Шрифтовая терминология

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АНТИКВА

Гуманистическая антиква, Венецианская антиква (Humanist Serif, Venetian Serif)

Собирательное название ранних антиквенных шрифтов, в основном применявшихся венецианскими типографами конца XV века, отсюда название. Иногда выделяется в отдельную группу классификации Humanist (гуманистическая антиква). Форма знаков основана на дуктальном принципе. Шрифты характеризуются умеренным контрастом [отношение толщин вертикальных и гориз. штрихов], мощными короткими засечками [короткий штрих на торце основного штриха], хорошо выраженным наклоном осей овалов [ось симметрии букв овальной формы]. пропорции [отношение ширины знака к его высоте] знаков довольно широкие, знаки разноширинные. Круглые элементы имеют каллиграфические изломы, каплевидные элементы угловатые. Засечки чуть прогнутые. Соотношение величины строчных [буква по размеру меньше заглавной, иногда отличаются по рисунку] и прописных [заглавные буквы, A B C D …] близко к золотому сечению. В оригинальных венецианских шрифтах этого периода не было курсивов, изобретенных позже. Характерная особенность - наклонная перекладина [горизонтальный штрих посередине буквы, к примеру Н, А, е и др] у строчной «е». Наиболее характерные шрифты этого типа - шрифты венецианского типографа и словолитчика Николая Йенсона (Nicholas Jenson, работал в 1470-80 гг.). Шрифты: Centaur, Clifford, Cloister, Adobe Jenson, Lutetia, Trajanus.

См. также Венецианская антиква в разделе классификация шрифтов.