Словарь книжников и книжности Древней Руси

АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ

Андрей Юрьевич Боголюбский(1111–1174 гг.) – великий князь Владимирский (с 1169 г.), сын князя Юрия Долгорукого, автор Слова о празднике 1 августа. А. Ю. Б. стремился возродить единство Руси на новой основе, под эгидой Владимиро-Суздальского княжества. Князь развернул во Владимире и Боголюбове активную строительную и литературно-идеологическую деятельность, используя церковь в своих политических целях. Был убит боярами-заговорщиками в ночь на 29 июня 1174 г. в Боголюбовском замке (см.: Повесть о убиении Андрея Боголюбского). Образ А. Ю. Б. как бесстрашного «храбра» впервые появляется на страницах южнорусской летописи, затем как «царя и князя всея Руси» – в произведениях владимирской литературы 60–70-х гг. XII в.А. Ю. Б. был инициатором создания программного цикла произведений 1164–1165 гг., который напоминал существовавшую у византийских императоров традицию государственно- и церковно-идеологического оформления своих военных побед. В цикл входили Слово Андрея Боголюбского о празднике 1 августа, Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 г. и празднике 1 августа, Житие Леонтия Ростовского. Эти памятники повлияли на Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери и Слова на Покров.Из них А. Ю. Б. несомненно принадлежит Слово о празднике 1 августа (название в рукописях «Слово великаго князя Андрея Боголюбскаго о милости божией»; нач.: «Вседержителя господа бога нашего и человеколюбца милостиваго спаса и пречистыя его матере благодатию, заступающе нас от всех бед и болезней и от всех враг видимых и невидимых, и победу от нея имея на врагы...»). Оно возникло в связи с победой войск А. Ю. Б. в походе 1164 г. против волжских болгар, воспринятой как триумф владимирского княжества и лично ее «царя».Первая часть Слова – Установление о празднике 1 августа, введенном А.Ю. Б. по примеру византийского императорского праздника 1 августа («Якоже в Костянтине граде уставихом святии отцы и благоверный понтократоръ милости божии и человеколюбию устави, тако и сии праздникъ уставленъ бысть худым и грешным рабом божиим и пречистыя его матере богородица Андреем князем сыном Георгиевым, внуком Манамаховым именем Владимира, царя и князя всея Русии») (об использовании А. Ю. Б. «приватно-самоуничижительных», «царских» этикетных формул см.:Воронин. Археологические заметки).Вторая часть Слова – благодарственная молитва к спасу и богоматери по случаю введения нового церковно-государственного праздника 1 августа. Упоминавшаяся в прежней литературе Молитва А. Ю. Б. (см.:Воронин Н. Н.О времени и месте включения сочинений Владимира Мономаха в летопись. – В кн.: Историко-археологический сборник к 60-летию А. В. Арциховского. М., 1962, с. 265–271), помещенная в конце сочинений Владимира Всеволодовича Мономаха, как следует из наблюдений Р. Матьесена, ни Мономаху, ни А. Ю. Б. не принадлежит (см.:Матьесен Р.Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха. – ТОДРЛ, 1971, т. 26).Слово существует в двух редакциях. Первая датируется 1164 г. (см.:Рыбаков Б. А.Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972, с. 10, примеч. 47), известна в единичных списках Пролога (БАН, 33.16.11, XVI в.; ИРЛИ, ком. Перетца, № 80, 1595 г.; ГБЛ, ф. 354, Волог. собр., № 22, XVII в.), включает Установление о празднике 1 августа и благодарственную молитву. Вторая редакция, изданная И. Е. Забелиным, – компилятивная; она объединяет краткую редакцию не принадлежащего А. Ю. Б. написанного позже Сказания о победе 1164 г. и первоначальную редакцию Слова; ее созданию способствовало тематическое единство названных произведений. Она возникла не ранее XIII – нач. XIV в., встречается обычно в сборниках смешанного состава (ГИМ, собр. Забелина, № 369; ЦГАДА, собр. Мазурина, оп. 1, № 637; Яросл. гос. музей-запов., № 15686 (498) и др.).Изд.:Забелин И. Е.Следы литературного труда Андрея Боголюбского. – Археол. изв. и заметки. М., 1895, № 2–3, с. 45–46;Hurwitz E. S.Prince Andrej Bogoljubskij: The Man and the Myth. Firenze, 1980, p. 90–91;Филипповский Г. Ю.«Слово» Андрея Боголюбского о празднике 1 августа. – В кн.: Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983, вып. 1, с. 75–84.Лит.:Погодин М. П.Князь Андрей Боголюбский. – ЖМНП. 1849, ч. 63, отд. 2, с. 145–185; ч. 64, отд. 2, с. 181–210;Сергий. Полный месяцеслов Востока. М., 1876, т. 2, с. 224–225;Кондаков Н. П.Иконография Богоматери. СПб., 1915, т. 2, с. 374–375, примеч. 3;Воронин Н. Н.1) Археологические заметки. – Кратк. сообщ. Ин-та ист. Матер. культ., 1956, вып. 62, с. 17–32; 2) Существовал ли «Летописец Андрея Боголюбского». – В кн.: Памятники истории и культуры. Ярославль, 1976, с. 28–43:Будовниц И. У.Общественно-политическая мысль Древней Руси. М., 1960, с. 232–249;Щапов Я. Н.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972, с. 130–131;Филипповский Г. Ю.Жанры историко-легендарного повествования Владимирской литературы второй половины XII в.: Автореф. канд. дис. М., 1979.

Г. Ю. Филипповский

  1. андрей юрьевич боголюбскийАндрей Юрьевич Боголюбский й сын Юрия Долгорукого . Родился около года. До лет прожил в РостовскоСуздальской области где и женился после года на дочери богатого боярин...Биографический словарь
  2. андрей юрьевич боголюбскийвеликий князь суздальский сын Юрия Владимировича Долгорукого от брака его с княжной Половецкой дочерью Аэпы род. около года княжил в Суздале с г. ум. в г. Летописи нач...Большая биографическая энциклопедия
  3. андрей юрьевич боголюбскийСын Юрия Долгорукого. Княжил в Вышгороде Турове Пинске но с г. постоянно княжил в Суздальской Руси. С г. стал ростовосуздальским князем изгнав в г. из Суздаля братьев ...Князья Рюриковичи - краткие биографии
  4. андрей юрьевич боголюбскийрод. после гг. сын Юрия Долгорукого внук Владимира Мономаха брат Всеволода Большое Гнездо. С г. великий князь владимиро суздальский. В г. Андрей Боголюбский был у...Краткий исторический словарь II
  5. андрей юрьевич боголюбскийок. вел. кн. ВладимироСуздальский в почитается Рус. Православной Церковью как св. благоверный князь с . Сын вел. кн. Юрия Владимировича Долгорукого. Приобрел военный о...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  6. андрей юрьевич боголюбскийАндрей Юрьевич Боголюбский великий князь суздальский и владимирский й сын Юрия Владимировича Долгорукого от половецкой княжны дочери хана Аэпы род. Юрий женился в г. по...Энциклопедический словарь
  7. андрей юрьевич боголюбскийвеликий князь суздальский и владимирский й сын Юрия Владимировича Долгорукого от половецкой княжны дочери хана Аэпы род. Юрий женился в г. по Татищеву История России III...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона