Русская философия

ЧЕЛОВЕКОБОГ

понятие, описывающее идею человека или естественного человека, к-рый сделал из самого себя или к-рого сделали как бы богом; антитеза понятию *Богочеловечек* (в качестве абсолютного Богочеловека рассматривается Иисус Христос). О Ч. писал В. С. Соловьев, считая его идеей абсолютного природного человека, выразившейся у эллинов в эстетической и умозрительной форме, у римлян *в практическом разуме, воле или власти*. Воплощением ее оказался, по Соловьеву, обожествленный римский кесарь, однако воплощением ложным из-за того, что Ч. в принципе недостижимый идеал, как невозможно животному стать человеком. Кесарь *мнимый человекобог*, только *корчивший божество*; *пустой обман*, однако Соловьев считает его *предваряющим явлением* Богочеловека (как обезьяна *предваряет* человека). Были в *первой половине истории* также необходимые нравственные условия для явления Богочеловека, а именно высоконравственные люди *зачаточные носители Царства Божия*. Богочеловек (Христос) в понимании Соловьева качественно иное существо, являющееся и Богом, и человеком. Это не *последнее слово царства человечества* (в развитии нравственности), т. е. не Ч. Проблема Ч. нашла выражение в идеологии антропоцентризма, земного, социального гуманизма, в идее антрополатрии. Булгаков начало Ч. связывает с первым грехопадением, когда было прервано прямое общение с Богом *и человек остался один, своим собственным господином: *будете яко бози*. Бердяев, мечтавший соединить *культ святости* с *культом гениальности* и бесконечного величия человека в сущем, стремился к *преодолению столкновения идеи Богочеловека и человекобога*, или христианства и гуманизма, или духовного человека и природного человека. Уже в раннем произв. *Философия свободы* (1911) он выделял два мироотношения мистическое, связанное со свободой и Богочеловеком, и магическое, определяющееся естественной необходимостью и легко становящееся *путем человекобожеским*. Об *идее* Ч. писал также Вышеславцев в работе *Этика преображенного Эроса* (1931). В его понимании суть этой идеи в признании человека, даже своего Я (у М. Штирнера), или *человечества*, *коллектива*, *пролетариата* (у Л. Фейербаха, К. Маркса) высшей *ценностью и святыней*, *единственным известным нам Богом*. Франк, касаясь антропоцентризма и гуманизма Возрождения, а также *технического прогресса последних веков*, писал: *Человек здесь чувствует себя неким земным богом*. Извратившаяся гуманистическая *вера в богоподобие и богородство человека*, по его мнению, генетически связана с сущностью христианства, ибо *человечность* человека есть не что-то чисто человеческое, а его (человека) *исконная Богочеловечность*. Однако в человеке также таится и *сверхчеловеческая сила* зла. В ницшеанстве, напр., по мнению Франка, старый гуманизм в смысле *обоготворения человека как природного существа* уже разлагается и предстает в качестве злого *титанизма*, *бестиализма*, отрицающего даже саму идею человека и все святое в человеческой жизни. *... Антрополатрия идолопоклонство перед человеком, говорит Франк, заменяется сатанолатрией идолопоклонством перед сатаной как истинным *князем мира сего*.

  1. человекобогчеловекобог человекобог а...Орфографический словарь
  2. человекобогОрфографическая запись слова человекобог Ударение в слове человекобог Деление слова на слоги перенос слова человекобог Фонетическая транскрипция слова человекобог [илави...Полный фонетический разбор слов
  3. человекобогчеловекобог а...Русский орфографический словарь
  4. человекобогчеловекобог а...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  5. человекобогУдарение в слове человекобогУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове человекобог...Ударение и правописание