Русская философия

ТЕОСОФИЯ

(от греч. theos Бог и sophia мудрость) учение о *божественной мудрости*, как определяла это понятие Блаватская, с именем к-рой связано возрождение теософического знания во 2-й пол. XIX в. Говоря о происхождении самого термина, она указывает на Аммония Саккаса, александрийского гностика III в., разработавшего эклектическую теософскую систему, основанную на откровениях египетского мудреца Тота, к-рый больше известен под греч. именем Гермеса Трисмегиста и к-рому, согласно легенде, принадлежал *ключ*, открывающий двери всех оккультных (тайных) учений. Согласно герметизму, к к-рому восходит Т., тот, кто владел тайным, эзотерическим знанием, обладал великой силой Мудростью, способной преображать физическую, психическую и духовную природу человека. Знание передавалось устно, от учителя к ученику и носило характер посвящения. Учитель брал на себя ответственность за использование учеником знания для реализации Божественного закона. Т. утверждает, что осн. элементы эзотерической философии входят во все религии и философские учения древности. Позднее знание, передававшееся устно, было записано в каббале, учение к-рой открывалось лишь посвященным, что обеспечивало, как считают теософы, преемственность знания, с одной стороны, и ограничение доступа к нему людей, не обладающих высокой духовной культурой, с другой. Совр. Т. связана прежде всего с именами рус. мыслителей: Блаватской и Я. А*, и Е. И. Рерихами. Она является учением об истине, как любви, рожденной в Мудрости (Блаватская) и красоте (Рерихи), и считается гностическим знанием, ее цель развить в человеке стремление к целостному знанию, в к-ром снято противоречие между абстрактно-логическим знанием и верой. Раскрывая внутреннюю связь между наукой, философией, искусством и религией, Т. углубляет их до божественной Мудрости, понимая под последней абсолютное, вечное и неизменное начало, проявляющее себя в непрерывных, изменчивых формах знания и творчества. Согласно Т., лишь с т. зр. божественной Мудрости, выступающей началом разума и смысла, можно творчески овладеть и универсально расширить познавательный кругозор ученого, философа, художника, религиозного деятеля. Устремленность к расширению знания отразилась в практике совершенствования теософами своих физических и психических сил, что нередко рассматривается учеными как простое шарлатанство. Т. возродила интерес к чистой мысли и чистому знанию, к-рые были забыты европейской цивилизацией, озабоченной лишь достижением материального благополучия. Учение о чистой мысли как самопорождающей силе Т. называет оккультизмом *тайным знанием души*, противопоставляя его оккультным, магическим в своей сущности наукам, направленным на овладение психическими энергиями в низших формах природного мира: минерального, растительного, животного. По Блаватской, большинство людей, включая и теософов, *не имеют определенного представления о природе оккультизма и смешивают его с оккультными науками в целом, включая *черную магию* Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. С. 50). Магию как глубокое знание оккультных сил природы можно духовно оправдать, отмечала Блаватская, когда она *желает получить теософию, божественную Мудрость и знание*, когда она становится белой магией, основанной на медитации и теургии. Медитацию Т. определяет как *прекращение активной внешней мысли* и внутреннее сосредоточение, возвращающее мысль человека к Мудрости вселенского разума. Как созерцательный акт она, согласно теософам, несет в себе мощный заряд энергии, преображающей человека на основе божественного света. Укрепив свои духовные силы, человек способен активно и осознанно влиять на низшие планы бытия, тем самым становясь теургом, способным подчинять и регулировать слепые, хаотические силы природы. Не считая целесообразным избавляться от низших энергий с помощью методов изгнания духов, как это делает церковь, Т. полагает, что их нужно переводить в высшие, ставя под контроль божественной гармонии. Непознанные психические энергии, согласно Т., превращаются в разрушительную, неконтролируемую силу. Совр. цивилизация и есть с этой т. зр. результат действий людей, одержимых разрушительными страстями, что и привело к хищническому отношению к природе и самому человеку. Сознательная регуляция стихийных психических и физических сил, согласно Т., возможна лишь на путях перерождения сознания. Совр. знание, направленное на овладение внешним миром, носит инструментально-практический характер, оно пассивно. Философия и наука не знают активного знания, направленного на познание внутреннего мира человека и внутренней жизни природы. Оторванные от единого корня духовного знания, они. как и религия, не являются носителями полноты истины. Совершенствование научно-позитивного знания, согласно Т., не вскрывает глубину истины, к-рая может раскрываться лишь в гармонизации всех сторон духовного творчества. Т. усматривает свою цель в возвращении к внутренней жизни природы как космоса, Божественной гармонии мирового бытия. Пытаясь объединить совр. знание об эволюционном развитии с древн. учениями о циклической картине мира, Т. противопоставляет представлению о природе как ставшей форме жизни учение о живом, одухотворенном космосе, состоящем из разных планов, иерархии духов. *Ставшую* природу материального мира Т. рассматривает как момент космической эволюции, движущим началом к-рой является Божественная энергия. Человек как микрокосм связан с родственными космическими стихиями Вселенной и включен в эволюцию живого космоса. Для Т. человек это существо духовное в своей основе, вмещающее в себя всю полноту бытия. Она вериг в бессмертие души, закон земной кармы, переселение душ (выступая против учений, к-рые допускают переселение душ в низшие формы). Человек триедин, его тело, душа и дух раскрываются в иерархическом единстве космического человека Адаме Кадмонс (*едином Сыне божественного Отца*). Человек не только бессмертное существо, как дух, заключенный в душе, но и земной человек, поскольку душа его является проводником низших планов (физического, астрального, ментального). Душой и духом человек укоренен в Мировой Душе божественной Мудрости. Т. различает в человеческой душе, основанной на разуме, высшую форму, к-рая связывает ее с божественной Мировой Душой, и низшую форму (*животную душу*), носительницу инстинктов, слепых желаний и страстей. Тем самым человеческая душа оказывается ареной борьбы между низшими, инстинктивными и божественными устремлениями человека. Она рискует в любой момент подчинить человека его материальным, животным интересам, превратить его в тень, астрального двойника подлинного, духовного человека. Астральный человек проводник земной, преходящей, а не вечной Божественной жизни. Лишь изживая животные, низменные страсти и освобождаясь от своей тени астрала, *божественное Я может вибрировать в сознательной гармонии с обоими полюсами человеческого Существа с человеком из очищенной материи и с вечно чистой Духовной Душой и может предстать перед всеведущим Я, Христом мистиков-гностиков, соединяясь, сливаясь и становясь Им навсегда* (Там же. С. 56). Теософское знание в России существовало не только в форме т. наз. *вост. Т.*, представленной Теософским об-вом (1908-1918), к-рое развивало идеи Блаватской, но и в своеобразной форме религиозного гностицизма (В. С. Соловьев, Бердяев), обращающегося к мистическому, эзотерическому знанию христианской религии (Я. Бёме, Парацельс, Э. Сведенборг). Его представителям была близка идея универсального синтеза, космического преображения человека и мира. В отличие от церковно-догматического христианства, учившие о Страшном суде, они защищали идею преображения, обожения. Они считали, что не только моральный путь и путь святости ведут к свету, но и путь знания. Религиозная вера, лишенная света знания, превращается в внешнеобрядовую религиозность. Боязнь знания и мысли, характерную для религиозной общественности, христианские гностики объяснили стремлением ставить знак равенства, между знанием и рационализмом. Но *великие мистики не боялись знания, они видели в гнозисе не рационализацию, а богообщение* (Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли к России . Русская мысль. 1916. Кн. 11. С. 18). Реакцией на господство формально-логического рационализма в совр. культуре стало бурное увлечение иррационализмом и демонической практикой. Но *из тисков этих нам необходимо выйти на свободу, к творческой мысли, творческому знанию, к гностическому свету, преобразующему мир* (Там же.). Однако христианскому гностицизму, учившему о Христе-Богочеловеке, в к-ром раскрывается единственность лика человека, была чужда идея безличного откровения *вост. Г*, видящей в человеке орудие космической эволюции. *Человек изначален, предмирен, он больше мира и мировой эволюции* (Бердяев). Христианские гностики не могли примириться и с идеей божественной справедливости и закономерности, выраженной в законе кармы, т. к. Бог спасает мир не справедливостью, а *тайной избыточной благодати* (Бердяев). Теософские идеи оказали большое влияние на Циолковского, Скрябина, М.Чюрлениса, Н. А. Клюева и др. деятелей культуры нач. XX в. Теософское об-во издавало *Вестник теософии* и *Известия Российского теософского общества*. По его инициативе в 1918 г. был создан *Союз воспитания свободного человека*. В настоящее время деятельность российского теософского об-ва возобновлена. В 1992 г. вышел первый номер *Вестника теософии*.

  1. теософияот греч. theos бог и sophia мудрость знание букв. богопознание реакц. религ.филос. учение о возможности непосредств. постижения бога с помощью мистич. интуиции и открове...Атеистический словарь
  2. теософияот греч. theos бог и sophia мудрость знание букв. богопознание реакц. религ.филос. учение о возможности непосредств. постижения бога с помощью мистич. интуиции и откро...Атеистический словарь II
  3. теософияот греч. thes бог и sopha мудрость знание в широком смысле слова мистическое богопознание см. Мистика. В Ареопагитиках См. Ареопагитики emсиноним теологии См. Теологи...Большая Советская энциклопедия II
  4. теософиягреч. theos бог sophia мудрость религиозномистическое учение о постижении божества через откровение и о существовании реальной возможности непосредственного общения с ...Большая энциклопедия по психиатрии
  5. теософияж. teosofia Итальянорусский словарь. Синонимы антропософия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. теософияж.teosofa f...Большой русско-испанский словарь
  7. теософиясущ. жен. рода только ед. ч. филос....Большой русско-украинский словарь
  8. теософияж. thosophie f...Большой русско-французский словарь
  9. теософияот греч. theos Бог и sophia мудрость знание дословно богопознание англ. theosophy нем. Theosophie. Религиозномистическое учение о единении человеческой души с божест...Большой толковый социологический словарь II
  10. теософияж.thosophie f антропософия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. теософияот греч. theos Бог и sophia мудрость . в широком смысле всякое мистическое учение претендующее на раскрытие особых божественныхтайн. Мистическая доктрина Е. П. Блаватск...Большой энциклопедический словарь II
  12. теософияТЕОСОФИЯ от греч. theos Бог и sophia мудрость . в широком смысле всякое мистическое учение претендующее на раскрытие особых божественных тайн] Мистическая доктрина Е. ...Большой Энциклопедический словарь V
  13. теософияот греч.Бог и мудрость название эзотерического учения берущего начало от древнеегипетских и древнегреческих мистерий. В в. это название получает система взглядов развива...Евразийская мудрость от А до Я
  14. теософияот греческого theos Бог и sophia мудрость в широком смысле всякое мистическое учение претендующее на раскрытие особых божественных тайн. Мистическая доктрина Е.П. Бл...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. теософияТЕОСОФИЯ и ж. thosophie f. ampLT ср.лат. theosphia. Религиозное философскомистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного обще...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. теософияот греч. theos и sophos божественная мудрость у Вл. Соловьева система истинного цельного знания опирающаяся на мистическое знание вещей божественных которое она посредств...Краткий религиозно-философский словарь
  17. теософияи ж.em Религиозномистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.[От греч. божественная мудрос...Малый академический словарь
  18. теософиякорень ТЕ соединительная гласная О корень СОФ окончание ИЯ Основа слова ТЕОСОФВычисленный способ образования слова Сложение основ ТЕ соединительная гласная О СОФ ...Морфемный разбор слова по составу
  19. теософияНачальная форма Теософия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. теософияtheosophy греч. божественная мудрость религ.филос. учение претендующее на постижение природы Бога и мироздания путем непосредственного восприятия с помощью мистической ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  21. теософияТЕОСОФИЯ греч. theos Бог и sорhiа мудрость знание доктрина Богопознания в отличие от теологии опирающейся на идею откровения и догматы церкви основанная на внеконфесси...Новейший философский словарь
  22. теософиягреч. theos Бог и sорhiа мудрость знание доктрина Богопознания в отличие от теологии опирающейся на идею откровения и догматы церкви основанная на внеконфессиональном ...Новейший философский словарь II
  23. теософиятеософия ж. Религиозномистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. теософиярелигиозная доктрина изучающая соединение с божеством. Теософия мистическое учение проповедующее аскетику и постепенное восхождение человеческого духа к Божественному оз...Новый философский словарь
