Русская философия

ЩАПОВ АФАНАСИЙ ПРОКОФЬЕВИЧ

(5(17).10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. 27.2(10.03). 1876, Иркутск) философ и историк. Окончил Казанскую духовную академию. Нек-рое время был проф. рус. истории в Казанском ун-те. Увлекшись естественными науками, применил *естественно-научный* метод к своим исследованиям и стал рассматривать историю как *физиологический процесс*. В 1863 г. Щ. издал *Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)*, в к-рых делает вывод, что в рус. народном уме преобладает *практичность*, *реальность* и поэтому народу *при гуманистическом просвещении преимущественно необходимо реальное естественно-познавательное и жизненно-практическое образование*. Объяснение причин, в силу к-рых рус. ум стал *практичным и реалистическим*, Щ. дает в др. своем исследовании: *Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России* (1868). Умственное развитие рус. народа, по его мнению, до настоящего времени прошло *две главные фазы*. Первая фаза представляет собой тысячелетнее *физико-этнологическое* развитие непосредственно-натурального, умственного склада рус. народа под влиянием физических и этнических условий. В этот период из разнообразных племен складывается одна нация и вместе с тем из разноплеменных умственных типов и миросозерцании возникает один смешанный умственный тип и миросозерцание. Поскольку умственная жизнь рус. народа воспитывалась исключительно под влиянием физических условий, в ней прежде всего развивались органы внешних чувств, память и др. низшие познавательные способности; высшая, теоретическая мыслительность, научное и философское мышление оставались неразвитыми. Во второй фазе, или *научно-рациональном периоде умственного развития русского народа*, возникает и развивается новый европейский интеллектуальный тип. Из народной массы выделяется, как зародыш нового умственного типа и поколения, *мыслящее меньшинство* и вырастает в новую, европейскую, *научно-рационально развитую умственную отрасль или породу, составляющую передовую генерацию в умственной истории России*. В этом меньшинстве возникают проблески самобытной мысли и стремление к интеллектуальному *саморазвитию вне узких рам этнологических или национальных, на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки*. В работе *Исторические условия интеллектуального развития в России* (1868) Щ. обращает внимание на следующие исторические условия умственной жизни в России: 1) численное преобладание *темного* рабочего класса над образованным меньшинством; 2) влияние на интеллектуальное развитие земледельческого населения, преобладающего над населением городским, мануфактурным; 3) особенности экономических условий интеллектуального развития; 4) значение пространства рус. земли и путей сообщения в распространении способов интеллектуального развития; 5) интеллектуальное значение векового отсутствия заграничных путешествий и географических открытий; 6) влияние государственных начал централизации, системы опеки, регламентации и крепостного права; 7) влияние различных патологических явлений нервной сферы рус. народа на характер, направление его умственной жизни, т. е. физиология народной мысли; 8) значение вековой умственной эксплуатации или исключения женщины из сферы общественной и умственной жизни и деятельности. Щ. приходит к заключению, что вековая физическая работа народа в непосредственной сфере природы не только естественно вела и ведет рабочий народ к *реально-умственному* развитию, но развивала и развивает в нем преимущественно такие интеллектуальные органы, к-рые являются существенными рабочими силами. Через органы внешних чувств, *реально познавательную деятельность зрения, слуха и осязания, и память зрительную, слуховую и осязательную* народ *копил* отдельные элементарно-конкретные впечатления, представления и знания. Этот первоначальный, элементарно-конкретный материал непосредственно-эмпирического миросозерцания выразился в *реальном, или природо-изобразительном, содержании и составе народного языка, в целом кодексе народных физических примет, большею частью суеверных, но частью и разумных, в своеобразных сенсуально-эмпирических представлениях и понятиях народной физики, метеорологии, астрономии, ботаники*. Из-за преобладания деятельности внешних чувств теоретическому мышлению были отведены самые узкие границы. При господстве внешних чувств над мыслящим и познающим разумом, вместо идей чистого разума, вместо научно-философского, теоретического мышления развивался по преимуществу грубый физический эмпиризм, чему способствовали распространение и укоренение *византийского супранатуралистического умонастроения и миросозерцания*. Все это привело к преобладанию в умственном складе народа сенсуального, чувственного над рациональным.

  1. щапов, афанасий прокофьевичпроф. русской истории магистр Казанской дух. акад. историк и публицист февр. марта г.Половцов Щапов Афанасий Прокофьевич один из крупнейших русских историков основоп...Большая биографическая энциклопедия
  2. щапов афанасий прокофьевичЩаповstrong Афанасий Прокофьевич [. с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. . Иркутск] русский историк и публицист. Родился в семье пономаря. В учился в Казанской духов...Большая Советская энциклопедия II
  3. щапов афанасий прокофьевичЩАПОВ Афанасий Прокофьевич российский историк профессор. Труды по истории церковного раскола и старообрядчества земских соборов в. общины Сибири....Большой Энциклопедический словарь V
  4. щапов афанасий прокофьевичЩапов Афанасий Прокофьевич в с. Анге Верхоленск. у. Иркут. губ. февр в Иркутске публицистПсевдонимыi А. Щ.u Диллетантu Сибиряк Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русск...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  5. щапов афанасий прокофьевичисторик профессор Казанского университета уволен за участие в панихиде по жертвам Бездненских волнений. Автор трудов по истории церковного раскола и старообрядчества зем...Энциклопедия История отечества
  6. щапов афанасий прокофьевичисторик профессор Казанского университета уволен за участие в панихиде по жертвам Бездненских волнений. Автор трудов по истории церковного раскола и старообрядчества зем...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия