Словарь йоги

ВАЙЮ

( Vayus ) Жизненный ветер. Эти ветры представляют собой те силы Природы, которые с помощью чакр и связанных с ними сплетений приводят в действие несколько автоматически функционирующих отделов человеческого организма. В литературе перечисляется десять жизненных ветров, но пять из них считаются наиболее важными, так что очень часто можно встретить упоминания только о "пяти жизненных ветрах". Эти пять ветров называются: прана, апана, самана, удана и вьяна; соответственно, они связаны с центрами (чакрами) в области сердца, ануса, пупка, горла и гениталий. Общий принцип вайю основан на том, что человеческий организм представляет собой троицу - плотное тело, эфирный "двойник", как его часто называют, и жизненная сила, которая их соединяет; последние две компоненты в философии веданты называются пранамайякоша (см. Коша ). Эфирный двойник можно рассматривать как "мозг тела", так как он включает санскары (привычки), которые управляют бссознательными функциями плотного тела и относятся к отделу симпатической нервной системы, так что эфирный двойник работает как подсознательный ум этого отдела, включая и то, что можно назвать материальной памятью. Таким образом, эта тройка ответственна за все непрерывные процессы организма, такие как дыхание, пищеварение, кровобращение, потоотделение, и т.п. а также за чрезвычайно важный процесс распределения поступающих в организм материалов по нуждающимся в них отделам тела, с тем чтобы в его органах и отделах продолжалось непрерывное обновление устаревшего материала. Жизненные ветры сильны, когда существует гармония между различными органами тела и эфирным двойником. Снаружи это идеальное взаимодействие нарушается, когда тело подвергается нездоровым условиям (например, загрязненному воздуху, неперевариваемой пище, неправильному положению тела и т.д.), и изнутри - нездоровыми мыслями и желаниями, которые загрязняют эфирного двойника, беспокоят его привычки и могут даже приводить к психосоматическим заболеваниям. Это происходит потому, что пранамайякоша (см.) очень чувствительна к камам (желаниям, эмоциям, страстям), входящим в маномайякошу (см.). Таким образом, праны, или вайю являются поддерживающими человека "жизненными силами" природы, и их устойчивое течение, устанавливающееся, если человек надлежащим образом обращается со своим физическим телом и эфирным двойником, является примером того, как "Бог помогает тем, кто помогает себе сам". Пять младших вайю называются нага (рвотоизвержение), курма (мигание), крикала (выделение желудочного сока), девадатта (зевота) и дхананджайя (распределение питательных веществ).

  1. вайюв иран. миф. божество ветра. Представл. о В. восходит к эпохе индоиран. общности....Древний мир. Энциклопедический словарь
  2. вайюВайю в мифах древних иранцев божество ветра. Вайю реет высоко в небесах и выше всех сотворнных существ которых создал сам бог Мазда Ахурамазда. Вайю считался покровителе...Исторический словарь
  3. вайюВайю авест. в иранской мифологии божество ветра посредник между небом и землей между добром и злом покровитель военного сословия. Изображался в виде могучего воина....Мифологический словарь
  4. вайюСанскр. Воздух бог и властитель воздуха одно из пяти состояний материи а именно газообразное. Одна из пяти стихий называемая как ветер Вата. В Вишну Пуране Вайю Царь ган...Религиозные термины
  5. вайюВАЙЮавест. в иранской мифологии божество ветра. Представление о В. восходит к эпохе индоиранской общности ср. др.инд. Ваю.em В Младшей Авесте В. посвящн гимн Яшт XV. Мног...Энциклопедия мифологии