Русская философия

ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

(22.07 (2.08).1733 12(23).12.1790) историк, социальный мыслитель, общественный деятель консервативного направления. Принадлежал к знатному древнерус. роду Рюриковичей. Получил всестороннее домашнее образование. Наряду с философией и историей Щ. увлеченно занимался *статистикой* (государствоведением), художественной литературой и естествознанием, владел одной из лучших библиотек в России (15 тыс. т.). Военная карьера Щ. закончилась с обнародованием манифеста *О вольности дворянской* (1762). Он вышел в отставку в чине капитана лейб-гвардии. Незадолго до этого в журн. *Ежемесячные сочинения* появились его первые литературные опыты. Представляя собой переводы и компиляции древн. и совр. авторов, они были посвящены гл. обр. нравственно-философским, а также правовым и социально-экономическим вопросам. Тогда же Щ. приступил к важнейшему делу своей жизни к изучению *русской старины*, собирая материалы к 1-му т. своей *Истории Российской от древнейших времен* (всего было напечатано 7 т., охватывающих период до 1610 г.). Как и мн. представители рус. аристократии, Щ. принял участие в масонском движении 50-80-х гг. XVIII в. Он не был в нем заметной фигурой, однако нек-рые элементы его социального утопизма, нравственный ригоризм, отношение к религии формировались под сильным влиянием масонства. В 1767 г. Щ. поступает на гражданскую службу, участвует в работе Вольного экономического об-ва и в комиссии по составлению нового Уложения, где в острой полемике с представителями купечества и крестьянства наиболее аргументировано представлял позицию аристократии. Он выступил, в частности, за пересмотр петровской *Табели о рангах*, против равенства в правах родовитого и чиновного дворянства, против расширения экономической деятельности купечества и размывания сословных границ, был решительным противником ограничения власти помещиков над крестьянами. В 1778 г. Щ. назначается президентом Камер-коллегии, позднее сенатором и тайным советником. В его публицистике этого периода обсуждаются вопросы дворянского самоуправления, обосновывается необходимость организации армии по принципу военных поселений. Щ. пишет первые 6 разд. энциклопедического труда *Статистика в рассуждении России*, в к-ром намечается программа комплексного описания географического положения, экономики, народонаселения, государственного устройства, культуры и внешней политики Российской Империи. После выхода Щ. в отставку в 1788 г. в его произв. резче обозначалось расхождение с политикой Екатерины II, точнее сформулированы его социальные воззрения. К этому времени относятся ст. *Размышления о дворянстве*, *Размышления о законодательстве вообще*. Несколько ранее (1784) Щ. издает *Путешествие в землю Офирскую*. Написанное в жанре социально-утопического романа, оно наиболее полно отразило его идеал общественного устройства. А в кон. 80-х гг. *сочиняет втайне* самое острое из своих произв. памфлет *О повреждении нравов в России*. Дворянский оппозиционер консервативного толка, Щ. отвергал принцип абсолютной монархии как ведущий к деспотизму, правовому хаосу, общественным *нестроениям* и упадку нравственности. В этом он соглашался даже с *левыми* течениями политической мысли эпохи Просвещения. Власть монарха должна быть ограничена *мудрым* законодательством, гарантом чего выступает родовитое дворянство, обладающее просвещенным разумом и *потомственной добродетелью*. С т. зр. Щ., именно это сословие, наделенное кодексом чести, вписало наиболее славные страницы в историю России. Признавая большую экономическую эффективность свободного труда, Щ., однако, выступил против отмены крепостного права в России на том основании, что вред от этого перевесит пользу. В силу разности климата мн. области империи придут в запустение, т. к. освобожденные крестьяне мигрируют на плодородные земли. Щ. также полагал, что плохое состояние отечественного судопроизводства, низкая агрокультура приведут к обнищанию осн. массы *землепашцев*, дроблению земель, наконец, к разорению дворянства - опоры самодержавного государства. Вредная *химера равности состояний* лежит в основе демократического типа государства. Сама природа, к-рая не терпит однообразия, восстает, считает Щ., против демократии. Отсюда данный тип государства характеризуют нестабильность, борьба партий, слишком медленное *течение государственных дел* и т. д. Опираясь на идеи Ж. Ж. Руссо, а также европейских консерваторов, Щ. подверг критике свойственное эпохе Просвещения оптимистическое упование на *естественный свет* разума, науки, на торжество общественно-исторического прогресса. С т. зр. Щ., *повреждение нравов* - слишком высокая цена за подъем материального производства и удовлетворение социально-политических амбиций *третьего сословия*. По той же причине Щ., подобно Голицыну, Лопухину, Фонвизину, был против тех масштабов и темпов преобразований в России, к-рые были намечены Петром I. Философские взгляды Щ. достаточно противоречивы и эклектичны. Они сложились как под влиянием антидогматической мысли нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Галилей) и Просвещения (П. Гольбах, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), так и тяготевших к мистицизму масонских авторов, а также Б. Паскаля, М. Мендельсона и Л. К. Сен-Мартена. В обосновании *предвечных истин* бытия Бога, бессмертия души, загробного воздаяния Щ. склоняется к канонам *естественной религии*, деизму и рационализму. В своем *Путешествии в землю Офирскую* он резко отрицательно отзывается и об атеистах (*богохульники*, *безумцы*), и о *внешней церкви*. Щ., по существу, предлагает свой вариант религии без строгой кодификации, без авторитетов, Священного писания, фактически без богослужения и духовенства. *Основание веры... происходит от самого размышления и очевидного зрения вещей* (Соч.: В 2 т. Спб., 1896. Т. 1., С. 830). Высшим предметом философствования оказывается, по Щ., сам человек в единстве *горнего* и *дольнего*, духовного и телесного. Если воспитание, как утверждали европейские просветители, *делает* человека, то Щ. признает главным результатом воспитания способность объективного самопознания и на этой основе самовоспитания. Такая способность, будучи развита в человечестве, может значительно улучшить *природу человека*, а следовательно, и общественную мораль.

  1. щербатов михаил михайловичЩербатов князь Михаил Михайлович историк. Родился в очень зажиточной семье в г. Первоначальное образование получил дома. С г. служил в лейбгвардии Семеновском полку но...Биографический словарь
  2. щербатов михаил михайловичЩербатовstrong Михаил Михайлович . . князь русский обществ. и государственный деятель историк и публицист. В раннем детстве был записан в гвардейский Семновский полк. Щ....Большая Советская энциклопедия II
  3. щербатов михаил михайловичЩЕРБАТОВ Михаил Михайлович князь историк публицист почетный член Петербургской АН . Идеолог корпоративных устремлений дворянства. Труды О повреждении нравов в России у...Большой Энциклопедический словарь V
  4. щербатов, михаил михайловичМихаил Михайлович князь историк писатель. Идеолог корпоративных устремлений российского дворянства. Искал пути процветания дворянства осуждал его нравственные пороки. ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. щербатов михаил михайловичкнязь потомок Рюриковичей историк общественный деятель почетный член Петербургской АН. Лидер дворянства в Уложенной комиссии гг. отстаивавший его интересы. Это проявилос...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  6. щербатов, михаил михайловичкнязь историк публицист почетный член Петербургской АН . Идеолог корпоративных устремлений дворянства. В раннем детстве был записан в гвардейский Семеновский полк. В в р...Политическая наука - Словарь-справочник
  7. щербатов михаил михайловичкнязь историк. Родился в очень зажиточной семье в г. Первоначальное образование получил дома. С г. служил в лейбгвардии Семеновском полку но сейчас же после манифеста ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  8. щербатов михаил михайловичкнязь историк публицист почетный член Петербургской АН . В кон. х гг. работал в Комиссии по составлению нового Уложения. С президент Камерколлегии. Автор ряда публицисти...Энциклопедия История отечества
  9. щербатов михаил михайловичкнязь историк публицист почетный член Петербургской АН . В кон. х гг. работал в Комиссии по составлению нового Уложения. С президент Камерколлегии. Автор ряда публицисти...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия