Русская философия

ТОЛКОВАЯ ПАЛЕЯ

древнерус. натурфилософский сборник, в к-ром пересказываются с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями библейские книги. Он содержит в себе осн. философские понятия, выраженные в виде символов и аллегорий и охватывающие сферу онтологии, логики, гносеологии, антропологии. *Т.П.* вмещает в себя два элемента историософию и натурфилософский комментарий, причем первый подчиняется второму. Онтология *Т.П.* начинается с изложения акта творения, последовательного сотворения частей мироздания. Элементы и стихии огонь, вода, земля, воздух, к к-рым прибавляется еще пятый элемент ангельский мир, соответствующий античному представлению об эфире. Все они образуют первичный материал для строительства космоса. Находящиеся в потенции, они разъединяются и очищаются. Это разъединение скрытых первоэлементов представляет собой грандиозный космогонический акт. Здесь происходит установление космического пространства (разъединение неба и земли, формирование космических зон, создание опоры сотворение первой тверди среди первоначального океана вокруг земли). В результате космос принимает следующую схему: земля небо (воды над землей) – твердь - и *воды превыше небес*. Посредничество между космическими зонами осуществляется через ангелов мир, созданный прежде мира, времени и пространства. Ангелы то первоначало, с помощью к-рого возникает видимый мир. Ангельские чины представляют собой осн. сущностные формы бытия. Их существование не сводится к простой передаче Божественной энергии, они сами в определенной степени творят мир, но не абсолютно, а в соответствии с волей Творца, сохраняя при этом собственный разум и силу. Наполнение пространства первоэлементами и конкретными объектами, из к-рых состоят сами объекты, абстрактными сущностями создает картину творения, в к-рой все сущее сводится к Единому и выводится из Единого Бога. В своей совокупности эти акты представляют как космогонический процесс, так и его результат сотворенный космос, его состав и характеристики. Порядок сотворения мира соответствует идеальной схеме: небытие небо – вода - земля планеты время и связанная с ним продолжительность существования объектов (растения животные человек искусственно созданные предметы). Натурфилософия *Т.П.* исходит из резкого противопоставления Бога и феноменального мира, тварное возникло из не-сущего и не может иметь сходства с самосущим бытием. Только Богу принадлежит подлинное бытие, и Бог есть, прежде всего, Бытие и Сущий, ибо Он безначален. Однако тварь существует и в своем возникновении получила не только бытие, но твердую устойчивость, что возможно только через раскрытие в мире Слова (Логоса). Собственное и Единственное Слово сходит во Вселенную и распространяет здесь свои силы. Логос в данном контексте есть Бог откровения Христос. Творение мира завершается созданием человека. Космос устрояется Богом ради человека. Человек средоточие Вселенной, полнота природы, микрокосм. Космичность человека получает смысл в том, что он создан по образу Божию и через это становится проводником абсолютных действий во всякую тварь. Он создается от земли, и через него первоэлементы получают участие в *сущностном действе*. Сущность человеческого бытия Образ Божий, очерчивающий грань между природой и человеком и предполагающий отображение Божественных совершенств. Это динамичный фактор, допускающий умаление и приращение. Человек предстает в триединстве души (определяющая субстанция) сердца (чувственная природа) разума (интеллектуальная деятельность). Основная антропологическая идея *Т.П.* это представление о человеке как о существе динамичном, становящемся. Натурфилософия *Т.П.* связана с философско-богословской полемикой с представителями авраамистических религий (ислама и иудаизма). Она проводится по нескольким направлениям: онтологические проблемы сотворения мира, взаимоотношения Бытия (Бога) и Сущего (Творца-Логоса), раскрытие материи во времени, затем появление человека и его отношение к эмпирическому миру и к высшей субстанции. Спорен вопрос о происхождении памятника. Часть ученых (А. В. Михайлов, В. М. Истрин, И. Н. Жданов) считала *Т.П.* сборником, составленным древнерус. книжниками. По мнению И. И. Срезневского, Н. С. Тихонравова, И. Я. Порфирьева, это перевод неизвестного оригинала. Текстуальная близость *Т.П.* к первоначальной летописи была замечена давно, но ей давались различные объяснения: видели в ней источник летописи и наоборот. Однако существует т. зр., согласно к-рой близость ее к летописи объясняется их обращением к одному источнику. В настоящее время известно ок. 15 списков *Т.П.*, наиболее древн. XIV в.