Русская философия

СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

способ познания и описания общественных явлений в истории и социологии, при к-ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное. Разработан теоретиками народничества Лавровым и Михайловским. Его философские предпосылки представления Д. Юма о границах познания, определяемых возможностями человеческого опыта, концепция Б. Бауэра о критической личности (см. Критически мыслящая личность) как двигателе истории. Лаврова и Михайловского занимали также вопросы, поставленные О. Контом, о пределах вмешательства субъекта познания в естественный ход общественных событий. Оба отвергали, вслед за Контом, как неудовлетворительные, системы метафизического мышления. Метафизика оказалась неспособной объединить *правду теоретического неба* с *правдой практической земли*. В поисках новых путей в философии и социологии необходимо опереться на самоочевидные истины. Одна из таких истин признание того, что естественные силы природы не зависят от человека, его мыслей и желаний, об-во же построено на иных основаниях. Тут действуют живые личности. Они вполне осознанно ставят перед собой конкретные цели и добиваются их осуществления. Отсюда *общественные цели могут быть достигнуты исключительно в личностях* (Лавров). В естественных науках истина достигается с помощью строгих объективно *выверенных* методов исследования. Эти методы опираются на признание регулирующего значения закона причинности. В об-ве закон причинности видоизменяется. Сущее выступает здесь в форме желательного, необходимое корректируется должным. Вообще, об-во изучает (и изменяет его) не некий бесплотный дух (или абстрактный субъект), а *мыслящая, чувствующая и желающая личность*. В естественно-научном и социальном познании есть и нечто общее. И естествознание и социология наталкиваются *на существование факта, на его вероятные причины и следствия, на его распространенность и т. д.*. В отличие от факта природы, одобрение или порицание к-рого бессмысленно, оценка общественного факта, считали сторонники С. м., имеет для субъекта познания большей частью жизненно важное значение. Поэтому в социальном познании особенно ценны указания на *желательность или нежелательность* факта с той или иной т. зр. Личность постоянно вершит свой суд над общественными явлениями (фактами), оценивая их или вынося им свой приговор, истинность к-рого зависит от степени развития ее нравственного сознания. *Социолог не имеет, так сказать, логического права, права устранения из своих работ человека, как он есть, со всеми его скорбями и желаниями* (Михайловский). С. м. является, следовательно, способом познания, при к-ром наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого. Этим определяется и *размер законно принадлежащего ему района исследования*. С. м. призван установить степень и характер влияния субъективного на объективное. Он гарантирует недопущение искажений субъектом познания объективных показаний предмета или события. Такой метод, разъяснял Михайловский, *нисколько не обязывает отворачиваться от общеобязательных форм мышления*; он использует те же приемы и способы научного мышления индукцию, гипотезу, аналогию. Его особенность заключается в другом: он предполагает учет характера и допустимости вмешательства субъективного в объективное. Ф. Энгельс отмечал, что, с его т. зр., в известных пределах С. м., к-рый лучше назвать *психическим методом*, допустим, поскольку он подразумевает апелляцию к нравственному чувству (письмо П. Л. Лаврову от 12-17 ноября 1873 г.). С. м. позволяет, по Михайловскому, обнаружить и обосновать необходимый для личности общественный идеал. Если я, рассуждал он, *отбросив всякие фантомы, смотрю действительности прямо в глаза, то при виде ее некрасивых сторон во мне естественно рождается идеал, нечто отличное от действительности, желательное и по моему крайнему разумению достижимое*. Понятие идеала позволяет глубже понять нравственною сторону истории: идеал способен *придать перспективу истории в ее целом и в ее частях*. Представления об идеале, счастье имеют для личности величайшую ценность (*при каких условиях я могу чувствовать себя наилучше?*). Они определяют многое в ее самопознании и понимании не только своего назначения, но и смысла истории. Задача социолога заключается, следовательно, в том, чтобы отразить идею справедливости и нравственности и, смотря по высоте этого идеала, более или менее приблизиться к пониманию смысла явлений общественной жизни. В этих целях социолог призван отвергать нежелательное, указывая на его пагубные последствия, и предлагать желательное, приближающее к идеалу. Опираясь на С.м., идеологи народничества делали вывод о нежелательности развития в России капитализма как строя, чреватого отрицательными социальными последствиями, и желательности социализма как идеала общественного прогресса. Основываясь на этих критериях и должна, по их мнению, действовать критически мыслящая личность.

  1. субъективный методв социологии идеалистическое истолкование исторического познания в основе которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя....Большая Советская энциклопедия II
  2. субъективный методsubjective method...Русско-английский технический словарь
  3. субъективный методmetodo soggettivo...Русско-итальянский политехнический словарь
  4. субъективный методСубъективный метод см. Субъективизм....Энциклопедический словарь
  5. субъективный методсм. Субъективизм....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона