Русская философия

ЯКУШКИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

(29.12(9.01). 1793/1794, Жуковка Вяземского у. Смоленской губ. 11(23).08.1857, Москва) философ-материалист, участник движения декабристов. Учился на словесном ф-те Московского ун-та, прослушал полный курс лекций по философии проф. Буле, проштудировал его 6-томную *Историю новой философии*. В 1811 г. вступил в гвардию. Участник Отечественной войны 1812 г. Близкий друг Чаадаева. Вступил в *Союз спасения* вместе с С. Трубецким и братьями Муравьевыми. После восстания декабристов был приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой в Сибири. В 1835 г. отправлен на поселение в Ялуторовск. По амнистии освободился в 1856 г., возвратился в Москву. В ссылке занимался научной и просветительской деятельностью, организовывал школы для местных детей. *Записки* Я., трактат *Что такое человек?* и письма к разным лицам, в т. ч. Чаадаеву, свидетельствуют об изучении им соч. Декарта, Локка, Канта, фр. материалистов XVIII в. и др. Трактат *Что такое человек?* написан Я. в ссылке, его содержание обсуждалось в переписке с Чаадаевым. Впервые трактат опубликован в журн. *Вопросы философии* (1949. № 3). Впоследствии в кн. *Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина* (М., 1951) появилось название *Что такое жизнь?*, к-рое воспроизводилось в последующих изданиях соч. Я. и в исследовательской литературе. Однако аутентичным авторским названием следует считать *Что такое человек?*. Трактат содержит обширный естественно-научный материал, опираясь на к-рый Я. стремился разрешить широкий круг философских проблем о человеке, жизни, сознании и познавательной деятельности. Здесь выдвигается круг вопросов, близких к поставленным в соч. Радищева *О человеке, о его смертности и бессмертии*. Однако, в отличие от первого, Я. отвергал понятие о бессмертии души как *преданье старины глубокой*. Размышления Я. близки идеям ранних работ Герцена. Его одинаково не удовлетворяют ни противопоставления человека природе, ни взгляд на человека, низводящий его до уровня животных. В связи с этим он обращается к истории философии, Декарту, Локку, Канту. Вся природа в своей основе, с его т. зр., состоит из бесчисленного множества единиц, *особый способ и порядок* к-рых и есть жизнь, имеющая и общие закономерности, и качественное разнообразие. Позиция Я. своеобразна и не совпадает с традиционной материалистической атомистикой. В определенном смысле она терминологически близка к Лейбницу и его монадологии (от греч. monas единица). По Я., напр., в качестве единицы может пониматься и выступать человеческое *я*. Я. ссылается также на пифагореизм (понимание единицы как *математической точки в спокойствии*). Однако *единицы в спокойствии* это лишь воображаемый образ, т. к. единицы *доступны нашему понятию* только в движении как предметы и вещи (напр., кристаллы, растения или животные). Как *движущиеся единицы* и человек, и петух, и устрица, и гриб подчиняются одному и тому же закону. Но при всей общности с миром животных человек существенно выделяется *силой мышления*. Из-за своей слабой физической природы человек бессилен как обособленная единица, поэтому, выступая как животное мыслящее, он является по необходимости и животным общественным. Человек может жить и действовать лишь в об-ве, воспринимая от него все завоевания человечества и возвращая ему все приобретенные знания и навыки обогащенными и усиленными личной деятельностью. Процесс познания, по Я., начинается с чувственного восприятия, на основе к-рого возникают понятия и теоретические обобщения. Однако далеко не все наши понятия, считал Я., приобретаются только из внешних впечатлений, как полагал Локк. С др. стороны, и т. зр. рационалиста Декарта одностороння, в его лице разум *вздернул нос, как отпущенник-холоп*. Кант доказал, что *чистый разум большой хвастун и часто берется не за свое дело, которое ему не под силу*. Своеобразно истолковывая Канта, Я. заключает, что особая задача человека в том, чтобы не претендовать на роль *альфы и омеги мироздания*, но сознавать себя лишь как звено в *бесконечной цепи творений*, природных существ, определять их отношение к нему и его отношение к ним. Это и является, по Я., процессом самопознания человека, ответом на вопрос: *Что такое человек?*

  1. якушкин иван дмитриевичЯкушкин Иван Дмитриевич один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре г. Дома учителями его были отставные офицеры и иностранцы а затем с по годы он жил у известно...Биографический словарь
  2. якушкин, иван дмитриевичодин из наиболее выдающихся декабристов родился в ноябре г. Первоначальное воспитание он получил в доме отца под руководством русских отставных офицеров и гувернеровинос...Большая биографическая энциклопедия
  3. якушкин иван дмитриевичЯкушкинstrong Иван Дмитриевич [. . с. Жуковка Вяземского уезда Смоленской губернии . Москва] декабрист. Из дворян. В учился в Московском университете по окончании посту...Большая Советская энциклопедия II
  4. якушкин иван дмитриевичодин из выдающихся декабристов. Родился в ноябре г. Дома учителями его были отставные офицеры и иностранцы а затем с по годы он жил у известного писателя Мерзлякова о...Большой российский биографический словарь
  5. якушкин иван дмитриевичЯКУШКИН Иван Дмитриевич декабрист капитан в отставке. Участник Отечественной войны и заграничных походов. Один из учредителей Союза спасения член Союза благоденствия и...Большой Энциклопедический словарь V
  6. якушкин иван дмитриевичЯкушкин Иван Дмитриевич село Жуковка Вяземского уезда Смоленской губернии Москва декабрист. Учился в пансионе А.Ф. Мерзлякова в в Московском университете. Участник От...Москва (энциклопедия)
  7. якушкин иван дмитриевичдек. авг. рус. философматериалист участник революц.освободит. движения декабристов. Учился в частном пансионе и на словесном факте Моск. унта где прослушал курс лекц...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. якушкин, иван дмитриевичЯкушкин Иван Дмитриевич один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре г. Дома учителями его были отставные офицеры и иностранцы а затем с по гг. он жил у известног...Энциклопедический словарь
  9. якушкин иван дмитриевичодин из выдающихся декабристов. Родился в ноябре г. Дома учителями его были отставные офицеры и иностранцы а затем с по гг. он жил у известного писателя Мерзлякова о к...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  10. якушкин иван дмитриевичдекабрист капитан в отставке . Участник Отечественной войны и заграничных походов. Один из учредителей Союза спасения член Союза благоденствия и Северного общества. При...Энциклопедия История отечества
  11. якушкин иван дмитриевичдекабрист капитан в отставке . Участник Отечественной войны и заграничных походов. Один из учредителей Союза спасения член Союза благоденствия и Северного общества. Приг...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия