Русская философия

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ

(6(18).06.1889, Одесса 11.01.1960, Москва) психолог и философ. Получив высшее философско-психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге (*Исследование проблемы метода*, на нем. языке, 1913), Р. преподавал логику, философию и психологию в гимназиях Одессы. В 1921 г. был избран проф. кафедры психологии Новороссийского (Одесского) ун-та. В 1930 г. стал заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического ин-та им. Герцена, с 1942 г. зав. кафедрой психологии Московского ун-та и директором Ин-та психологии Академии педагогических наук, а с 1945 г. зав. сектором психологии и зам. директора Ин-та философии АН СССР, но в кон. 40-х гг. лишился этих и всех др. постов (по обвинению в космополитизме и идейных ошибках в психологической теории). В 1956 г. восстановлен в должности зав. сектором психологии Ин-та философии. Главные принципы психологического исследования, согласно Р., исходят из философских оснований и заключаются в единстве сознания и деятельности, в соответствии с к-рым человек и его психика формируются и проявляются в деятельности (изначально практической), и детерминизме, в соответствии с к-рым внешние причины действуют через внутренние условия. На основе этих принципов Р. создал философски-психологическую концепцию человека и его психики, теорию мышления как деятельности и как процесса. Исследовал он и такие категории, как бытие (несводимое к категориям объекта и материи), а также системное и иерархизированное соотношение категорий: бытие; субъект и объект; субъективное и объективное; деятельность, поведение и созерцание; материальное и идеальное; природное и социальное; психическое и физиологическое. Субъект, по Р., это основание связи сознания и деятельности, но, как таковой, он формируется в объективировании, в процессе перехода в объект. При этом диалектика объективирования и субъективирования это не саморазвертывание сущности субъекта, а его практическая деятельность; сознание же включает в качестве осн. момента соотнесение индивида как его носителя с др. людьми, с продуктами их прошлой и даже будущей деятельности. Р. писал: *Всякое психическое явление это функция, выражение жизни индивида, свидетельство или показание о ней и вместе с тем рефлексия на объективное бытие, отражение его* (Основы общей психологии. М., 1946. С. 412). Согласно Р., психические явления развиваются в процессе эволюции органического мира, но главное в ходе исторического развития человечества, выражающегося и в индивидуальной жизни человека. В учении о человеке Р. считал, что через личность выявляется не только связь сознания и деятельности, но и организация всех психических процессов, качеств и свойств; она обладает и особым измерением процесса своего развития (и саморазвития) в форме жизненного пути. При объяснении психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через к-рые преломляются все внешние воздействия. Тем самым, по мысли Р., детерминизм предстает как историзм, характеризуя общее, особенное и единичное в развитии личности. *Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних условий. Законы внешне обусловленного развития личности это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение проблем развития и обучения, развития и воспитания* (Проблемы общей психологии. М.( 1973. С. 251). Для понимания учения Р. о человеке, об активности как модусе субъекта, личности большое значение имеет вышедшая уже после его смерти работа *Человек и мир*. Тезис Р. о том, что человек и его психика формируются и выявляются через практическую деятельность, во взаимосвязи с др. людьми, что их проявления характеризуются особенностями различных видов деятельности - трудовой, игровой, обучающей, имеет общефилософский смысл. Особо значим анализ им такого качества деятельности, как ее социальность, осуществляемость через субъекта различной степени общности личности, группы, всего об-ва. В учение о мышлении вошли мн. положения Р. о предметности деятельности, а не только ее символическом и оперантно-поведенческом характере. Для социологии важны его идеи о многослойное личности: наличии у нее общих с др. психических свойств или чувств и ощущений; индивидуализированных социопсихических характеристик, напр., мотивации; социально обусловливаемых свойств. Р. доказывал возможность объективного изучения психики как субъективного феномена, т. е. принадлежащего человеку как субъекту, тем самым он расширял горизонты научного познания в целом, преодолевая установку редукционизма, согласно к-рому объективному изучению подвержено лишь материальное. Исследуя проблему свободы, Р. видел ее суть в самоопределении субъекта по отношению к действительности, к-рое является необходимым звеном в обусловленности действия. Благодаря сознанию человек может предусмотреть последствия своих действий; в силу этого действительность, еще не реализованная, определяет действия, посредством к-рых она реализуется. *Это обращение обычной зависимости центральный феномен сознания в его соотношении со свободой, с ним непосредственно и связана свобода человека* (Бытие и сознание. М., 1957. С. 284). Р. трактовал также свободу как достижение и удержание нравственных позиций в противоречащих этому условиях. Тем самым свобода - вектор жизнедеятельности личности, ориентирующий на ее нравственное совершенствование и одновременно на ее способность изменять соотношение добра и зла в окружающем мире. Такая свобода, по Р., достигается не умозрительным путем, не психологической самонастройкой, а организованной субъектом деятельностью.

