Русская философия

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

самый совершенный в художественном отношении памятник древнерус. литературы (создан 1185/1187, возможно, в 90-х гг. XII в.). По своему идейно-мировоззренческому содержанию он отражает синкретический характер отечественной культуры на начальной стадии ее христианизации, выявляет значение исторических событий того времени и представляет собой историософское по своему содержанию размышление о судьбах Руси. Оригинал памятника, входивший в рукописный сб. XVI-XVII вв. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, погиб в пожаре Москвы 1812 г. Сохранилась только копия текста, сделанного в XVIII в. для Екатерины II, и издание списка сгоревшей рукописи, осуществленное в 1800 г. Отсутствие оригинала и черты яркой неповторимости произв. послужили причиной сомнения в его подлинности, ибо вдохновляли скептиков на отнесение его на более позднее время. Однако многочисленными исследованиями доказана беспочвенность такого рода выводов, более того, выявлена зависимость от него ряда древнерус. произв. (псковского *Апостола* 1307 г., *Задонщины*, *Сказания о Мамаевом побоище*). Памятник не укладывается в традиционные представления о древнерус. культуре, сформировавшиеся под влиянием официальной церкви. Из поля зрения духовной цензуры выпадал оригинальный глубоко национальный и независимый от внешних церковных воздействий пласт культуры. Много споров ведется о том, кого считать автором памятника. Чаще всего исследователями создается его обобщенный образ, при этом отмечается его близость и сочувствие герою *Слова*, его приверженность к устному народному творчеству, высокая образованность и тесные связи со средой книжников-грамотников. Установление конкретного лица не имеет принципиального значения для оценки памятника, ибо автор давно уже поднялся над конкретными лицами и сословиями, выразив стремление измученного раздорами об-ва к прекращению феодальных усобиц. Автор *Слова* не идет по пути лишь поэтической вырисовки канвы совр. истории. Ему присущ широкий сравнительный охват времен и событий, из чего вырастает оценочный подход к действительности и умение проникаться глубинной сутью происходящего. В произв. можно выделить три уровня постижения действительности, каждому из к-рых соответствует особый способ познания: эмпирический, художественный и символический. Все эти три способа типичны для древнерус. культуры и характеризуют различные стороны познавательной деятельности средневекового человека. Довольно точное воспроизведение реальности природного мира и исторической обстановки это как бы начальная стадия восприятия. За ней следует обобщение, выражающееся в образном, художественном, поэтическом осмыслении событий. Наконец, символический план обнаруживает за реалиями действительности их вечный смысл и скрытые, объемлющие культурное наследие мн. веков пласты. Чисто внешне *Слово* посвящено неудачному походу князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Но это событие наводит автора на размышления об истории страны в самом широком смысле и постижение существенных черт эпохи. Давно замечено, что мн. понятия и образы *Слова* никак не могут быть выведены и объяснены из христианского миропонимания. Автор свободно пользуется мифологическим арсеналом для выражения своих мыслей, и поэтому *Слово* донесло до нас отзвуки славянских мифов о богах. Сакральное отношение к природным силам сказалось и в создании ведущего образа всего произв. образа Русской земли. Мир природы и человека предстает в нем гармонизированным, о чем свидетельствуют указания на близость и даже родство людей, природы и богов. Герои *Слова* напрямую вступают в контакт с природой, при этом материальные объекты, части мироздания оживляются, в чем даже со скидкой на поэтическую форму просматривается пантеистическая основа. Восприятие событийной последовательности строится в памятнике по типу трехступенчатого ряда, в к-ром конечный этап повторяет начальный. Этот метод восходит к идее вечного круговращения, сформировавшейся под влиянием наблюдений за природой. Постижение исторического бытия в *Слове* отмечено глубиной охвата времен, обозримость к-рых теряется в *веках трояних*. Легендарная эпоха сменяется историческим временем, к-рое распадается на три в ценностном отношении неравных отрезка (время дедов, отцов и внуков) и объемлет собой исторически обозримую память поколений. Поскольку, с т. зр. автора, время должно вернуться на круги своя, можно надеяться на величие новых *трояних веков*. В циклическом видении временно-событийной