  25. теософиятеософия теософия и...Орфографический словарь
  26. теософияu жu Р.u Д.u Пр.u теософии антропософия...Орфографический словарь русского языка
  27. теософиягр. богомудрость религиозномистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром через магию оккул...Основы духовной культуры
  28. теософиятеософия теософии теософии теософий теософии теософиям теософию теософии теософией теософиею теософиями теософии теософиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. теософияОрфографическая запись слова теософия Ударение в слове теософия Деление слова на слоги перенос слова теософия Фонетическая транскрипция слова теософия [тиасофа] Характер...Полный фонетический разбор слов
  30. теософиягреч. богопознание антихристианское философское учение о возможности непосредственного постижения бога с помощью мистической интуиции доступной избранному кругу посвяще...Православный энциклопедический словарь
  31. теософияСинкретическое религиозномистическое учение основанное русской писательницей Е.П.Блаватской. Учение сложилось под влиянием религиозных и философских концепций брахманизма...Религиозные термины
  32. теософиятеософия иСинонимы антропософия...Русский орфографический словарь
  33. теософияЖ мн. нет tsvvf sufilik....Русско-азербайджанский словарь
  34. теософиятеософия ж.itheosophy...Русско-английский словарь
  35. теософияТэасофя...Русско-белорусский словарь
  36. теософиярел.i тэасофя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  37. теософиятеосо антропософия...Русско-ивритский словарь
  38. теософиятеософия дай тану жнндег лм...Русско-казахский словарь
  39. теософиятеософия...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  40. теософиятеософия дайшылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  41. теософияж. теософия тиги дйн менен байланышуу аркылуу бардык диндердин ички мазмунун билг болот деп ишендирч диниймистикалык окуу....Русско-киргизский словарь
  42. теософия. Синонимы антропософия...Русско-китайский словарь
  43. теософиятеософия вадония...Русско-таджикский словарь
  44. теософияTeosoofia...Русско-эстонский словарь
  45. теософиятеософия и [неem теософия\]Синонимы антропософия...Русское словесное ударение
  46. теософиярелигиозная доктрина изучающая соединение с божеством. Теософия мистическое учение проповедующее аскетику и постепенное восхождение человеческого духа к Божественному оз...Сверхкраткий философский словарь
  47. теософиятеософия антропософия...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  48. теософияТЕОСОФИЯ от греч. theos бог и sophia премудрость в широком смысле слова богопознание. Обычно под т. понимают учение основанное Е.П. Блаватской религиознофилософскую д...Словарь астрологических терминов
  49. теософияТЕОСОФИЯ греч. от Theos Бог и sophos мудрый. наука имеющая притязание научить сноситься непосредственно с Богом духовидевие. общее название всех мистических учений. С...Словарь иностранных слов русского языка
  50. теософиямудрость знание богопознание в широком смысле всякое мистическое учение претендующее на раскрытие особых божественных тайн. Кроме того мистическая доктрина Е. П. Блават...Словарь исторических терминов
  51. теософиятеософия антропософия Словарь русских синонимов. теософия сущ. колво синонимов антропософия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы антропософия...Словарь синонимов II
  52. теософиятеософия антропософия...Словарь синонимов
  53. теософияв широком смысле слова мистич. богопознание см. Мистика. У ПсевдоДионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее Т. в отличие от теологии опирающейся на откровение и догмат...Советский философский словарь
  54. теософияТЕОСОФИЯ от греческого theos Бог и sophia мудрость в широком смысле всякое мистическое учение претендующее на раскрытие особых божественных тайн. Мистическая доктрин...Современная энциклопедия
  55. теософияТЕОСОФИЯ от греч . theos Бог и sophia мудрость . в широком смысле всякое мистическое учение претендующее на раскрытие особых божественных тайн. Мистическая доктрина Е....Современный энциклопедический словарь
  56. теософияназвание эзотерического учения которое получила система взглядов Е.П. Блаватской представляющая собой синтез западных и восточных религиознофилософских идей. В основе ее ...Тематический философский словарь
  57. теософиятеософия гр. theosophia lt theos бог sophia мудрость] религиозномистическое учение о единении человеческой души с божеством и о возможности непосредственного общения с ...Толковый словарь иностранных слов
  58. теософияТЕОСОФИЯ и ас. Учение о возможности непосредственного постижениябожественных тайн и общения с потусторонним миром. II прил. теософическийая ое....Толковый словарь Ожегова
  59. теософияТЕОСОФИЯ теософии мн. нет ж. от греч. theos бог и sophia мудрость. Религиознофилософское мистическое учение утверждающее будто в мистической опыте общения с т. наз. пот...Толковый словарь русского языка II
  60. теософиятеософия теософия и ж. Учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром.прил. теософический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  61. теософияТЕОСОФИЯ и ас. Учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром. прилагательное теософический ая ое....Толковый словарь русского языка
  62. теософияУдарение в слове теософияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове теософия...Ударение и правописание
  63. теософияRzeczownik теософия f teozofia f...Универсальный русско-польский словарь
  64. теософияТЕОСОФИЯ греч. theos бог и sophia мудрость знание дословно богопознание религиозная системаучение Е.П.Блаватской основавшей в г. в НьюЙорке Теософское общество вско...Уфологический словарь-справочник
  65. теософияв широком смысле слова всякое мистическое учение претендующее на раскрытие особых божественных тайн. В патристике еще синоним теологии но позднее теософией стали называ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  66. теософияТЕОСОФИЯ от греч. theos Бог sophia мудрость в широком смысле интуитивное мистическое богопознание созерцание Бога в свете которого открывается таинственное знание всех...Философская энциклопедия
  67. теософияот греч. бог и мудрость знание В широком смысле слова мистич. богопознание. В Ареопагитиках Т. употребляется как синоним теологии. Позднее Т. в отличие от теологии...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  68. теософияот греч. theos Бог и Sophia мудрость божественная мудрость якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в...Философский энциклопедический словарь II
  69. теософияот греч. theos Бог и Sophia мудрость божественная мудрость якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения достигаемое непосредственным созерцанием. Теософие...Философский энциклопедический словарь
  70. теософиятеософия теософии теософии теософий теософии теософиям теософию теософии теософией теософиею теософиями теософии теософиях Источник Полная акцентуированная парадигма по А...Формы слова
  71. теософияСтоя Соя Сятие Софт Сито Ося Теософия Тес Тоо Тося Фес Ост Фея Фот Фото Осот Осетия Тиф Тис Тиофос Офис Офит Офсет Сет Теософ Сиф Соте Софит София...Электронный словарь анаграмм русского языка
  72. теософияТеософия от бог и мудрость мистическое богопознание. Первоначально это слово было синонимом теологии. В таком значении оно встречается в сочинениях приписанных Диони...Энциклопедический словарь
  73. теософияот бог и мудрость мистическое богопознание. Первоначально это слово было синонимом теологии. В таком значении оно встречается в сочинениях приписанных Дионисию Ареоп...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  74. теософияТЕОСОФИЯиз греч. theos бог и sophia мудрость совокупность учений предлагающих объяснение истоков и смысла жизни. Теософия включает в себя антропогенез и космогенез рассма...Энциклопедия Кольера II
  75. теософияиз греч. theos бог и sophia мудростьem совокупность учений предлагающих объяснение истоков и смысла жизни. Теософия включает в себя антропогенез и космогенез рассматривая...Энциклопедия Кольера
  76. теософияот греч. theos Бог и sophia мудрость знание дословно богопознание англ. theosophy нем. Theosophie. Религиозномистическое учение о единении человеческой души с божеств...Энциклопедия социологии