Русская философия

СТРУВЕ ПЕТР БЕРНГАРДОВИЧ

(26.01(7.02). 1870, Пермь 26.02.1944, Париж) экономист, философ, социолог, историк, общественно-политический деятель. В 1889 г. поступил на естественный ф-т Петербургского ун-та, затем перешел на юридический, закончил его экстерном в 1895 г. В 1891-1892 гг. учился у Л. Гумпловича в Австрии. Преподавал политэкономию в Петербургском политехническом ин-те (1906-1917), на Бестужевских женских курсах (с 1910). В 1913 г. в Петербургском ун-те защитил магистерскую, а в 1917 г. в Киевском ун-те докторскую диссертацию (*Хозяйство и цена*). С 1916 г. почетный доктор права Кембриджского ун-та, с 1917-го почетный член Российской Академии наук. В 1890-е гг. С. один из виднейших представителей рус. марксизма; его кн. *Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России* (1894) оказала значительное влияние на распространение марксизма в России, он был участником Международного социалистического конгресса в Лондоне (1896), редактировал марксистские журн. *Новое слово* (1897) и *Начало* (1899), написал манифест I съезда РСДРП. С нач. 1900-х гг. С. порывает с марксизмом и переходит на позиции либерализма. С 1902 по 1905 г. (Штутгарт Париж) редактировал журн. *Освобождение*, был одним из организаторов *Союза Освобождения* (1904) и партии кадетов (1905), входил в состав ее ЦК (с 1906). Избирался депутатом II Государственной думы (1907). С. сыграл заметную роль в становлении философского идеализма в России нач. XX в. Он был одним из организаторов и авторов сб. *Проблемы идеализма* (1902), *Вехи* (1909), *Из глубины* (1918), активно участвовал в деятельности Религиозно-философского об-ва в Петербурге. После Февральской революции 1917 г. С. служил директором экономического департамента МИД, после Октября включился в антисоветскую деятельность: был одним из организаторов Добровольческой армии, членом правительства П. Н. Врангеля. В эмиграции (с 1920) возобновил издание журн. *Русская мысль* (1921-1925, 1927, Прага Берлин), редактировал газ. *Возрождение* (1925-1927), *Россия* (1928), участвовал в руководстве газ. *Россия и славянство* (1928-1932). В белградский период (1928-1942) С. был председателем Отделения общественных наук Русского научного ин-та, читал курс социологии в ун-тах Белграда и Субботицы, работал над произв. по рус. истории (*Социальная и экономическая история России с древнейших времен и до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности*; осталось незавершенным), истории экономической мысли, философии (*Система критической философии*; рукопись пропала) и др. После ареста в 1941 г. немецкими оккупационными властями и трехмесячного заключения С. уехал в Париж. Философские воззрения С., не получив систематического и компактного изложения, разбросаны в сотнях статей, докладов, учебных курсов по политэкономии, истории, политике, статистике, социологии, праву, культуре, языкознанию, религии, истории литературы. Обладая энциклопедическими знаниями, С., по словам его близкого друга Франка, стремился сочетать *исчерпывающее знание всего эмпирического материала* с построением широких философских обобщений. Среди собственно философских работ, раскрывающих теоретико-методологические основы его творчества, выделяются *Свобода и историческая необходимость* (1897), предисловие к кн. Бердяева *Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском* (1901), *К характеристике нашего философского развития* (1902), *Заметки о плюрализме* (1923), *Метафизика и социология. Универсализм и сингуляризм в античной философии* (1935) и др. В начале своего творческого пути С., будучи *в философии критическим позитивистом, в социологии и политической экономии решительным, хотя и вовсе не правоверным, марксистом*, утверждал, что сознание не существует независимо от реального мира, производно от бытия. Однако уже в период *Критических заметок...* он отмечал отсутствие философского обоснования марксизма, выдвигал требование его критики с позиции фактов и пересмотра самих фактов в контексте новой философской теории. Философско-методологической базой, определившей поворот С. от *легального марксизма* к идеализму и метафизике, стало неокантианство. Рассматривая марксизм как заключительную стадию развития позитивизма в России и отмечая положительную роль последнего в истории рус. культуры, С. отрицал внутреннее родство марксистского учения с нем. классическим идеализмом, усматривал его корни в школе Л. Фейербаха, фр. материализме XVIII в. и теориях социалистов-утопистов. Центральными проблемами его философско-теоретических исследований, осуществляемых в осн. в рамках критики позитивизма, марксизма и субъективной социологии народничества, были соотношения должного и сущего, свободы и необходимости. Отвергая осн. тезис позитивизма о подчинении должного сущему (бытию) и выведении первого из второго, С. пытается разграничить мир мыслимого бытия и реальность, скрытую от познающего разума. С его т. зр., мир, данный человеку в опыте, есть лишь синтетический продукт сознания, результат логической обработки незначительной части доступных мышлению явлений. Использовав аргументацию имманентной философии о тождестве объективного и субъективного и объединив их в одну из сфер реальности, он помещает в др. ее сферу (*абсолютно данную тайну*) должное. Онтологический статус должного, существующего параллельно миру явлений, С. (вслед за Г. Зиммелем) определяет как некое промежуточное звено между бытием и небытием, устанавливаемое на уровне чувства. По мнению С, противоречие свободы и необходимости (модусы должного и сущего) проявляется в качестве бесспорного факта внутреннего опыта и обусловливает все осн. противоречия мышления. В этом смысле если логика имеет дело с формальными естественными законами мышления, то гносеология обращена на содержание сознания, в к-ром присутствуют неизвестные или малоизвестные элементы источники противоречий, в силу этого она оказывается неспособной создать полную картину мира, и отсюда становится неизбежным выход за пределы формализованного опытного знания к метафизике. Именно метафизика, но С, объединю) положительные знания и тайны бытия, даст совр. человеку цельное и гармоничное мировоззрение. Рассматривая с этих позиций проблему цели и средства, С. выстраивает своеобразную иерархию целей, где в соответствии с причинной необходимостью каждая предшествующая цель является средством для последующей вплоть до конечной абсолютной цели, принадлежащей уже миру должного, а не сущего. Главной задачей метафизики, по С., является разрешение нравственной проблемы, принципиально не раскрываемой на логической или эмпирической основе. Он отстаивает принципы *христианско-демократической морали*, основанной на равенстве и свободе людей как индивидуальных духовных субстанций. Мораль абсолютного добра, признавая за личностью право свободного выбора собственного нравственного закона, предлагает ей не подчиниться требованию добра, а возлюбить его. Позднее, в годы эмиграции, С. формулирует свою философию как плюралистическое миропонимание, имеющее гносеологический и онтологический аспекты. Преобразовав гносеолого-онтологическую пару средневековой схоластической философии *реализм-номинализм* соответственно в термины *универсализм* и *сингуляризм* (атомизм), он полагает недопустимым утверждать *реальность* общих понятий (универсалий) без их предварительного эмпирического обнаружения, их фактической бытийности. Отсюда необходима строгая критическая оценка их соотношения с частными, сингулярными знаниями. В онтологическом плане постулируется отказ от монистической картины мира в пользу плюралистического мировоззрения, предполагающего наличие не тождественных и причинно-зависимых, а уникальных многопространственных и разновременных явлений. В этом смысле закономерный причинный миропорядок есть лишь сумма определенных статистических приближений, в основе к-рой лежат первичные, вечно творящие материальные и духовные силы - элементы. В своей социологии решающее значение С. придавал классификации соединений общественных элементов, к-рые в зависимости от силы экономических связей делятся на *реальную совокупность* (отдельно расположенные, экономически между собой не взаимодействующие сооб-ва), *систему* (взаимодействие хозяйств с большой их автономизацией) и *единство* (совр. об-ва хозяйства с государственной организацией). В соответствии с понятиями *система* и *единство* социальные явления подразделяются на систематические, или гетерогенические (об-во), и телеологические, или автогенические (прежде всего, государство). Если об-во иррационально, бессубъективно и бессознательно, то государство отличается рациональным поведением и субъективным сознанием. Постепенно тема государства становится для С. одной из центральных; в ней объединяются его идеи о нации, социализме, праве, религии, культуре. Несмотря на внешнюю рациональность, природа государства, по С., глубоко мистична, сверхразумна и внеразумна, что проявляется, в частности, в инстинктивном стремлении человека принести себя ему в жертву. С государством тесно связано национальное начало, в к-ром интересы отдельных лиц и классов необходимо объединяются в одном высшем идеальном интересе государства. С. сторонник либерального национального государства, где принцип индивидуализма сочетается с идеей общественного самоуправления и осн. социальными гарантиями для личности. В форме индивидуализма проявляется религиозная потребность человека ощущать себя соединенным с государством и нацией. Государство есть *организм*, к-рый во имя культуры подчиняет народную жизнь началу дисциплины - осн. условию государственной мощи. Проанализировав опыт XIX и нач. XX в., С. сделал вывод, что процветают те государства, в политике к-рых наиболее полно слились и воплотились идеи империализма (забота о внешнем могуществе государства) и либерализма. В оценке революционных событий в России С. также отталкивается от идеи государства. Находясь в оппозиции к самодержавию (в эмигрантский период эволюционировал к монархизму), он выступал за революцию во имя государства, против *психологии и традиции государственного отщепенства*. В Октябрьской революции он усматривал *грандиозную реакцию* почвенных сил принуждения против таких же почвенных сил свободы, коренящихся в рус. государственности и общественности.

  1. струве петр бернгардович. Русский экономист философ историк и публицист. Виднейший представитель легального марксизма. В начале х годов Струве активно участвовал в идейной борьбе с народниками в...1000+ биографических данных - словарь
  2. струве петр бернгардовичСтруве Петр Бернгардович публицист внук астронома В.Я. Струве родился в г. вскоре по окончании курса на юридическом факультете СанктПетербургского университета выпусти...Биографический словарь
  3. струве, петр бернгардовичпублицист внук астронома Василия Яковлевича С. см. род. в г. вскоре по окончании курса на юридическом факультете СПб. университета выпустил книгу Критические заметки к в...Большая биографическая энциклопедия
  4. струве петр бернгардовичСтрувеstrong Петр Бернгардович . Пермь . Париж русский политический деятель экономист философ главный представитель легального марксизма. Сын пермского губернатора. Окон...Большая Советская энциклопедия II
  5. струве петр бернгардовичпублицист внук астронома В.Я. Струве родился в г. вскоре по окончании курса на юридическом факультете СанктПетербургского университета выпустил книгу Критические заметк...Большой российский биографический словарь
  6. струве петр бернгардовичСТРУВЕ Петр Бернгардович российский политический деятель философ экономист историк публицист академик РАН в исключен. В х гг. теоретик легального марксизма вел полеми...Большой Энциклопедический словарь V
  7. струве, пётр бернгардовичПетр Бернгардович экономист философ историк публицист. Теоретик легального марксизма участвовал в составлении Манифеста Российской социалдемократической рабочей партии...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. струве петр бернгардовичкрупный русский теоретик консервативного либерализма и практический политик член ЦК кадетской партии депутат II Государственной Думы. Либерализм Струве как он неоднократ...Именной словарь-справочник политических деятелей
  9. струве петр бернгардовичодин из крупных политических вождей русской буржуазии. В эволюции Струве наиболее ярко отразились этапы развития ее политической идеологии. В начале х годов Струве активн...Исторический справочник русского марксиста
  10. струве петр бернгардовичроссийский политический деятель философ экономист историк публицист академик РАН в исключен. В х гт. теоретик легального марксизма вел полемику с народничеством автор М...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  11. струве петр бернгардовичроссийский политический деятель философ экономист историк публицист академик РАН в исключен. В х гг. теоретик легального марксизма вел полемику с народниками автор Мани...Политическая наука - Словарь-справочник
  12. струве петр бернгардовичПолит. деятель экономист историк академик . Окончил юрид. фт Петерб. унта в преподавал там же. В ых организатор марксистских кружков и печатных органов теоретик легальн...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  13. струве петр бернгардовичСТРУВЕ Петр Бернгардович экономист философ публицист и обществ.полит. деятель. Внук В. Я. Струве основателя Пулковской обсерватории. Сын пермского губернатора. Рано по...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  14. струве петр бернгардовичянваря Пермь февраля Париж. Из семьи начало которой положил профессор В.Я. Струве эмигрировавший в Россию академик создатель Пулковской обсерватории основатель русск...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  15. струве петр бернгардовичСтруве Петр Бернгардович экономист и публицистПсевдонимыi Борисов П.u въ П. И.u Независимыйu П. Б.u П. Г.u П. С.u Петербуржецu Р. Д.u Р. Н. С.u Редакторu С.u С. Т. Р....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  16. струве петр бернгардовичроссийский мыслитель философ экономист правовед историк. Студент юридического факультета Петербургского университета с стажировался у Гумпловича в г. Граце Австрия . Сда...Социологическая энциклопедия
  17. струве петр бернгардовичроссийский политический деятель философ экономист историк публицист. В х гг. теоретик легального марксизма вел полемику с народниками автор Манифеста РСДРП . С нач. х гг....Философия политики - словарь персоналий
  18. струве петр бернгардовичСТРУВЕ Петр Бернгардович политик публицист экономист философ историк. Уже в студенческие годы активно занялся политической деятельностью и примкнул к марксистскому движ...Философская энциклопедия
  19. струве петр бернгардовичянв. февр. рус. экономист философ публицист и обществ.политич. деятель. Окончил юридич. факт Петерб. унта. Один из гл. представителей т.н. легального марксизма. Авто...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. струве петр бернгардовичрус. экономист и философ публицист. В х гг. в. гл. представитель легального марксизма Критические заметки по вопросу об экономическом развитии России . Позднее стал идео...Философский энциклопедический словарь
  21. струве, петр бернгардовичСтруве Петр Бернгардович публицист внук астронома В. Я. С. см. род. в г. вскоре по окончании курса на юридическом факультете СПб. унив. выпустил книгу Критические замет...Энциклопедический словарь
  22. струве петр бернгардовичIstrongпублицист внук астронома В. Я. С. см. род. в г. вскоре по окончании курса на юридическом факультете СПб. унив. выпустил книгу Критические заметки к вопросу об эко...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  23. струве петр бернгардовичполитический деятель экономист историк публицист академик РАН в исключен. В х гг. теоретик легального марксизма вел полемику с народниками автор Манифеста РСДРП . С на...Энциклопедия История отечества
  24. струве петр бернгардовичполитический деятель экономист историк публицист академик РАН в исключен. В х гг. теоретик легального марксизма вел полемику с народниками автор Манифеста РСДРП . С нач...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  25. струве петр бернгардович. Пермь . Париж политик историк экономист издатель. Сын пермского губернатора внук астронома В.Струве. В жил с семьей в Германии. В окончил ю гимназию в Петербурге. В ...Энциклопедия русской эмиграции