действительности заложен призыв к единению: как бы наводится мост от прошлого к идеалу будущего могущества Руси. Заложенные в *Слове* принципы циклического временного восприятия исторических событий нельзя назвать соответствующими христианству. Но налицо и отступление от исконной мифологической культуры, распространяющей циклизм лишь на природу. Природное здесь уже существенно разделено с социальным, хотя между ними сохраняется тесная взаимосвязь. Историческое мышление автора выявляется и через его отношение к Русской земле как центральному понятию всего произв. Конечно, было бы ошибкой считать, что привнесенное на Русь в 988 г. христианство никак не коснулось поэтики, образов, понятий и самого фактического материала памятника. В нем отражены реалии христианизировавшейся Руси (храмы Софии и Богородицы), наличествует значительный пласт фраз и речевых оборотов христианской литературы. В тексте также упоминается Бог и Божий суд. Все это свидетельствует о неоднородности памятника в мировоззренческом плане. Он отразил то переходное состояние древнерус. культуры, когда христианство в полном объеме еще не было освоено об-вом, когда распространявшееся усилиями греч. и немногочисленного рус. духовенства монотеистическое учение в массе народа не воспринималось как свое, не перекроило еще мировосприятия целиком. Миф в изначальной своей общественной функции отмирал, но из его обломков возник образец песенной, близкой к эпическому стилю поэзии. Все это обуславливает и различные оценки мировоззренческой ориентации произв. Одни исследователи придерживаются преимущественно христианского прочтения *Слова*. Другие сосредоточивают внимание на преобладающем влиянии язычества. Наиболее плодотворным в осмыслении памятника представляется такой подход, когда во главу угла ставится не столько противопоставление язычества христианству, сколько тесное переплетение обоих компонентов древнерус. культуры, свидетельствующее о существовании на Руси в то время самостоятельного, глубоко национального по своему характеру направления мыслительной деятельности, следы к-рого были вытеснены греко-христианским мировоззрением.

  1. слово о полку игоревеСЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ памятник др.рус. литры конца в. Написан неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославичаiкнязя новгородсеверского на половцев в под свеж...Большая советская энциклопедия
  2. слово о полку игоревеСлово о полку Игореве памятник древнерусской литературы конца в. Написан неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича См. Игорь Святославичem князя новгоро...Большая Советская энциклопедия II
  3. слово о полку игоревепамятник древнерусской литературы кон. в. Воснове сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича .Частный эпизод русскополовецких войн претворен в событие общерус...Большой энциклопедический словарь II
  4. "слово о полку игореве"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ памятник древнерусской литературы кон. в. В основе сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича . Частный эпизод русскополовецких войн пре...Большой энциклопедический словарь III
  5. слово о полку игоревеСЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ памятник древнерусской литературы кон. в. В основе сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича . Частный эпизод русскополовецких войн пр...Большой Энциклопедический словарь V
  6. "слово о полку игореве"конец в. древнерусское лироэпическое произведение в ритмизованной прозе. Повествуя и размышляя о трагическом Половецком походе Игоря Святославича авторсовременник скорб...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. слово о полку игоревеодин из самых значительных в художественном отношении памятников древнерусской литературы датируемый большинством исследователей концом XII в. С. дошло до нового времени ...Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь
  8. слово о полку игоревелитературный памятник в. одно из величайших произведений древнерусской литературы. Современники не оценили Слово о чем свидетельствует отсутствие дошедших до нас списков...Литература и язык. Современная энциклопедия
  9. "слово о полку игореве"литературный памятник в. одно из величайших произведений древнерусской литературы. Современники не оценили Слово о чм свидетельствует отсутствие дошедших до нас списков ...Литературная энциклопедия
  10. слово о полку игоревеСЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ лир.эпическая поэма замечательный памятник художественной литературы древней Руси XIIв. С. о п. И. было открыто в составе рукописного сборника найд...Литературная энциклопедия
