Русская философия

СОЛОНЕВИЧ ИВАН ЛУКЬЯНОВИЧ

(14(26).11.1891, с. Рудники Пружанского у. Гродненской губ. 24.04.1953, Буэнос-Айрес) политический мыслитель, философ, писатель. Окончил юридический ф-т Петроградского ун-та (1916). Сотрудничал в правой печати. В годы гражданской войны примкнул к белому движению. Оказавшись за рубежом, издавал в Софии газ. *Голос России*. После ее закрытия болгарскими властями (1938) переехал в Германию, где основал *Нашу газету*, к-рая была закрыта в 1941 г. В З0-е гг. С. пережил увлечение фашизмом, в к-ром усматривал возрождающуюся национальную государственность, подлинную народную демократию, противостоящую фальшивой *демократии* Запада, за фасадом к-рой скрывается реальная власть финансовой олигархии. Антирус. политика Гитлера сделала его противником фашизма. После войны он переехал в Аргентину, где начал выпускать еженедельную рус. монархическую газ, *Наша страна*. Главный теоретический труд С. кн. *Народная монархия*, в к-рой в систематической форме излагается концепция философии рус. истории. Он исходит в ней из безусловной индивидуальности народов и их исторических судеб. Не существует, считает он, обязательных для всех законов истории, а следовательно, любые рецепты и доктрины, основанные на чужом опыте, бесполезны и даже вредны. Всякая разумная программа должна быть адресована данному конкретному народу и иметь в виду именно этот народ, а не абстрактные образования, выводимые из неких *всеобщих* свойств человека. Реализуя свое национальное *я*, каждый народ стремится создать свою культуру, государственность и, наконец, империю как высшую форму его самореализации. Имперское призвание исключительно ярко и полно выразилось в исторической жизни рус, народа. Основой государственного строительства России была рус. национальная идея. Однако в процессе развития эта идея перерастала сугубо племенные рамки и, сохраняя свой специфический рус. облик, становилась одновременно сверхнациональной. Рус. народ, с т. зр. С., единственный в мире построил такую государственность, в рамках к-рой все племена и народы чувствовали себя наравне с *имперской нацией*: если хорошо, то хорошо всем, если плохо то также всем одинаково. Следуя за Достоевским и В. С. Соловьевым, он усматривал в этом осн. черту рус. менталитета и рус. государственности их своеобразный универсализм, *всечеловечность*, *вселенскость*. Наиболее полное и цветущее выражение органического развития рус. государства он, как и славянофилы, видел в Московской Руси, к-рой, по его мнению, были свойственны гармоничность, сбалансированность всех элементов народной жизни, а также своеобразный демократизм в смысле реальной связи власти с низовыми слоями народа. Здесь был создан строй, к-рый С. определял как соединение самодержавия и самоуправления, несовместимое с западноевропейской т. зр., не было принципа разделения властей, а доминировали общегосударственные, общенациональные цели и соображения. Москва, считал он, опередила Западную Европу и по юридическому закреплению личной неприкосновенности (*Судебник* 1550 г.), и по созданию всесословного самоуправления. Резкий перелом к худшему в развитии рус. государственности, по мнению С., произошел с воцарением Петра I. Признавая за ним яркую индивидуальность, он крайне отрицательно оценивает его деятельность, как начало подспудного завоевания России Западом, нарушившего естественность и органичность ее развития. Орудием зап. влияния стало дворянство, а затем генетически тесно связанная с дворянской культурой интеллигенция. С этого времени интересы и духовный мир верхнего класса рус. об-ва и народа резко расходятся. Устанавливается политическая и социальная диктатура дворянства, самоуправление и самодержавие фактически ликвидируются. Одновременно в интересах дворянства осуществляется закрепощение крестьян. Самый страшный результат петровской *европеизации*, по С., состоял в утрате рус. народом своего интеллектуального слоя, оформившегося в виде оторванной от масс интеллигенции. При этом С. не делал особой разницы между *революционерами* и *ретроградами*, не видевшими иных целей, кроме сохранения своих привилегий. Свержение монархии С. рассматривал как общенациональную трагедию, смысл к-рой не был сразу понят народом, опьяненным внезапным переходом к внешней *свободе*. В объяснении причин поворотов рус. истории, обрушивших процветающую страну в пучину катастроф, С. не был последователен. Он то видел в этих поворотах действие иррациональных стихий истории, то пытался понять их рационально и вывести из конкретного стечения обстоятельств (так, по С., народ мирился с петровским царствованием потому, что хорошо помнил еще большие тяготы Смутного времени). Историческим выходом для России, попавшей в тиски большевизма, С. считал возвращение к национальной по духу и народной по социальному содержанию монархии. При этом, подчеркивал он, речь должна идти о восстановлении целой системы учреждений от всероссийского престола до сельского схода. В этой системе царю принадлежала бы *сила власти*, а народу *сила мнения*. По С., главный урок государственного строительства, к-рый можно извлечь из ошибок прошлого, состоит в том, чтобы не допустить появления какого-то самостоятельного слоя, являющегося посредником между властью и народом.

  1. солоневич, иван лукьянович[. .] историк социолог публицист видный представитель монархического идейного крыла рус. эмиграции. Род. в с. Рудники Пружанского уезда Гродненской губ. Окончил в юрид...Большая биографическая энциклопедия
  2. солоневич иван лукьяновичСОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович русский политический мыслитель. В годы гражданской войны участвовал в белом движении. Ок. был заключен в концлагерь но вскоре бежал за границ...Большой Энциклопедический словарь V
  3. солоневич, иван лукьяновичрусский политический мыслитель. В годы гражданской войны участвовал в белом движении. Ок. был заключен в концлагерь но вскоре бежал за границу. В эмиграции издавал в Соф...Политическая наука - Словарь-справочник
  4. солоневич иван лукьяновичПублицист журналист. Окончил юрид. фт Петрогр. унта . С сотрудничал в газ. Белорусская жизнь в Вильно ред. которой был его отец Л.М.Солоневич . Один из организаторов спо...Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
  5. солоневич иван лукьянович. . русский мыслитель писатель журналист и общественный деятель. Родился в семье народного учителя в Белоруссии в родне оба деда и пятеро дядьев были священниками. В Гра...Святая Русь - энциклопедический словарь