Русская философия

ФИЛИОКВЕ

(лат. filioque и от Сына) - догматическое дополнение, внесенное католической церковью, вначале поместными церквями - исп. в VI в., франкской в IX в., а затем и Римом около 1014-1015 г., в христианский *Символ веры* (принятый на Никейском и Константинопольском вселенских соборах в IV в.) и обозначающее, что Святой Дух исходит в вечности от Отца и от Сына, одно из главных догматических оснований разделения вост. и зап. церквей. Для религиозного философа, пытающегося рационально объяснить диалектику божественных начал, отношение к Ф. имеет принципиальное значение и сказывается на его конфессиональной ориентации. Осн. аргументами критики Ф. со стороны православных мыслителей является внесение иерархизма в Троицу, отрицающего принцип равенства ипостасей, и чисто логическое дедуцирование последних, что, по их мнению, выявляет чрезмерность претензий разума, утерявшего свою цельность. Так, Хомяков, полемизировавший с зап. вероисповеданиями, полагал, что *отрекшийся от духа любви и лишивший себя даров благодати не может уже иметь внутреннего знания, т. е. веры, но ограничивает себя знанием внешним; посему и знать он может только внешние, а не внутренние тайны Божий*. Христианские общины, исповедующие Ф., считал он, оторвались от церкви и *должны были... исповедовать одно только внешнее послание Духа во всю тварь послание, совершаемое не только от Отца, но и через Сына* (Церковь одна // Соч. Т. 2. С. 12). Хомяков видит в Ф. отдаленную причину протестантизма, ибо в результате этого прибавления в римской церкви *наступило царство рационалистической логики*. Для Карсавина принципиальным является то, что Отец есть не только ипостась, но и ипостазирующая сущность, в к-рой едины три ипостаси, *Если мыслить исхождение Св. Духа от Отца и Сына, то надо мыслить какое-то особое, не сущностное единство Отца и Сына... Если так, то ипостась Духа беднее и меньше, чем две другие, обладающие еще чем-то общим, невозместимым в особом, единичном отношении Духа к Отцу и к Сыну, ибо такого отношения у исходящего от обоих не может и быть*. Попытка уравнять первые две ипостаси приводит, по его мнению, к умалению ипостасности Святого Духа, а значит, и к принижению его дела. Лосев выводил из Ф. всю специфику западноевропейской культуры, в основе к-рой фактическое тождество материи и идеи, языческая скульптурная телесность. В Ф. он видел объединение агностицизма с позитивизмом: *Первая ипостась превращается в отвлеченный признак, вторая в единственно мыслимый эйдос, а третья в фактическое *качество* и *действие*, в реальную силу и конкретную действительность Бога* (Очерки античного символизма и мифологии .М., 1993. С. 881). В отношении к Святому Духу коренится, считал Лосев, осн. различие вост. и зап. культур, ибо *догматы суть отражения реальной, социально-исторической жизни людей в определенное время и в этом смысле очень существенны*. (Владимир Соловьев и его время. М., 1990. С. 423.) Иным было отношение к Ф. у В. С. Соловьева с его проповедью идеи соединения церквей на основе верховенства римского первосвященника. В написанной по-французски для зап. читателя кн. *Россия и Вселенская церковь* (1889) он пытается логически обосновать Ф. По его мнению, посредством трех форм божественного бытия Бог относится к своей собственной субстанции. Третья форма абсолютное обладание Бога, единство его существа и его проявления соответствует третьей ипостаси (Святому Духу) и исходит от двух первых, в ней Бог через завершение своего проявления возвращается в себя.

  1. филиоквелат. fflioque и от сына сформулированное впервые на Толедском церк. соборе в добавление к христ. символу веры. Согласно утвержденному I и II вселен соборами и символу ...Атеистический словарь
  2. филиоквелат. fflioque и от сына сформулированное впервые на Толедском церк. соборе в добавление к христ. символу веры. Согласно утвержденному I и II вселен соборами и символ...Атеистический словарь II
  3. филиоквелат. filioque и от сына добавление сделанное в в.западнохристианской католической церковью к христианскому Символуверы в. в догмате Троицы об исхождении Св. Духа не т...Большой энциклопедический словарь II
  4. филиоквеФИЛИОКВЕ лат. filioque и от сына добавление сделанное в в. западнохристианской католической церковью к христианскому Символу веры в. в догмате Троицы об исхождении Св...Большой Энциклопедический словарь V
  5. филиоквелат. filioque и от сына добавление сделанное Западной Римской Церковью в НикеоЦареградский Символ веры IV века в догмате Троицы об исхождении Святого Духа не только от ...Католическая энциклопедия
  6. филиоквеФИЛИОКВЕлат. filioque и от сына христианская формула интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от БогаОтца но и от Сына. В первоначальном х...Новейший философский словарь
  7. филиоквелат. filioque и от сына христианская формула интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от БогаОтца но и от Сына. В первоначальном христианс...Новейший философский словарь II
  8. филиоквеТермин от лат. Filioque и от сына. Добавление сделанное в VII веке западнохристианской церковью к христианскому Символу веры IV века в догмате Троицы об исхождении Свято...Религиозные термины
  9. филиоквеи от сына сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в г. добавление к христианскому символу веры. Согласно утвержденному I и II Вселенскими соборами и гг...Словарь исторических терминов
  10. филиоквелат. и от Сына добавление к Символу Веры см. сформулированное впервые на Толедском церковном соборе г. и заключавшееся в утверждении что Св. Дух исходит не только от Бог...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  11. филиоквеФИЛИОКВЕ лат . filioque и от сына добавление сделанное в в. западнохристианской католической церковью к христианскому Символу веры в. в догмате Троицы об исхождении Св...Современный энциклопедический словарь
  12. филиоквесм. Спор о филиокве....Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  13. филиоквеFilioque. В переводе с лат. это слово означает и от Сына и относится к тому члену западной версии Никейского символа веры где говорится что Св. Дух исходит от Отца и Сына...Теологический энциклопедический словарь
  14. филиоквеФИЛИОКВЕлат. filioque и Сына принятое Римскокатолической церковью прибавление к разделу НикеоКонстантинопольского символа веры касающемуся исхождения Святого Духа qui ex...Энциклопедия Кольера II