  1. рубинштейн сергей леонидовичСергей Леонидович Рубинштейн родился июня г. в Одессе в семье адвоката. В г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в...100 великих психологов
  2. рубинштейн, сергей леонидович[. .] философ и психолог. Род. в Одессе. В окончил филос. фт Марбургского унта там же в защитил докт. дисс. по филос. Eine Studie zum Problem der Methode. В без защи...Большая биографическая энциклопедия
  3. рубинштейн сергей леонидович. Одесса . Москва советский психолог и философ один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография. Окончил Одесский университет философское и психологич...Большая психологическая энциклопедия
  4. рубинштейн сергей леонидовичРубинштейнstrong Сергей Леонидович [. Одесса . Москва] советский психолог членкорреспондент АН СССР . Заведующий кафедрами психологии Ленинградского педагогического инст...Большая Советская энциклопедия II
  5. рубинштейн сергей леонидовичРУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ выдающийся сов. психолог и философ один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философскопсихологическое образование получил в...Большой психологический словарь
  6. рубинштейн сергей леонидовичРУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович российский психолог и философ членкорреспондент АН СССР . Основные труды по философским проблемам психологии исследования памяти восприятия...Большой Энциклопедический словарь V
  7. рубинштейн сергей леонидовичроссийский психолог и философ методолог психологии один из создателей деятельностного подхода в психологии. Др психологических наук профессор первый среди советских пси...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  8. рубинштейн сергей леонидовичОдесса Москва психолог и философ организатор психологической науки членкорреспондент АН СССР . Окончил Марбургский университет доктор философии работал в вузах и научн...Москва (энциклопедия)
  9. рубинштейн, сергей леонидовичпсихолог и философ др педагогических наук членкорреспондент АН СССР д.ч. АПН РСФСР . Преподавал в вузах Одессы Ленинграда Москвы. В директор Института психологии в Мос...Педагогический терминологический словарь
  10. рубинштейн сергей леонидовичРубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил ...Психологический словарь
  11. рубинштейн сергей леонидович. Одесса . Москва советский психолог и философ один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография. Окончил Одесский университет философское и психологич...Психологический словарь II
  12. рубинштейн сергей леонидович[. Одесса . Москва] психолог и философ др пед. наук проф. . Первый среди сов. психологов ч.к. АН СССР. д. ч. АПН РСФСР. . Высшее образование получил в в Германии в ун...Российская педагогическая энциклопедия
  13. рубинштейн сергей леонидович[. Одесса . Москва] сов. психолог чл.корр. АН СССР . Директор Инта психологии АПН РСФСР зам. директора Инта философии АН СССР зав. сектором психологии Инта философии АН...Советский философский словарь
  14. рубинштейн сергей леонидовичроссийский философ и психолог один из организаторов психологической науки в СССР членкорреспондент АН СССР действительный член Академии педагогических наук СССР. Основные...Социологическая энциклопедия
  15. рубинштейн сергей леонидовичРУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [ июня Одесса января Москва] отечественный философ и психолог. В окончил философский факультет Марбургского...Философская энциклопедия
  16. рубинштейн сергей леонидович[ июня янв. ] сов. психолог и философ чл.корр. АН СССР с . Зав. кафедрами психологии Ленингр. гос. пед. инта им. А. И. Герцена Моск. гос. унта директор Инта психоло...Философская Энциклопедия (в 5 томах)