрикеева Михаиле Булгаке, который по матери был правнуком И. Д. Всеволожского (Лурье Я. С.Рассказ о боярине И. Д. Всеволожском в Медоварцевском летописце // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник 1977. М., 1977. С. 7–11).О возможной связи М. с другим знатным лицом и видным политическим деятелем говорится в статье А. А. Амосова. Исследователь высказал предположение, что сборник Арханг. собр., Д.193 был написан для князя Михаила Львовича Глинского, только этим обстоятельством можно объяснить то, что сборник оказался в составе библиотеки Антониево-Сийского монастыря (Амосов А. А.Из истории кодекса сборника Д.193 Архангельского собрания РО БАН СССР // Рукописные и редкие печатные книги в фондах Библиотеки АН СССР. Л., 1976. С. 34–42). О том, для кого писал этот сборник М., можно высказать и другое суждение. Рукопись не имеет парадного вида, тексты в ней написаны очень убористо, сделаны вставки на полях, что скорее всего должно свидетельствовать о принадлежности рукописи самому составителю.На полях л. 460 об.–461 об. приписан рукою М. рассказ о пророчестве Михаила Клопского будущему новгородскому архиепископу Ионе, в этом рассказе имеется упоминание о Наталии Медоварцевой, матери Якова Медоварцева, отца книгописца (подробнее см.:Синицына Н. В. Книжный мастер... С. 313–314). В данном случае скорее всего отражен интерес к новгородской литературе самого составителя сборника. Не исключено, что содержание сборника отражает более всего интересы самого М., который многие годы находился в интеллектуальной среде и которому был доступен обширный круг современной ему литературы.Лит.:Зацепина В. В.К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. М., 1959. С. 134–135;Синицына Н. В.1) Книжный мастер Михаил Медоварцев // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1972. С. 286–317; 2) Новые рукописи Михаила Медоварцева // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2. С. 145–149.

Р. П. Дмитриева

  1. медоварцев, михаилкаллиграф переводч. XVI в. дьяк велик. кн. Вас. Ив. отца Ив. Грозного.Венгеров Медоварцев Михаилдьяк в. кн. Василия Иванов. отца Грозного каллиграф по процессу Максимагре...Большая биографическая энциклопедия