Русская философия

ФИЛОСОФСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА

выпускающие собственно философскую литературу, стали создаваться довольно поздно. *Посредник* (1884-1935) просветительское изд-во в Москве, основано по инициативе Толстого. Среди его руководителей были В. Г. Чертков, П. И. Бирюков, И. И. Горбунов-Посадов. Оно печатало произв. Толстого и близких ему по духу мыслителей. После революции издавало в основном книги для детей. *Религиозно-философская библиотека* (19021917), возглавляемая Новоселовым, специализировалась на выпуске книг религиозно-философской проблематики, к-рые были написаны или составлены гл. обр. членами *Кружка ищущих христианского просвещения*. *Творческая мысль* (1904-1915) изд-во в Москве, основанное Р. М. Соловьевым, к-рому помогали, а после его смерти возглавили изд-во его брат Н. М. Соловьев и А. И. Бачинский. Выпускало преимущественно книги по проблемам самопознания науки, осуществляемого ее виднейшими представителями. Здесь публиковались работы В. И. Вернадского, Н. А. Умова, О. Лоджа, А. Пуанкаре, А. Г. Табрума (*Религиозные верования современных ученых*) и др. Печатались труды и самих издателей. *Образование* (1909-1930) научное изд-во в Петербурге, выпускало непериодические сб. *Новые идеи в философии*, *Новые идеи в социологии* и аналогичные сб. по ряду др. наук, в к-рых помещались статьи по общетеоретическим и философским проблемам. Издало также ряд книг по философии и серию *Библиотека философов*, *Myсагет* (1910-1917) изд-во в Москве, организованное А. Белым, Эллисом (Л. Л. Кобылинским) и Э. К. Метнером (редактор-издатель). Издавало международный журн. *Логос* (1910-1914) и литературно-философский журн. *Труды и дни* (1912-1916). Выпустило серию *Орфей*: *Одеяние духовного брака* Рэйсбрука Удивительного, *Фрагменты* Гераклита Эфесского, *Проповеди и рассуждения* Мейстера Экхарта, *Цветочки* Франциска Ассизского, *Увеселения премудрости о любви супружественной* Э. Сведенборга, *Аврору* Бёме. *Путь* (1910-1919) религиозно-философское изд-во в Москве. Задумано как орган Религиозно-философского об-ва памяти Вл. Соловьева. Ближайшее участие в его работе принимали Булгаков, Г. А. Рачинский, Е. Н. Трубецкой, Эрн. М. К. Морозова финансировала и помогала в организации работы изд-ва. *Путь* собрал всех значительных представителей рус. религиозной философии и продолжал дело славянофилов. Свою задачу изд-во определило так: *Перед нами ставится вопрос не об одних только внешних судьбах России, не об одном только ее государственном бытии и экономическом благосостоянии, но обо всем ее духовном облике, о ее призвании и значении в мировой истории. Предоставляя себе отвечать на эти вопросы в ряде последующих изданий, книгоиздательство *Путь*, однако, ставит вне вопроса и сомнения общую религиозную задачу России и ее призвание послужить в мысли и в жизни всестороннему осуществлению вселенского христианского идеала. В таких мыслях и чувствах приступая к своему делу, оно желает в меру сил и возможности послужить углублению русского самосознания*. Были изданы соч. Киреевского и Чаадаева, *Русские ночи* Одоевского, ряд кн. В. С. Соловьева, не издававшихся в России. Но главный упор был сделан на издание произв. современников; вышли *Мысль и действительность* С. А. Алексеева (Аскольдова), *Философия свободы* Бердяева, *Два града*, *Философия хозяйства*, *Свет невечерний* Булгакова, *Жизнь В. С. Печерина* Гершензона, *Церковь невидимого града* С. Н. Дурылина, *Основные черты органического понимания природы* Карпова, *Философские характеристики и речи* Лопатина, *Миросозерцание В. С. Соловьева*, *Метафизические предположения познания* Е. Н. Трубецкого, *Столп и утверждение истины* Флоренского, *Борьба за Логос* Эрна и др. Начала печататься биографическая серия *Русские мыслители*, ее планы были обширны, но успели выйти *А. С. Хомяков* Бердяева, *Г. С. Сковорода* Эрна и *А. А. Козлов* Аскольдова. Стали выходить тематические сб. статей, из них вышли лишь два: *О Владимире Соловьеве* и *О религии гр. Льва Толстого*. Издавались книги и зарубежных авторов: *История древней церкви* Л. Дюшена, *Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви* И. Зейпеля, *Догмат и критика* Э. Леруа. В серии *Философские классики* смог выйти лишь т. 1 *Избр. соч.* Фихте. Тяготевшие в основном к славянофильству философы *Пути* полемизировали с западнически настроенными философами *Мусагета*. Помимо книг по истории, экономике, юриспруденции, статистике, обозначенных как *Издание Г. А. Лемана и С. И. Сахарова* (1912-1917, Москва), издан и ряд философских книг Бердяева, В. И. Иванова, Н. О. Лосского, Радлова, Франка. Выпущена кн, I философского ежегодника *Мысль и слово*. Кн. II (последняя) этого ежегодника издана *Книгоиздательством С. И. Сахарова*. Из эмигрантских изд-в к философским можно отнести лишь *Евразийское книгоиздательство* (1923-1931,. Париж). Оно издавало *Евразийские временники* (кн. 3-7), *Евразийские хроники* и труды евразийцев Н. С. Трубецкого, Савицкого, Карсавина, Н. Н. Алексеева, Г. В. Вернадского. В советский период философскую литературу выпускал Соц-экгиз (Государственное социально-экономическое изд-во), учрежденный в 1930 г. На базе Соц-экгиза, изд-ва Высшей партийной школы, Академии общественных наук при ЦК КПСС и Географ-гиза образовано в 1963 г. изд-во *Мысль*, одно из направлений к-рого выпуск философской литературы. *Мысль* выпускает серии *Философское наследие* и *Мыслители прошлого*. Изд-во *Политиздат* основано в 1918 г. и сменило ряд названий (*Коммунист*, *Партиздат*, *Госполитиздат* и с 1963 г. *Политиздат*). В нем издавалась и философская литература. На его базе ныне существует изд-во *Республика*, выпускающее серии *Мыслители XX века*, *Библиотека этической мысли*, *Прошлое и настоящее*.