Русская философия

ФЕДОТОВ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ

(1(13).10.1886, Саратов 1.09.1951, г. Бэкон, Нью-Джерси, США) философ, историк, публицист. Учился в Технологическом ин-те в Петербурге (из к-рого за участие в с.-д. движении был исключен и выслан за границу); вернувшись в 1908 г. на родину, продолжил образование на историческом отд. Петербургского ун-та. В 1914-1918 гг. приват-доцент Петербургского, в 1920-1922 гг. - проф. Саратовского ун-тов. В 1925 г. эмигрировал и возобновил преподавательскую деятельность: 1926-1940 гг. проф. Православного Богословского ин-та в Париже; 1943-1951 гг. - в Православной духовной семинарии в Нью-Йорке. С 1931 по 1939 г. Ф. совместно с И. И. Бунаковым-Фондаминским и Степуном издавал журн. *Новый град*, пропагандировавший идеи христианского социализма. Философские взгляды Ф. претерпели сложную эволюцию: от марксизма к философскому идеализму и от него к православию. Сколько-нибудь завершенной и оригинальной философской системы Ф. не создал. Преобладающий жанр его творчества - исследования по истории средневековой культуры, преимущественно рус, и философская публицистика (статьи, эссе, очерки), однако присущие им глубина и отточенность мысли, широта и оригинальность теоретических обобщений, информационная насыщенность, яркая литературная форма сделали их заметным явлением в истории отечественной философской, культурологической и общественно-политической мысли 1-й пол. XX в. В исторических соч. Ф. *Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам* (1935), *Святой Филипп, митрополит Московский* (1928), *Святые Древней Руси* (1931), *Русская религиозная мысль* (в 2 т., 1946, на англ. языке), *Сокровищница русской духовности* (1948, на англ. языке) работа историка-аналитика сочетается с историософскими отступлениями и обобщениями, опирается на ясно очерченный философско-мировоззренческий фундамент оригинального христианского мышления. В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития рус. духовной, в т. ч. философской, мысли, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения *византийского* и *православного* начал в духовной культуре России. Большая часть философской, религиозной и исторической публицистики Ф. собрана (уже после его смерти) в кн. *Новый град* (1952), *Христианин в революции* (1957), *Лицо России* (1967), *Россия, Европа и мы* (1973), *Тяжба о России* (1982), *Защита России* (1988). Осн. темы философской публицистики Ф. размышления о смысле и перспективах истории, назначении и судьбах культуры и цивилизации, религии и церкви, раздумья об историческом прошлом России, бедах и успехах настоящего, социальных и духовных судьбах ее будущего, религиозно-нравственных основах политики, защите ценностей демократии. Ф. стремился по-новому осмыслить вопрос о соотношении исторических судеб и особенностей развития России и Европы (с учетом сложной диалектики и оплодотворяющего взаимовлияния отечественной и европейской культур), о месте и роли интеллигенции в духовном кризисе и будущем духовном возрождении России, в созидательных возможностях к-рой он не сомневался я в самые мрачные времена *сталинократии* (термин Ф.). Главное условие духовного и национального возрождения России Ф. видел в создании политической свободы и в освоении духовного, культурного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. На одно из первых мест он ставил необходимость пробуждения национального самосознания народа, к-рое должны стимулировать и государство, и церковь. Ведущая тема всего творчества Ф. философия культуры. Он стремился преодолеть крайности как антропоцентристского, так и теоцентристского истолкования культуры. Ф. пытался показать, что эсхатологическая традиция христианства, утверждающая невозможность в рамках земного бытия достижения совершенства и полного воплощения идеала, вполне совместима с признанием непреходящей значимости культурного и социального творчества (*Эсхатология и культура*, 1938). В философии истории Ф. отвергал все формы исторического детерминизма рационалистически-идеалистического, материалистического и религиозного. Он исходил из традиционного христианского понимания истории как трагической мистерии, единственным и главным героем к-рой является человек свободный, но не оставленный Богом и искушаемый злом. История, полагал он, не может быть сведена к череде пусть даже и, безусловно, эпохальных событий. Тем более не способны исчерпать смысл происходящего с человеком в его тысячелетнем социальном и культурном опыте любые обоснования *логики* исторического развития. В истории есть *внутренняя, тихая жизнь* (В. С. Соловьев), складывающаяся из усилий мн. поколений и отдельных личностей, и именно она составляет главное содержание исторического процесса (*Трагедия интеллигенции*, 1926; *Правда побежденных*, 1933; *Православие и историческая критика*, 1937).

  1. федотов георгий петровичрус. религ. философ историк культуры публицист. В эмигрировал. Один из основателей журн. Новый град Париж в кром развивал идеи гуманизма христ. в противовес механич. пр...Атеистический словарь
  2. федотов георгий петровичрус. религ. философ историк культуры публицист. В эмигрировал. Один из основателей журн. Новый град Париж в кром развивал идеи гуманизма христ. в противовес механич. пр...Атеистический словарь II
  3. федотов, георгий петрович[.] философ историк публицист. Род. в Саратове в семье управляющего канцелярией саратовского губернатора. Закончив Саратовскую гимназию поступил в Петерб. технол. инт пр...Большая биографическая энциклопедия
  4. федотов георгий петровичФЕДОТОВ Георгий Петрович российский религиозный мыслитель историк и публицист. С за рубежом профессор Русского православного богословского института в Париже до Свято...Большой Энциклопедический словарь V
  5. федотов, георгий петровичГеоргий Петрович российский религиозный мыслитель историк и публицист. С за рубежом. Один из основателей журнала Новый град . В исследованиях и многочисленных эссе ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. федотов георгий петровичФедотов Георгий Петрович автор сочинения Образы человечестваПсевдонимыi Абелярu доп.Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  7. федотов георгий петровичоктября сентября рус. религ. мыслитель философ культуры историк и публицист. В участвовал в революц. с.д. движении. Окончил Петербургский унт специализировался по и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. федотов георгий петровичрус. философ богослов историк публицист. Учился в технологическом институте в Петербурге из крого за участие в с.д. движении был исключен и выслан за границу вернувшись в...Философский энциклопедический словарь
  9. федотов георгий петровичрелигиозный мыслитель историк и публицист. С за рубежом профессор Русского православного богословского института в Париже до СвятоВладимирской духовной академии в НьюЙо...Энциклопедия История отечества
  10. федотов георгий петровичрелигиозный мыслитель историк и публицист. С за рубежом профессор Русского православного богословского института в Париже до СвятоВладимирской духовной академии в НьюЙо...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  11. федотов, георгий петровичФЕДОТОВ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ русский историк философ публицист. Родился октября в Саратове. В биографии и духовной эволюции Федотова немало характерного для судеб многих ро...Энциклопедия Кольера II
  12. федотов георгий петрович. Саратов . Бэкон шт. НьюДжерси США христианский мыслитель церковный историк культуры публицист. Родился в семье управляющего канцелярией саратовского губернатора Петра И...Энциклопедия русской эмиграции