Словарь книжников и книжности Древней Руси

ЖИТИЕ ВАСИЛИЯ НОВОГО

Житие Василия Нового– переводной памятник византийской агиографии X в.; известен в двух основных редакциях. Первая русская редакция восходит к первой греческой редакции. Полные списки перевода относятся ко времени не ранее нач. XVI в. (она вошла также в ВМЧ под 26 марта), но отражение ее в Прологе и особенно в летописной статье 941 г. в Повести временных лет позволяют относить перевод ко времени не позднее XII в. Вторая редакция восходит через южнославянское посредство ко второй греческой редакции. На Руси она стала известна, видимо, в XIV в. Для истории Ж. на русской почве особое значение имело присутствие в нем пространного рассказа о Феодоре, старице, прислуживавшей святому Василию. Ученик Василия Григорий (от имени которого и написано Ж.) спрашивает его о судьбе умершей Феодоры.Святой дает возможность Григорию увидеть старицу во сне; она рассказывает ему о своей смерти, о борьбе за ее душу ангелов и демонов, о прохождении ею мытарств (испытаний в греховности), об увиденном ею рае и адских муках. В другом видении Григорий видит Страшный суд. Именно эта эсхатологическая часть Ж. (дающая основание рассматривать и само Ж. как апокрифическое) привлекла особое внимание древнерусских книжников: она отразилась в составленном на основе Ж. (в XII–XIII в.?) «Слове о силах небесных»; темы расставания души с телом, мытарств, адских мук легли в основу духовных стихов и школьной драмы.Изд.:Новаковић Б. Ст.Живот св. Василиjа Новог: Апокрифна легенда о животу с оне стране гроба по више српско-словенских рукописа. – Споменик, Београд, 1895, т. 29, с. 33–113;Вилинский С.Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913, ч. 1. Исследование; ч. 2. Тексты. Одесса, 1911 (рец.:Истрин В. М.– ЖМНП, 1914, июнь, с. 365–369; сентябрь, с. 179–208).Лит.:Сахаров В.Эсхатологические сказания и сочинения в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 166–192;Веселовский А. Н.1) Разыскания в области русского духовного стиха. – СОРЯС, 1889, т. 46, с. 117–145; СОРЯС, 1891, т. 53, № 6, с. 185–213; 2) Видения Василия Нового о походе русских на Византию в 941 году. – ЖМНП, 1889, январь, с. 80–92;Батюшков Ф.Спор души с телом в памятниках средневековой литературы. Опыт историко-сравнительного исследования. СПб., 1891, с. 77–84;Вилинский С. Г.К литературной истории Жития Василия Нового. Одесса, 1907;Петров Н.Киевская искусственная литература XVII и XVIII вв., преимущественно драматическая. – Тр. Киев. духовн. акад., 1909, № 9, с. 54–57;Истрин В. М.1) Летописные повествования о походах русских князей на Царьград. – ИОРЯС, 1916, т. 21, кн. 2, с. 215–236; 2) Замечания о начале русского летописания. – ИОРЯС за 1921 г., 1923, т. 26, с. 70–75;Шахматов А. А.Повесть временных лет и ее источники. – ТОДРЛ, 1940, т. 4, с. 69–72;Половой Н. Я.К вопросу о первом походе Игоря против Византии (Сравнительный анализ русских и византийских источников). – ВВ, 1961, т. 18, с. 85–95, 100–104;Творогов О. В.Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению. – ТОДРЛ, 1974, т. 28, с. 108–113.

О. В. Творогов