  11. слово о полку игоревеСЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ лир.эпическая поэма замечательный памятник художественной литературы древней Руси XIIв. С. о п. И. было открыто в составе рукописного сборника найд...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  12. слово о полку игоревеСлово о полку Игореве Слово о полку Игореве...Орфографический словарь
  13. слово о полку игореве...Орфографический словарь русского языка
  14. слово о полку игоревеОрфографическая запись слова слово о полку игореве Ударение в слове Слово о полку Игореве Деление слова на слоги перенос слова слово о полку игореве Фонетическая транскри...Полный фонетический разбор слов
  15. "слово о полку игореве"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ выдающийся пам. др.рус. литры. Существует обширная литра посвященная этому произведению. С. дошло до в. в единственном списке судя по всему в. Ка...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  16. слово о полку игоревеВыдающееся произведение древней русской литературы написанное неизвестным автором предположительно между и гг. Впервые было издано в г. Написано в жанре словаem то ес...Россия. Лингвострановедческий словарь
  17. слово о полку игоревеСЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ памятник древнерусской литературы конца в. В основе сюжета неудачный поход на половцев Игоря Святославичаem в . Частный эпизод русскополовецких во...Русская энциклопедия
  18. слово о полку игоревеСлово о полку игореве...Русский орфографический словарь
  19. слово о полку игоревевыдающееся произведение древнерусской поэзии XII в. свидетельствующее о высоком уровне культуры национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи. Открыто в ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  20. слово о полку игоревепамятник древнерусской литературы конца XII в. В основе сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича г. Частный эпизод русскополовецких войн претворен в событие...Словарь исторических терминов
  21. слово о полку игоревеСлово о полку Игоревеstrong литературный памятник XII в. одно из самых значительных в художественном отношении произведений древнерусской литературы. С момента своего от...Словарь книжников и книжности Древней Руси
  22. "слово о полку игореве"древнерус. лит. памятник. По мнению большинства ученых создан не позже . Поэтически описывает неудачный поход в Половецкую степь новгородсеверского кн. Игоря Святославич...Советская историческая энциклопедия
  23. слово о полку игоревеСЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ конец в. древнерусское лироэпическое произведение в ритмизованной прозе. Повествуя и размышляя о трагическом Половецком походе Игоря Святославича ...Современная энциклопедия
  24. слово о полку игоревеСЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ памятник древнерусской литературы кон. в. В основе сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича . Частный эпизод русскополовецких войн пре...Современный энциклопедический словарь
  25. слово о полку игоревеУдарение в слове Слово о полку ИгоревеУдарение падает на буквы оуБезударные гласные в слове Слово о полку Игореве...Ударение и правописание
  26. слово о полку игоревеСлово о Полку Игореве единственный в своем роде драгоценный памятник древнейшей русской поэзии как художественной так и народной. Оно до сих пор остается не вполне разъя...Энциклопедический словарь
  27. "слово о полку игореве"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ памятник древнерусской литературы кон. в. В основе сюжета неудачный половецкий поход Игоря Святославича . Частный эпизод русскополовецких войн пр...Энциклопедический словарь естествознания
  28. слово о полку игоревеединственный в своем роде драгоценный памятник древнейшей русской поэзии как художественной так и народной. Оно до сих пор остается не вполне разъясненным со стороны прои...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  29. слово о полку игоревепамятник древнерусской литературы конца в. В основе сюжета неудачный поход на половцев Игоря Святославича в . Частный эпизод русскополовецких войн претворен в событие об...Энциклопедия История отечества
  30. слово о полку игоревепамятник древнерусской литературы конца в. В основе сюжета неудачный поход на половцев Игоря Святославича в . Частный эпизод русскополовецких войн претворен в событие о...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия