Русская философия

ФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Первыми Ф. ж. в России следует считать издания Козлова: *Философский трехмесячник* (Киев, 1885-1887. № 1-4) и *Свое слово* (Спб., 1888-1898. № 1-5). Первым *большим* Ф. ж. был журн. *Вопросы философии и психологии* (М 1889-1918. № 1-141/142). Как правило, выходило 5 книг в год. Журн. издавался при Московском психологическом обществе. С 1898 г. на обложке значилось: *При содействии С.-Петербургского философского общества*, хотя это содействие было почти номинальным. Инициатором создания журн. был Грот, а издателем А. А. Абрикосов, к-рый в 1893 г. передал его в собственность МПО. В программной статье *О задачах журнала* (1889. № 1) Грот, исходя из того, что мировоззрение рус. народа отлично от мировоззрений др. народов, ставил особые задачи перед рус. философией: *Философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования, не будет ли именно нашей особой философией? От самой красоты мы ждем *спасения*, от истины также*. Ведущую роль в журн. играла группа философов, собиравшихся в *доме Лопатиных*: Лопатин, В. С. Соловьев, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Грот. В 1889-1893 гг. редактором журн. был Грот; в 1894-1895 гг. Грот и Лопатин; в 1896-1897 гг. Лопатин и Преображенский; в 1898-1899 гг. Преображенский; в 1900-1905 гг. С. Н. Трубецкой и Лопатин; в 1905-1918 гг. -Лопатин. Отношения философов и психологов экспериментального направления в журн. были напряженными, о чем свидетельствует письмо С. Н. Трубецкого к Гроту 1897 г., в к-ром он считал отчеты о психологических экспериментах *обременительным балластом журнала*, что совершенно меняет его характер, *заменяя его приложением, не имеющим ничего общего с философией и даже психологией*. В дальнейшем журн. становился все более философским. В Киеве вышло несколько номеров журн. *Философские исследования, обозрения и проч.* под ред. Челпанова (1904-1905, 5 вып.). Журн. издавался как *Труды Психологической семинарии при Ун-те Св. Владимира*. В нем принимали участие Блонский, А. Э. Вайнштейн, Зеньковский, А. К. Шиманский, Шпет, А. М. Щербина. В Москве выходил критико-библиографический журн. *Критическое обозрение* (1905-1909) под ред. Е. Н. Орлова и Кистяковского. Журн. ставил себе целью обозрение новой литературы по философии, истории, юриспруденции, экономике, естествознанию. Инициатором издания был Гершензон. В нем публиковались мн. философы: С. А. Алексеев (Аскольдов), Бердяев, Блонский, Булгаков, Вышеславцев, И. А. Ильин, Новгородцев, Розанов, Франк, Шпег. Их статьи из реферативных перерастали в оригинальные. Этому журн. наследовал *Логос. Международный ежегодный журнал по философии культуры* (М,, 1910-1914; Прага, 1925). Его издание было организовано в 1910 г. *гейдельбергским философским содружеством* группой молодых рус. и нем. философов: Гессена, Степуна, Н. Н. Бубнова (рус. редакция *Логоса*) и Р. Кронера, Г. Мелиса (нем. редакция *Логоса*). В Москве журн. выпускало изд-во *Мусагет*, а позже Т-во Н. О. Вольфа; в Тюбингене издатель Зибек. В № 1 было объявлено участие В. И. Вернадского, И. М. Гревса, Ф. Ф. Зелинского, Кистяковского, A. С. Лаппо-Данилевского, Н. О. Лосского, Радлова, П. Б. Струве, Франка. Позже к ним присоединились А. А. Чупров и А. И. Введенский, а Лосский и Франк вышли из журнала. В *Логосе* участвовали и иностранные философы: Г. Зиммель, Г. Риккерт, Р. Кронер, Г. Вёльфлин, B. Виндельбанд, Н. Гартман, П. Наторп, Б. Кроче, Э. Бутру. Журн. следовал гл. обр. неокантианской традиции во всех ее проявлениях. Осн. его идеей была идея автономии философского знания, причем преобладающее место отводилось рассмотрению гносеологических проблем. *Логос* отмежевывался от философских течений, основанных на внефилософских началах (натурализм, психологизм, историзм, религиозная философия мистического и онтологического характера; сюда была зачислена и православная рус. философия). Отсюда и основания полемики его сторонников с *неославянофилами* изд-ва *Путь*. Журн. пропагандировал прежде всего нем. философию и был поэтому прекращен в 1914 г. В последнее время имело место несколько попыток издания журн. с названием *Логос*. Наиболее устойчивым и соответствующим старому *Логосу* является московский философско-литературный журн. *Логос* , издающийся с 1991 г. Отчасти к Ф. ж. можно отнести издававшийся *Мусагетом* журн. *Труды и дни* (М., 1912-1914, 1916, 8 тетрадей), редактором-издателем к-poгo был Э. К. Метнер. Под ред. Лосского и Радлова выходили непериодические тематические сб. *Новые идеи в философии* (Спб.: Изд-во *Образование*, 1912-1914. № 1-17). Темы сб.: *Философия и ее проблемы*, *Борьба за физическое мировоззрение*, *Теория познания*, *Что такое психология?*, *Методы психологии*, *Существует ли внешний мир? *, *Душа и тело*, *Современные метафизики*, *Этика*, *Бессознательное*, *Психология мышления*. В *Предисловии* к № 1 редакторы писали: *Нами задуман ряд выпусков, в которых постепенно будут затронуты основные задачи философии и указаны различные их решения у современных философов*. То же изд-во *Образование* под ред. Ковалевского и Де-Роберти выпускало сб. *Новые идеи в социологии* (1913-1914. № 1-4). Попыткой философски осмыслить революцию 1905 г. был журн. *Полярная звезда. Еженедельное общественно-политическое и культурно-философское издание* (Спб., 1905-1906. № 1-14), выходивший под ред. Струве. Его продолжил журн. *Свобода и культура* (Спб., 1906. № 1-8) под ред. Франка. С. Н. Трубецкой пытался издавать *еженедельную общественно-политическую газ. *Московская неделя* (М., 1905. № 1-3), к-рая была запрещена. Дело продолжили его братья Е. Н. и Г. Н. Трубецкие, издававшие *Московский еженедельник* (М., 1906-1910), посвященный осмыслению событий в послереволюционной России. Значительной была философская тематика в богословских журн., особенно в журн. *Богословский вестник* (изд. Московской духовной академии. Сергиев Посад, 1892-1918) и журн. *Вера и разум* (изд. Харьковской духовной семинарии. 1884 1917). Широко обсуждалась философская проблематика в ряде журн. *русского модернизма*. Волынский в журн. *Се -верный вестник* в нач. 90-х гг. XIX в. начал *борьбу за идеализм*. Журн.. *Мир искусства* (Спб., 1899-1904) предоставлял свои страницы 3. Н. Гиппиус, Мережковскому, Минскому, Розанову, Шестову. Журн. *Новый путь* (Спб., 1903-1904) печатал статьи Гиппиус, Мережковского, Иванова, А. В. Карташева, Минского, Розанова, Флоренского. В нем публиковались протоколы *Религиозно-философских собраний в Петербурге*. Журн. *Вопросы жизни* (Спб., 1905) продолжил дело *Нового пути*. Значительное внимание уделял философской проблематике журн. *Весы* (М.: Изд.-во *Скорпион*, 1904-1909). Постоянно печатал философские статьи журн. *Русская мысль* (М., 1880-1918). Особенно интересной стала философская часть журн. (ее возглавил Франк), после того как редактором его стал с 1910 г. Струве, при к-ром авторами журн. являлись Бердяев, Булгаков, Е. Н. Трубецкой и др. Отдельно публиковали протоколы заседаний *Записки С.-Петербургского религиозно-философского общества* (1908-1916. Вып. 1, 2, 4, 6). После революции все богословские и Ф. ж. были закрыты. Были сделаны, однако, попытки издания немарксистских журн: *Мысль и слово. Философский ежегодник* под ред. Шпета (М., 1917. Кн. 1; 1918-1921. Кн. 2), *Мысль* (Пб., 1922. № 1-3), *Научные известия. Сб. второй. Философия. Литература. Искусство* (М., 1922). Вскоре стало возможно издание лишь марксистских журн. *Вестник Коммунистической академии* (М., 1922-1935), *Под знаменем марксизма* (М., 1922-1944), *Летописи марксизма* (М.; Л., 1926-1930), *Проблемы марксизма* (Л., 1928-1934) и др. Крупнейшим эмигрантским Ф. ж. был *Путь. Орган русской религиозной мысли* (Париж, 1925-1940. № 1-61). Он собрал все философские и богословские силы эмиграции. Его редактором был Бердяев при участии Вышеславцева и Г. Г. Кульмана. К философским можно отнести журн. *Новый Град* под ред. И. И. Бунакова, Степуна и Федотова (Париж, 1931-1939. № 1-14). Ц. А. Ильин был редактором-издателем журн. *Русский колокол* (Берлин, 1927-1930), целью к-рого считалось углубление рус. самосознания, столь актуальное для эмиграции. К условно философским можно отнести издания евразийцев: *У т в е ржд ение евразийцев* (София; Берлин; Париж; Прага, 1921-1931. 7 кн.); *Евразийская хроника* (Прага; Париж; Берлин, 1925-1937. 12 вып.); *Евразийские тетради* (Париж, 1934-1936. 6 вып.); *Евразиец* (Брюссель, 1929-1934. 25 вып.). Философские статьи постоянно помещали *Современные записки*, *Вестник РСХД (РХД)*, *Православная мысль*, *Новый журнал*, *Грани*,*Символ*. На нем. языке в 1929-1931 гг. в Бонне выходил журн. *Der russische Gedanke* (*Русская мысль*), имевший подзаголовок: *Международный журнал русской философии, литературоведения и культуры*. После войны в стране появились новые Ф. ж.: *Вопросы философии* (М., с 1947 г. по настоящее время) , *Философские науки* (М., с 1958 г. по настоящее время), *Вестник Московского университета. Серия Философия (М., с 1966 г. по настоящее время), реферативные журн. *Общественные науки в СССР*. Серия 3. *Философия*, *Общественные науки за рубежом*. Серия 3. *Философия и социология* (с 1973г. по настоящее время). Ряд Ф. ж. стал издаваться в последнее время. Среди них более устойчивыми оказались *Ступени* (Спб., с 1990 г.), *Начала* (М., с 1991 г., специализирован по рус. религиозной философии), *Путь* (М., с 1992 г.).

  1. философские журналыФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ. Как специфич. форма науч. литры возникли в кон. в. Науч. журналы [Journal des Scavans P. Philosophical Transactions L. с Acta eruditorum Lipsiae ]...Большая советская энциклопедия
  2. философские журналыКак специфическая форма научной литературы возникли в конце в. Научные журналы [Journal des Savans P. Philosophical Transactions L. с Acta eruditorum Lipsiae ] печатал...Большая Советская энциклопедия II
  3. философские журналыКак специфич. форма науч. литры появились в кон. в. В в. возникли собственно Ф. ж.первоначально в Германии Acta philosophorum Halle Philosophisches Journal einer Gesel...Советский философский словарь
  4. философские журналыФИЛОСОФСКИЕ ЖУРНАЛЫ Как специфич. форма науч.em литературы появились в кон.em в.em В в.em возникли собственно Ф. ж. первоначально в Германии Acta philosophorum Halle em...Философская энциклопедия