Русская философия

ТЮТЧЕВ ФЕДОР ИВАНОВИЧ

(23.11(5.12).1803, с. Овстуг Орловской губ., ныне Брянской обл.- 15(27).07.1873, Царское Село, ныне г. Пушкин) - поэт, один из виднейших представителей философской лирики, по своим социально-политическим взглядам близок к славянофильству. Родовитый дворянин, окончил отд. словесности Московского ун-та (1821). Затем стал дипломатом, служил в рус. миссии в Мюнхене и Турине. Как *русский выходец из Европы* (И. С. Аксаков), Т. был связан с ней и духом и родством (обе его жены происходили из нем. аристократических фамилий). Он был близко знаком с нем. философами Шеллингом и Баадером, встречался с Гейне, интересовался творчеством Бёме, Гёте, Гельдерлина, специально ездил в Париж, где посещал лекции Гизо, Кузена, Виллемена. На фр. языке написаны и опубликованы политические статьи Т.: *Письмо г-ну Густаву Кольбу, редактору *Альгемайне цайтунг* (1844); *Россия и революция* (1849); *Папство и римский вопрос* (1850), вышедшие на родине поэта лишь в 1873 и 1886 гг. Восприимчивость к новейшим достижениям европейского интеллекта сочеталась у Т. с исключительной чуткостью к судьбе России. После отставки от дипломатической службы и возвращения Т. из Европы (1844) его славянофильские симпатии усилились. Не исключено, что идейные изменения произошли у Т. вначале под влиянием Шеллинга, ожидавшего от России и рус. мысли великого будущего, хотя Т. и не был согласен с его идеей примирения философии с христианством, считая, что подлинное откровение уже дано в Священном писании. Обращая свои взоры к России, Т. прежде всего стремился показать, что Россия не противостоит христианскому Западу, а является его *законной сестрой*, правда живущей *своей собственной органической, самобытной жизнью*. В своих политических статьях Т. раскрывал и объяснял феномен русофобии, анализировал причину антирус. настроений, получивших распространение в Западной Европе. Она виделась ему в стремлении вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то силой презрения. У Т. вызревал замысел трактата *Россия и Запад*, оставшегося незавершенным (материалы к нему см. в кн.: Литературное наследство. М., 1988. Т. 96, кн. 1). Направление этого сочинения историософское, а метод изложения сравнительно-исторический, делающий акцент на сопоставлении исторического опыта России, Германии, Франции, Италии и Австрии. Зап. страхи по поводу России, показывает Т., проистекают и от незнания, поскольку ученые и философы Запада *в своих исторических воззрениях упустили целую половину европейского мира*. Влияние славянофилов на Т. было несомненным. Будучи с 1858 г. председателем комитета иностранной цензуры, он всячески поддерживал газ. *День* и *Москва*, издававшиеся И. С. Аксаковым, женатым на его старшей дочери. Подобно славянофилам, Т. признавал определяющую роль религии в духовном складе каждого народа и православия как главной отличительной черты самобытности рус. культуры. Он разделял панславистские взгляды и записал в альбом чешскому просветителю В. Ганке стихотворение, начинавшееся словами: *Вековать ли нам в разлуке? Не пора ль очнуться нам...* (1841). Неоднократно в публицистике и стихах Т. излагал утопию *возвращения Константинополя*, *образования великой православной империи* и *соединения двух церквей восточной и западной*. Последняя идея активно разрабатывалась впоследствии В. С. Соловьевым в его учении о *вселенской теократии*. Вместе с тем в трактате *Россия и Запад* Т. выступил против *литературных панславистов*, и особенно против революционного панславизма М. А. Бакунина, *Вопрос племенной лишь второстепенный или, скорей, это не принцип*. Т. в этом случае ведет речь о духовном выпрямлении, возрождении славянского мира, сохранении культурных традиций не только славянства, но и Венгрии и всей Восточной Европы. Геополитические аспекты панславизма для позднего Т. отступают на второй план и выдвигаются надежды на *примирительное начало*, к-рому, по Т., суждено одержать победу *над всею племенною рознью*. Они воплощены в духовных традициях православия, к-рые могли бы стать противоядием от неверия и нигилизма, все шире распространяющихся в об-ве: *Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует...* (*Наш век*, 1851). Своеобразным символом поэзии Т. являются его широко известные строки: *Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать /В Россию можно только верить*. Эти строки не были выражением некоего слепого патриотизма. Т. порой резко критически отзывался о порядках в России, осуждал и высших носителей власти. На смерть Николая I он отозвался словами: *Не Богу ты служил и не России...* и далее: *Все было ложь в тебе, все призраки пустые...* Россия для всего творчества Т. есть нечто первичное, изначальное, чего нельзя *измерить и понять*, а можно выразить, схватить лишь интуитивно. Именно так религиозно-нравственное восприятие России отражено в его стихотворениях *Олегов щит*, *Эти бедные селенья...*, *Ты долго ль будешь за туманом*, *Проезжая через Ковно* и др. Философская лирика Т. оказала влияние на поэзию Вл. Соловьева и рус. символизма, публицистику Булгакова. Тютчевский образ *неистощимого водомета* мысли использовал С. Я. Трубецкой в своем определении предмета философии. Его неприятие революционаризма и нигилизма, партийной ожесточенности, возведенной в принцип человеческих отношений, было созвучно идеям Достоевского и авторов сб. *Вехи*. Как мыслитель Т. был своеобразным посредником между Россией и Европой, и не случайно, что его взгляды стали известны в Германии и Франции раньше, чем на родине. Как поэт он получил известность благодаря Пушкину, поместившему в *Современнике* (1836) подборку его стихов. Однако по-настоящему он был признан лишь в кон. XIX нач. XX в., когда его стали считать одним из выдающихся выразителей русской идеи.

  1. тютчев федор ивановичРусский поэт членкорреспондент Петербургской Академии наук . Духовнонапряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. В...100 великих любовников
  2. тютчев федор ивановичДовольно часто повторяют гетевские слова что мол если хочешь лучше понять поэта побывай на его родине. Я побывал в селе Овстуге Брянской области где родился Федор Иванови...100 великих писателей
  3. тютчев фёдор ивановичРусский поэт. При жизни поэта опубликованы два поэтических сборника Стихотворения в которых помещены и лирические и политические и философские стихотворения. Среди множес...Афоризмы русских писателей
  4. тютчев федор ивановичТютчев Федор Иванович известный поэт один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился ноября г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловск...Биографический словарь
  5. тютчев, федор ивановичизвестный поэт один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился ноября года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губ. в родовитой д...Большая биографическая энциклопедия
  6. тютчев федор ивановичТютчевstrong Федор Иванович [. село Овстуг ныне Брянской области . Царское Село ныне г. Пушкин Ленинградской области] русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому р...Большая Советская энциклопедия II
  7. тютчев федор ивановичизвестный поэт один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился ноября г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой...Большой российский биографический словарь
  8. тютчев федор ивановичТЮТЧЕВ Федор Иванович русский поэт членкорреспондент Петербургской АН . Духовнонапряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противор...Большой Энциклопедический словарь V
  9. тютчев федор ивановичТЮТЧЕВstrong Федор Иванович рус. поэт. Как и Л. был воспитанником Моск. унта имел общих с Л. учителей А.Ф. Мерзляков и С.Е. Раич домашний учитель Т. в и др. в дружеско...Лермонтовская энциклопедия
  10. тютчев фёдор ивановичТЮТЧЕВ Фдор Иванович . русский поэт. Филос. и любовная лирика сб. Стихотворения под ред. И. С. Тургенева под ред. И. С. Аксакова в т. ч. даты создания Весенняя гроза п...Литературный энциклопедический словарь
  11. тютчев фёдор ивановичФ. И. Тютчев.Тютчев Фдор Иванович село Овстуг Орловской губернии Царское Село близ Петербурга поэт. Из старинного дворянского рода. С семья Тютчевых жила в Москве пер...Москва (энциклопедия)
  12. тютчев фёдор ивановичТютчев Фдор Иванович поэт. В Петербурге с февраля зачислен в коллегию Министерства иностранных дел. В мае уехал в Москву затем за границу где пробыл года состоял при д...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  13. тютчев федор иванович. . великий русский поэт и мыслитель один из тонких и проникновенных выразителей духовнонравственных ценностей русской цивилизации. Родился в родовом имении отца Овстуг ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. тютчев, федор ивановичТютчев Федор Иванович русский поэт тончайший лирик певец природы. . Первые стихотворения Т. в печати относятся к г. но до г. его немногочисленные стихи рассеянные п...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  15. тютчев федор ивановичТютчев Федор Иванович нояб. июля Спб. поэтПсевдонимыi Т.u Т.u Т.вu Твu Т в О.u Т в Ф.u Т в Ф.u Тв Ф.u Т.в Ф.u Т.ев Ф.u Т.т.ч.в Ф.u Тчв Ф.u Тъu Т.ъu Тютчев Н.u Ф. ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  16. тютчев федор ивановичТютчев Федор Иванович известный поэт один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился ноября года в селе Овстуг Брянского уезда Орлов...Энциклопедический словарь
  17. тютчев федор ивановичизвестный поэт один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Родился ноября года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губ. в родовитой д...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона