Русская философия

СКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ

(22.11 (3.12). 1722, с. Чернухи Полтавской губ. 29.10(9.11). 1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.) философ, поэт, музыкант и педагог. В 1738 г. поступил в Киево-Могилянскую академию, но в 1742 г. призван в императорскую придворную капеллу. Через два года службы певчим увольняется для продолжения учебы. К 1753 г. относится первое датированное стихотворение С., посвященное епископу Иоанну Козловичу, и приглашение прочитать курс пиитики в Переяславской семинарии. Первый трактат С. *Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной* не сохранился, но известно, что Иоанн Козлович дал отрицательный отзыв на рукопись и уволил строптивого педагога (*Не живяще посреди дому моего творяй гордыню*). Приняв должность домашнего учителя, С. поселяется в имении Каврай, где раскрывается его поэтический дар (*Сад божественных песен*). Именно в недрах поэтических откровений были заключены его будущие философские прозрения и формы его жизненного поведения. *Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить,// Буду век мой коротати, где тихо время бежит...* Но прежде чем осуществить идеал своей жизни, С. предпринял в 1759 г. последнюю попытку учительства в большом городе, в течение ок. 10 лет был учителем поэзии в Харьковском коллегиуме. Им был написан специальный учебный курс *Начальная дверь ко христианскому добронравию*, но важнейшим событием в жизни С. этого периода было знакомство с М. Коваленским. Оно вылилось в переписку на лат. языке, к-рая сама по себе может восприниматься как срез духовной культуры XVIII в., а также в первое биографическое соч., написанное М. Коваленским: *Жизнь Григория Сковороды*. С 1769 г. начался период его скитаний по Малороссии. С. неоднократно получал приглашения вступить на поприще церковно-монастырской жизни, но идеалы рус. нестяжательства (см. Нестяжатели) и вольнолюбивый характер заставили его выбрать удел нищего странствующего философа. Скитания не были чем-то тягостным для мыслителя, ибо он подолгу жил у своих знакомых учеников и почитателей его талантов. Здесь были написаны его зрелые философские работы (напр., диалоги *Кольцо* и *Алфавит, или Букварь мира*), дающие представление об осн. строе его миросозерцания. Все бытие, по мнению С., состоит из трех уровней, трех миров. Первым уровнем, где обитает все рожденное, является макрокосм, или Вселенная. Второй уровень это микрокосм, или человек (малый мир, *мирок*). Третий уровень понимался С. как символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм. В своем наиболее совершенном образе она является не чем иным, как Библией. Триединый образ, троякий срез бытия не исчерпывает всей картины мира, т. к. каждый из перечисленных миров двуприроден. состоит из двух натур видимой и невидимой. Первая, видимая натура была названа С. тварью, материей, а вторая, невидимая Богом, или формой. Проблемы познания в наибольшей мере нашли свое отражение в написанных им еще в Харькове диалогах *Наркисс* и *Симфония, нареченная книга Асхавь, о познании самого себя*. В них обосновывалась идея самопознания человеком своей духовной сущности как необходимого условия достижения внутреннего мира. Истоками философско-этического учения С. были христианско-неоплатоническая этика, эллинско-римский стоицизм и скептицизм и особенно этические взгляды Эпикура и Плутарха. В центре его этических построений находятся концепция *сродности* и учение о счастье. С. был убежден, что существует универсальный закон *сродности*, заключающий в себе принцип бытийного равновесия вещей, предметов и существ, благодаря чему достигается гармония природы. Учение о человеческом счастье (*Разговор пяти спутников об истинном счастии в жизни*) рассматривало последнее как естественный и универсальный закон. Поиски человеком своего счастья являются, по сути дела, поисками своей *сродности*, неотделимыми от познания своей внутренней сущности. Если символический мир Библии выполнял своеобразную связующую роль между микрокосмом и макрокосмом, то человек был концом, центром и гаванью этого мира. При этом имелся в виду не живой, конкретный человек, а его метафизическая сущность, божественная идея человека, существующая в божественном интеллекте, внутренний человек, созданный по образу и подобию Божьему. Внутренний человек в поисках присущей ему *сродности* обретал специфическую энтелехию (завершенность), к-рая в метафизическом плане была заключена в Боге, а в конкретно-историческом в личностном человеческом счастье. Т. обр., этика С. была не нормативной, а внутреннеавтономной и носила сугубо личностный характер. Эстетика С. понимание *прекрасного* как *идеи* вещей в умозрительном свете Единого, *безобразное* же является результатом утраты *эйдосами* (образами, идеями) своей самотождественности. Последний свой диалог *Потоп Змиин* С. посвятил любимому ученику М. Коваленскому. Скончался он в селе Ивановка, завещав на надгробии написать: *Мир ловил меня, но не поймал*.

  1. сковорода григорий саввичукр. просветитель философ поэт. Для С. характерно внимание к античной философии гл. обр. к стоицизму и народному свободомыслию. С. стоял на позициях объективного идеализм...Атеистический словарь
  2. сковорода григорий саввичукр. просветитель философ поэт. Для С. характерно внимание к античной философии гл. обр. к стоицизму и народному свободомыслию. С. стоял на позициях объективного идеализм...Атеистический словарь II
  3. сковорода григорий саввичСковорода Григорий Саввич украинский философ сын простого казака учился в киевской духовной академии а потом был отправлен в СанктПетербург в придворную певческую кап...Биографический словарь
  4. сковорода, григорий саввичсын казака род. в г. в Киевском наместничестве Лубенском округе селе Чернухах нынешней Полтавской губ. С ранних лет обнаруживал хорошие способности любовь к музыке и бла...Большая биографическая энциклопедия
  5. сковорода григорий саввичукраинский мыслитель. Бытие человека истолковывал в учении о трех мирах. Первый из них большой всеобщий обительный мир в кром живет все рожденное. Второй микрокосмос ма...Большая психологическая энциклопедия
  6. сковорода григорий саввичСковородаstrong Григорий Саввич [. с. Чернухи Полтавской губернии . с. Ивановка ныне Сковородиновка Харьковской области] украинский философ поэт педагог. Учился в КиевоМ...Большая Советская энциклопедия II
  7. сковорода григорий саввичукраинский философ сын простого казака учился в киевской духовной академии а потом был отправлен в СанктПетербург в придворную певческую капеллу в г. получил увольнение ...Большой российский биографический словарь
  8. сковорода григорий саввичСКОВОРОДА Григорий Саввич украинский философ поэт музыкант педагог. С х гг. вел жизнь странствующего нищегофилософа сочинения Сковороды распространялись в рукописях. Пр...Большой Энциклопедический словарь V
  9. сковорода, григорий саввичГригорий Саввич украинский философ поэт музыкант педагог. С х гг. вел жизнь странствующего нищегофилософа сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. сковорода григорий саввичродился весной г. в семье Казакахлебороба из местечка Чернухи Лохвицкого уезда Полтавской губ. поэт и религиозный философ. Местной дьячок обучил его грамоте а на семнадц...Казачий исторический словарь-справочник
  11. сковорода григорий саввичСКОВОРОДА Григорий Саввич украинский философ поэт педагог. С х гг. вел жизнь странствующего нищего философа. Сб. стихов Сад божественных песней написаны между и прозаи...Литературный энциклопедический словарь
  12. сковорода григорий саввичукраинский философ поэт просветительгуманист. Выступил против официальной религии и церковной схоластики обратившись к природе человеку и его разуму. Говорил о необходимо...Педагогический словарь
  13. сковорода, григорий саввичукраинский философ поэт просветительгуманист. Выступил против официальной религии и церковной схоластики обратившись к природе человеку и его разуму. Говорил о необходимо...Педагогический терминологический словарь
  14. сковорода григорий саввич. . малороссийский философ поэт музыкант педагог. Автор стихотворений басен песен кантов псалмов. Учился в КиевоМогилянской академии. Пел в придворном хоре в Петербурге....Святая Русь - энциклопедический словарь
  15. сковорода григорий саввичСковорода Григорий Саввич в с. Чернухах Лубенск. округа укр. философПсевдонимыi Варсава Григорийu Мейнгардт Даниил Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  16. сковорода григорий саввич[. с. Чернухи Полтавской губ. . с. Ивановка ныне Сковородиновка Харьковской обл.] укр. философ поэт педагог. Учился в КиевоМогилянской академии. С ок. лет преподавал гу...Советский философский словарь
  17. сковорода григорий саввичСКОВОРОДА Григорий Саввич укр. философ поэт педагог. Учился в КиевоМогилянской академии где слушал лекции М. Козачинского Г. Конисского С. Тодорского. Преподавал в колл...Философская энциклопедия
  18. сковорода григорий саввичдекабря ноября укр. философ просветитель и поэт. Род. в семье малоземельного казака в с. Чернухи Полтавской губ. Учился в КиевоМогилянской академии . В в составе п...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  19. сковорода григорий саввичрод. нояб. с. Чернухи Полтавской губ. ум. окт. с. Ивановка Харьковской губ. укр. философ просветитель поэт педагог. Образование получил в КиевоМогилянской духовной ак...Философский энциклопедический словарь II
  20. сковорода григорий саввичрод. нояб. с. Чернухи Полтавской губ. ум. окт. с. Ивановка Харьковской губ. укр. философ просветитель поэт педагог. Образование получил в КиевоМогилянской духовной а...Философский энциклопедический словарь
  21. сковорода, григорий саввичСКОВОРОДА ГРИГОРИЙ САВВИЧ русский и украинский философ поэт педагог. Родился в с.Чернухи Полтавской губернии ноября . Сын простого казака. Учился в КиевоМогилянской акад...Энциклопедия Кольера II
  22. сковорода григорий саввичрусский и украинский философ поэт педагог. Родился в с.Чернухи Полтавской губернии ноября . Сын простого казака. Учился в КиевоМогилянской академии много путешествовал п...Энциклопедия Кольера
  23. сковорода григорий саввичукраинский философпросветитель писатель и педагог. Эстетические и худож. воззрения неотъемлемый компонент его осердеченной нравственной философии разносторонней культурн...Эстетика