Символы, знаки, эмблемы

УРОБОРОС

— архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках «глубинной» психологии, например у крупнейшего специалиста в этой области Э. Нойманна, трактуется как базовый архетип — служащее началом человеческой индивидуальности единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда «Я» погружено в бессознательное, из которого еще не отдифференцирован сознательный опыт. Согласно «Энциклопедии символов» Ганса Бидермана и «Книге вымышленных существ» Хорхе Луиса Борхеса, следует, что «изображение змеи, кусающей собственный хвост, впервые было обнаружено в Египте. Позже этот символ стал встречаться у венецианцев и древних греков, которые и дали имя этой змее — Уроборос, что в переводе означает «пожирающая свой хвост». Гераклит считал, что начало и конец окружности совпадают в одной точке. Хранящийся в Британском музее греческий амулет III в. являет нам образ, прекрасно иллюстрирующий эту бесконечность: змея, кусающая свой хвост, или, по великолепному выражению Мартинеса Эстрады, «начинающаяся с конца своего хвоста». Уроборос — таково техническое название этого чудовища, вошедшее затем в обиход алхимиков. Змея, кусающая свой хвост, встречается и в других мифах, например в нормандском мифе о змее Иормунгарде (Митгарде), и в Индии, где дракон обвивает черепаху, на которой стоят четыре слона, несущие мир. Альтернативные названия змей: Ороборус, Уроборос, Оуреборос. Уроборос имеет несколько символических значений. Первое основано на символе змеи, кусающей свой хвост, — это олицетворение вечного возвращения в циклической форме или вечности вообще. В алхимической картине мира змея играет роль символа циклически протекающих процессов (испарение, конденсация, испарение — в многократном повторении), причем стадия сублимации часто обозначается крыльями. Это символ циклической природы Вселенной: создание из уничтожения, жизнь из смерти. Уроборос поедает свой собственный хвост, чтобы пройти через полный цикл восстановления из смерти. В символике на первый план выступает негативная роль змеи, связанная с опасностью, которую представляют ее ядовитые укусы. Поэтому животные, убивающие змею — орел, аист, сокол — имеют заведомо позитивную символику. Источ.: использованы материалы следующих сайтов: http://exitt.narod.ru/ http://psi.webzone.ru ; http://clregonWorld.stsland.ru/; Борхес X. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.

  1. уроборосЭтимология. Мифологический персонаж встречающийся в алхимических трактатах в виде змеи заглатывающей свой хвост. Исследования. В рамках глубинной психологии например у Э....Большая психологическая энциклопедия
  2. уроборосУроборос архаический образ часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии например у Э....Психологический словарь
  3. уроборосСловообразование. Мифологический персонаж встречающийся в алхимических трактатах в виде змеи заглатывающей свой хвост. Исследования. В рамках глубинной психологии наприме...Психологический словарь II
  4. уроборосUroboros универсальный мотив змеи свернувшейся в кольцо и кусающей свой собственный хвост.Как символ уроборос предполагает первичное состояние подразумевающее темноту и ...Словарь по аналитической психологии
  5. уроборосИзображается в виде змеи или дракона пожирающего собственный хвост. Мой конец это мое начало. Символизирует отсутствие дифференциации совокупность всего изначальное един...Словарь символов
  6. уроборосуроборос сущ. колво синонимов вымышленное существо символ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы вымышленное существо...Словарь синонимов II
  7. уроборосзмея или дракон кусающий свой хвост символ времени бесконечности самодостаточного цикла духовной реализации получить доступ к духовным знаниям энергетическая реализация о...Сонник Странника