Сельскохозяйственный словарь-справочник

ЗАПРАВКА ТРАКТОРА

одна из наиболее важных и ответственных операций при подготовке трактора к работе. З. т. разбивается на три основных момента: 1) тщательная смазка трущихся частей трактора (согласно схеме смазки для каждой марки трактора), смена масла в картере двигателя-всего количества (через 50-60 ч. работы) или по средний контрольный краник (тракторы СТЗ и ХТЗ) и смена масла в отъемном стакане воздухоочистителя (у тракторов СT3, ХТЗ и ЧТЗ); 2) наполнение основного топливного бака керосином или лигроином (ЧТЗ) и пускового бачка бензином; 3) наполнение водой системы охлаждения двигателя через горловину радиатора, водяного бачка (тракторы СТЗ и ХТЗ) и коробки водяного воздухоочистителя (трактор ФП). З. т. производится ежесменно перед началом работы. В течение работы может производиться дозаправка трактора, т.е. пополнение топливных баков горючим и системы охлаждения водою. Во время З. т. особое внимание обращается на качество заправляемых материалов (горючего, масла и. воды) и чистоту их. Нефтепродукты должны соответствовать установленным стандартам, а вода не должна содержать механических примесей и солей. Лучше всего для заправки подходит дождевая вода. Неумелая или небрежная З. т. вызывает продолжительные простои трактора, огромные потери горючих и смазочных материалов и преждевременные износы деталей трактора.

Организационные мероприятия по З. т. сводятся к следующему: 1) все материалы и приспособления для З. т. д. б. сосредоточены в одном месте (назаправочном пункте)возможно ближе к месту работы тракторов; 2) на заправочном пункте всегда должен находиться запас, пополняемый по мере расходования всеми материалами, обеспечивающими бесперебойную работу тракторов в течение не менее суток; 3) заправочная арматура (ведра, воронки, шланги и т. п.) д. б. чистой и храниться в специальных ящиках; 4) каждый вид заправочного материала (горючее, масло, вода) должен иметь отдельную заправочную посуду; 5) для З. т. д. б. наиболее полно использованы все приспособления, позволяющие механизировать заправку (насосы, автопробки и т. п.), т. к. они сокращают потери нефтепродуктов и время, идущее на заправку; 6) при З. т. должны строго соблюдаться все противопожарные мероприятия; 7) за порядок на заправочном пункте отвечает одно определенное лицо; 8) при заправке ведется тщательный учет отпускаемых нефтепродуктов. При З. т. в холодное время года (весной и осенью) заправляемые вода и масло подогреваются.