Словарь книжников и книжности Древней Руси

ДОМИД, ПСКОВСКИЙ СВЯЩЕННИК, КНИГОПИСЕЦ

Домид(кон. XIII – нач. XIV в.) – псковский священник, книгописец псковского Пантелеймонова монастыря, в 1307 г. переписавший Апостол-апракос (пергаменная рукопись, устав, в 4º, на 180 л., ГИМ, Синод. собр., № 722). На 180 л., в правой колонке помещена запись, из которой мы узнаем имя писца (оно дано в конце приписки тайнописью), имя заказчика рукописи – игумена псковского Пантелеймонова монастыря Изосимы, который «вда» эту книгу в свой монастырь, время написания книги. Наибольший интерес, однако, представляет центральная часть записи, в которой Д. в следующих словах говорит о событиях 1307 г.: «Сего же лета бысть бой на Русьской земли: Михаил с Юрьем о княженье Новгородьское. При сих князех сеяшется и ростяше усобицами, гыняше жизнь наши в князех которы и веци скоротишася человеком». Впервые обратил внимание на эту фразу К. Ф. Калайдович, отметивший сходство ее с тем местом «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»), где говорится об усобицах Олега Святославича Черниговского: «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, в княжих крамолах веци человеком скратишась». Н. М. Карамзин в примеч. 227 4-го тома своей «Истории» также отметил сходство приписки к Апостолу 1307 г. с соответствующим отрывком из «Слова». В настоящее время существует пять точек зрения на характер соотношения записи Д. с текстом «Слова о полку Игореве». 1. Имея в виду междоусобную распрю между Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским, достигшую своего апогея в 1306–1307 гг., Д. отметил это в своей записи цитатой из «Слова о полку Игореве». Д. несколько переработал текст «Слова», заменив выражение «жизнь Даждь-Божа внука» оборотом «жизнь наша» (это следует объяснять как тем, что Д. – монастырский писец и человек XIV в., так и тем, что он имел в виду судьбу свою собственную и своих соотечественников).Кроме того, «текст записи дает несколько более архаичные формы, чем текст «Слова»» (Якубинский. О языке, с. 73), что объясняется временем записи Д.: тот список «Слова», по которому было сделано первое издание 1800 г., датируется временем не ранее XVI в., а Д. должен был располагать списком «Слова», написанным во всяком случае не позже конца XIII – самого начала XIV в. Такая точка зрения на характер соотношения текста «Слова» и записи Д. принята большинством исследователей «Слова». 2. Ф. И. Буслаев высказал предположение, что и фраза в «Слове» о междоусобиях Олега Гориславича и слова Д. о междоусобной борьбе князей в 1307 г. восходят к единому источнику – «эпической поговорке из быта земледельцев». 3. В определенной степени к точке зрения Буслаева примыкает и мнение А. Мазона, который видел в тексте «Слова», и в записи Д. отражение якобы широко распространенной фразеологической формулы, клише. На основании этого Мазон считал, что запись Д. не может свидетельствовать о древности и подлинности «Слова о полку Игореве». 4. М. Н. Тихомиров полагает, что источником для автора «Слова» и для Д. послужило одно и то же письменное произведение – сочинение Бояна об Олеге Гориславиче (по мнению Тихомирова, произведения Бояна могли быть известны в Киевской Руси в письменном виде). «Запись в «Апостоле», – пишет он, – могла быть выписана не из «Слова о полку Игореве», а из произведения Бояна. Этим может быть объяснено отсутствие в записи «Апостола» слов о внуках Даждь-Бога, которые характерны для «Слова о полку Игореве» с его сложной мифологией» (Тихомиров. Боян и Троянова земля, с. 182). 5. А. А. Зимин, пытавшийся доказать позднее возникновение «Слова о полку Игореве», считал, что фраза, совпадающая в «Слове» с припиской Д. к Апостолу 1307 г., была вставлена в текст «Слова о полку Игореве» А. И. Мусиным-Пушкиным, использовавшим для этого приписку Д. Необоснованность такого предположения была подробно рассмотрена В. П. Адриановой-Перетц и Ф. Я. Приймой. Г. Н. Моисеева на основе документальных данных показала, что в кон. 80-х – нач. 90-х гг. XVIII в., когда, по мнению А. А. Зимина, А. И. Мусин-Пушкин мог использовать Апостол 1307 г. для вставки в текст «Слова» перефразированного отрывка из записи Д., этот Апостол был Мусину-Пушкину неизвестен (в построениях А. А. Зимина большую роль играет предположение, что Мусин-Пушкин в кон. 80-х–нач. 90-х гг. XVIII в. имел в своих руках Апостол 1307 г.). Уже в начале XIX в. некоторые скептики (М. Т. Каченовский, О. И. Сенковский) усомнились в подлинности записи Д. Для такого рода сомнений нет никаких оснований. Об этом свидетельствуют палеографические данные и прослеживаемая до конца XVIII в. история рукописи (характерно, что А. А. Зимин подчеркнул, что «подлинность этих приписок (к Апостолу 1307 г. –Л. Д.) не вызывает никаких сомнений», –Зимин. Приписка, с. 60).Лит.:Карамзин Н. М.История государства Российского. СПб., 1817, т. 4, примеч. 277, с. 401;Калайдович К. Ф.Биографические сведения о жизни, ученых трудах и Собрании российских древностей графа А. И. Мусина-Пушкина. – Зап. и тр. ОИДР, 1824, ч. 2, с. 41;Горский А. В., Невоструев К. И.Описание славянских рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. М., 1855, т. 1, отд. 1, с. 292–294 (№ 45);Савва. Указатель для обозрения Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. 2-е изд. М., 1858, с. 216;Буслаев Ф. И.Исторические очерки рус. нар. словесности и искусства. СПб., 1861, т. 1, с. 99–100;Срезневский. Памятники, с. 171;Покровский А. А.Древнее псковско-новгородское письменное наследие. М., 1916, с. 142 и 240;Мazоn A.Le Slovo d’Igor. Paris, 1940, p. 132–133;Якубинский Л. П.О языке «Слова о полку Игореве». – Докл. и сообщ. Ин-та рус. яз. АН СССР. М.; Л., 1948, вып. 2, с. 73–74;Тихомиров М. Н.Боян и Троянова земля. – В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. исслед. и статей / Под редакцией В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 181–182; Обсуждение одной концепции о времени создания «Слова о полку Игореве». – ВИ, 1964, № 9, с. 121–140;Адрианова-Перетц В. П.Было ли известно «Слово о полку Игореве» в начале XIV в. – РЛ, 1965, № 2, с. 149–153;Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко B.C.Описание пергаменных рукописей Государственного исторического музея. Ч. 1. Русские рукописи. – АЕ за 1964 г. М., 1965, с. 165–166;Зимин А. А.Приписка к псковскому Апостолу 1307 года и «Слово о полку Игореве». – РЛ, 1966, № 2, с. 60–74;Прийма Ф. Я.О гипотезе А. А. Зимина. – Там же, с. 75–89;Моисеева Г. Н.Новые материалы по истории Апостола 1307 года с цитатой из «Слова о полку Игореве». – РЛ, 1983, № 4, с. 128–132.

Л. А. Дмитриев